Проблемы развития андеррайтинга в россии

На законодательном уровне четко не закреплены понятия андеррайтинг и андеррайтер. Лишь два нормативных правовых акта ФКЦБ РФ содержат упоминание андеррайтера (Постановление ФКЦБ РФ от 11 октября 1999 г. № 9 и Постановление ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 г. № 45), не раскрывая его функций. Из анализа указанных документов можно только сделать вывод, что брокер может выступать андеррайтером при размещении эмиссионных ценных бумаг.

При этом один из основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг, — ФЗ О рынке ценных бумаг такого термина, как андеррайтер не содержит.

Неразвитость законодательной базы приводит к увеличению рисков эмитента, которому приходится в основном полагаться на доброе имя и деловой авторитет андеррайтеров.

Проблемы, связанные с неразвитостью инфраструктуры, недостатками регулирования, ограниченным объемом российского рынка,приводят к тому, что крупные российские компании предпочитают проводить IPO полностью на западных рынках при минимальном присутствии на российском рынке (Вымпелком, МТС, ВиммБилльДанн, Мечел). Эти размещения — фактический уход финансового рынка за рубеж.

Андеррайтинг и другие услуги по размещению ценных бумаг должны выполняться с соблюдением правил, стандартов и рекомендаций, утвержденных ФСФР, Банком России, другими правомочными органами государственной власти по надлежащему осуществлению брокерской и дилерской деятельности, по предупреждению конфликтов интересов и разрешению их в пользу клиентов, по предотвращению манипулирования ценами и использования инсайдерской информации.

Еще одной серьезной проблемой для всех участников IPO — невозможность одновременного проведения первичного размещения акций и начала вторичных торгов на бирже. Из-за этого у первичных инвесторов возникают чрезмерные курсовые риски.

Другие проблемы связаны с определением цены размещения. В настоящее время цена размещения акций определяется советом директоров. Более того, сначала необходимо определить цену размещения акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения ценных бумаг, и только затем определяется цена размещения акций оставшимися лицами, причем данная цена не может превышать цену размещения акций лицами, имеющими преимущественное право, более чем на 10%. Таким образом, в настоящее время процесс определения цены размещения отодвинут во времени от непосредственного размещения, что приводит к дополнительным рискам. Целесообразнее было бы определить цену по результатам формирования книги заявок у андеррайтера (book building). Данный способ уже многие годы применяют во всем мире, и он доказал свою эффективность.

В настоящее время Законом О рынке ценных бумаг запрещено при первичном размещении оговаривать преимущества одних инвесторов перед другими. Данное ограничение предполагается снять. Однако его отмена вызовет проблемы, которые давно обсуждаются на западных рынках, но о которых пока не задумываются в России. Прежде всего это проблемы конфликта интересов андеррайтера и эмитента и недооценки акций при IPO. В случае сговора между инвестором и андеррайтером существует возможность занижения стоимости акций. Поэтому отменять подобные ограничения надо максимально взвешено, обязательно учитывая при этом опыт и рекомендации международных регуляторов.

Анализ российского рынка ценных бумаг свидетельствует о неготовности части кампаний и предприятий к организации эмиссии. Факторный анализ выявил основные причины:

  • отсутствие стратегии развития, продвижения продукции эмитента и брендов на рынок, недостаточный уровень маркетинга;
  • внутрикорпоративная борьба, конфликты интересов, незаинтересованность менеджмента кампании в эмиссии ценных бумаг.

Эти причины ведут к удлинению процедур, росту расходов эмиссии.

Корень проблем современной России


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: