Проблема детерминации психического развития

Вопрос о детерминации (причинной обусловленности) психологического развития первоначально был поставлен еще в философии. Долгую историю имеет спор о том, какие конкретно факторы (движущие силы) — биологические (внутренние, природные, которые связаны с наследственностью) либо социальные (внешние, культурные, средовые) — играются в развитии наиболее значимую роль. Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития — природой (наследственностью) либо средой(воспитанием, обучением). Природная позиция — нативизм — связывается с именем французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778), который считал, что существуют естественные законы развития, и дети нуждаются только в минимальном влиянии со стороны взрослых. В биологии существовало направление, которое трактовало развитие как развертывание некой заблаговременно предусмотренной (преформированной) биогенетической программы, ее воплощение в настоящем ходе судьбы. Преформизм — учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, и исходя из этого ничего нового в нем показаться не имеет возможности, не требуется ни совершенствования, ни эволюции. Нативисты-преформисты в психологии думали, что знания и навыки заложены в самой структуре организма человека, исходя из этого их репертуар носит врожденный темперамент и, следовательно, наследственность — определяющий фактор. В этом случае развитие приравнивается к процессам роста и созревания, к реализации наследственной программы поведения, что происходит в большой мере независимо от воспитания, обучения, общества и сознательной деятельности человека. Итак, таковой тип развития, в то время, когда уже в начале предопределены те стадии, каковые пройдет явление, и тот конечный итог, которого явление достигнет, именуют преформированным. К преформированному типу относится, к примеру, эмбриональное (внутриутробное) развитие организма. И в психологии кроме этого были предприняты попытки представить психологическое развитие ребенка в целом как преформированное (концепция С. Холла). Наоборот, британский философ Дж. Локк (1632 —1704) утверждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске) и исходя из этого жизненный опыт и обучение, а отнюдь не врожденные факторы имеют самое ответственное значение в его развитии. В биологии учение о развитии методом последовательных новообразований, в то время, когда путь развития не предопределен заблаговременно, именуется эпигенезом. В психологии и философии эта позиция представлена направлениями сенсуализма и эмпиризма. Движение биологической эволюции, историческое развитие общества являются примерами непреформированного типа развития. Современные исследователи пробуют раскрыть темперамент процесса развития, объединив представление о некоем неспециализированном конечном вариативных путях и пункте развития его успехи. Довольно часто в качестве метафоры для обозначения процесса развития применяют понятие «эпигенетический ландшафт», предложенное эволюционным биологом К. Уоддингтоном (1957). Развивающийся организм сравнивается с шаром, катящимся вниз с горы. Пространственное размещение холмов и впадин (ландшафт), по которым он может катиться, отображает вероятные естественные дороги развития и в один момент ограничения траектории перемещения.

Помимо этого, некое событие в окружающей среде может привести к трансформации курса шара, что попадет сейчас уже в более глубокую впадину, которую тяжелее преодолеть, чем небольшую. Самый серьёзный принцип развития, что иллюстрирует метафора, пребывает в том, что одинаковый итог возможно достигнут различными дорогами, более скоро либо более медлительно. Уникальный взор на темперамент психологического развития ребенка внес предложение Л.С. Выготский. Согласно его точке зрения, детское развитие должно быть названо непреформированным в том смысле, что отсутствует предопределенность снизу, т.е. наследственная программа, диктующая содержание, формы и уровень достижений. Но это все же особенный процесс развития, что детерминирован сверху — совершенными формами: историческими условиями, уровнем материальной и духовной культуры общества, формами практической и теоретической деятельности, каковые существуют в обществе на данном этапе. А.Н. Леонтьев сказал по этому поводу, что конечные формы детского развития, которое происходит в форме усвоения социальных образцов, совершенных форм, не даны, но «заданы в объективных явлениях окружающего мира».

Hellblade and Living with Psychosis | Sidcourse

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector