Проблема истины.

Что есть истина? — извечная философская проблема. Существует множество концепций истины. Наиболее распространённой и признанной является классическая теория истины. Классической эта концепция называется потому что является древнейшей из всех концепции истины, именно с неё начинается теоретическое исследование истины в античной философии. Согласно этой концепции истина-это соответствие знании действительности, или объективное знание. Для правильного понимания истины важно подчеркнуть следующее. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным и неистинным, соответствовать или не соответствовать объекту. Реальный объект рассматривать как истину нельзя. Истина формируется, в результате взаимодействия субъекта и объекта и потому представляет собой единство субъективного и объективного.

Объективность знания( объективная истина) — это содержание знания которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна. Как характеристика знания она вне человека не существует. В содержание знания неизбежно видится субъективный момент, обусловленный особенностями познающего субъекта. Таким образом, истина содержит в себе оба момента — и объективное и субъективное, представляет их единство.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютной и относительной истины. Абсолютная и относительная истины — это два необходимых момента одного и того же истинного знания. Абсолютная истина понимается, во — первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом, идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во – вторых, моменты абсолютного, непреходящего знания в составе объективного знания, которые в снятом виде передаются из поколения в поколение. В – третьих, так называемые «вечные» истины — истины факта или структуры. Таким образом, абсолютная истина (или точнее абсолютное в объективной системе) — это полное, исчерпывающее знание об объекте и поэтому оно не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.

Относительная истина (или точнее — относительное в истине) — это правильное в основе своей знание, которое является неполным, неточным и которое углубляется в ходе развития познания. Важно отметить, что относительная истина всегда объективна и исключает заблуждение и ложь.

Абсолютность и относительность истины взаимосвязаны и взаимодействуют как две стороны объективного знания. Относительное знание содержит в себе момент абсолютного; абсолютное складывается из суммы относительных истин. При нарушении этого единства развитие истины замедляется или прекращается вообще. Игнорирование относительности истины ведет к догматизму и, наоборот, абсолютизация относительности знаний к релятивизму. Как показала история и то и другое одинаково губительно для поиска истины.

Из диалектики абсолютной и относительной истины вытекает принцип конкретности истины. Конкретность истины — это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, всегда противостоит заблуждению.

Заблуждениеэто непреднамеренное несоответствие знаний действительности. Заблуждение возникает вследствие разных субъективных и объективных причин, поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, истолкование вероятных знаний как достоверных, несовершенства познавательных средств и т. п. Необходимо различать заблуждение и ошибку. Заблуждение так же как и истина характеристика знания, а ошибка – результат неправильности действий человека в любой сфере.

Роль заблуждения в познании необходима. В принципе всякое заблуждение уводит в сторону от истины, мешает познанию.Но заблуждения могут способствовать созданию проблемной ситуации, разрешение которой порождает истину. История науки убеждает, что путь к истине лежит через заблуждения. Таким образом, истина и заблуждение взаимосвязаны как противоположные стороны единого процесса познания. Будучи приближением к истине, заблуждение при соответствующих условиях может превратиться в истину и наоборот, истина, распространенная за пределы своей предметной области может превратиться в заблуждение. (Но истина никогда не содержит в себе заблуждения).

«Истина» и «Заблуждение» — гносеологические категории. Аксиологический, субъективный аспект характерен для другой пары близких им понятий: «Правда» и «Ложь». Под правдойобычно понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое — не только истинное, но и правильное, справедливое. Противоположностью правде является ложь. В отличие от заблуждения, которое характеризуется непреднамеренностью, ложь обычно понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Поэтому ложь всегда уводит от истины

#КрасныйУниверситет 03.10.2018. Философия и проблема истины в марксизме. Профессор Попов | #марксизм

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector