Про упыря и черта

Пугаться не следует – никаких «ужастиков» я в этом разделе говорить не буду. Легко полностью посвящу его средневековым именам.

Так вот, прослеживается многозначительная тенденция: сплошь и рядом, не имея дополнительных подробных сведений, прямо?таки нереально выяснить, с кем имеет дело исследователь – с русским, половцем либо татарином, – в случае если в древних документах приведено лишь имя.

Среди половцев обнаруживаются ханы по имени… Глеб Тириевич, Юрий Кончакович, Роман Кзич, Данило Кобякович. Они смогут быть лишь христианами, и никак в противном случае. Сходу ли осознаешь, о ком идет обращение, в случае если о них повествуется без отчества?

Не забывайте «ордынского царевича» Неврюя? Того самого, чья деятельность отчего?то связана с сугубо русскими делами наподобие проведения княжеских съездов либо усмирения небольших сепаратистов силами русских же отрядов? Желаете узнать, как его кликали?

Извольте. Заядлый «татарофоб» В. Чивилихин обильно и детально цитировал летописи, повествующие о «нападениях злых татаровей». И так подчинил себя одной идее, что кроме того не увидел, с чем столкнулся…

Летопись от 1297 г. «В лето 6805 бысть рать татарская, прииде ОЛЕКСА Неврюй».

Выясняется, «татарский царевич» носил христианское имя Олекса, другими словами, вне всякого сомнения, был крещеным («Олекса» – так не только в средневековье, но и в последующие столетия звучало имя «Алексей». Еще в десятнадцатом веке очень распространена нежная его форма «Олеша», «Олешенька»)

Кем же тогда может быть Неврюй? «Ордынским царевичем» либо, что вернее, русским боярином?

Кем были «татары»? Особенным народом либо попросту войском? Прочтите летописное сообщение от 1284 г. и судите сами:

«Князь Дмитрий Александрович пришел ратию к Новгороду, и с ТАТАРАМИ, и со всей Низовскою почвой, и большое количество зла учинил, и волости пожег».

Князь пожег волости, обратите внимание. Татары никоим образом не выступают в качестве независимой силы – они ратники князя, не более того…

Тремя годами ранее тот же князь Дмитрий Александрович собрал войско в Переяславле и начал укреплять город. Потом, по летописям, «Орда отправила на него рать многую, Туратемира и Алтына и многих татар». Сражения не было, князь отказался от своих неизвестных планов.

Неизвестных? Туратемирь нам уже знаком. И Алтын знаком. И обрисованные события привычны по вторым, более подробным источникам. Более того, замечательно известно имя предводителя той рати, в составе которой были Туратемирь с Алтыном. Это – русский князь Андрей Городецкий!

Следовательно, «татары» снова выступают в качестве несложных ратников.

Нужно полагать, князь Дмитрий, как многие, постарался поиграть в сепаратизм. И ему растолковали, что он не прав.

По окончании всего этого никак не удивляешься, в то время, когда определишь, что историю с «наездом» Ивана Калиты на Новгород в 1332 г. русский летописец излагает в следующем виде: «Князь Иван пришел из Орды, и воспылал бешенством на Новгород, прося у него серебра закамского».

Новгород в те годы приобретал большое количество серебра с Урала, с Камы. Калита, как сейчас экс?министр Лифшиц, полагал, что «нужно делиться». Вот и пришел «из Орды», другими словами из собственной ставки. Пришел, конечно же, «с татарами», другими словами с войском – попытайтесь без войска вынудить кого?то поделиться серебром…[55]

Снова, в десятый, сотый раз мы сталкиваемся с тем же – НЕТ НИКАКОЙ ОРДЫ. Вернее, Орда – и имеется Русь, а татары – не более чем княжеское войско. «Татарский» налог, требующий отдавать десятую часть дохода – знакомая нам и по западноевропейской «десятине» практика, налог на содержание армии. А требование «дать в Орду каждого 10-го» – обычный рекрутский комплект. Каковые в Киевской Руси с древности и до наших дней сопровождались стенаниями и плачем…

Имеется в перечне «вторгавшихся ордынцев» и чуточку таинственный «царевич Мазовша». Простите, но что это за необычный ордынец, чье имя всецело сходится с заглавием одной из исторических областей Польши – Мазовша?Мазовия? Возможно, это попросту мазовшанский шляхтич на русской работе?

Вот что писал девяносто лет назад Д. Иловайский о происхождении казаков:

«Тёмные Клобуки (кочевые племена с южных пределов Руси – А.Б. ) наименование получили от собственного любимого головного убора, высоких бараньих шапок тёмного цвета. Верхи этих шапок делались время от времени из какой?или цветной ткани и свешивались набок (как у казаков). Их смуглые лица осенялись бородою и чёрными усами. самые знатные носили широкие шелковые кафтаны персидского покроя (как и русские в последующие столетия – А.Б. ) Поселенные на южных пределах Руси с обязанностью быть ее передовыми конными стражами от соплеменных с ними половцев, Тёмные Клобуки, конечно, подвергались неотразимому влиянию Русской народности и постепенному с ней слиянию… Скрещение Руси с этими инородцами положило начало той русско?украинской народности, которая позднее есть в истории под именем Казаков либо Черкас. Последнее имя показывает еще на примесь Прикавказских и Таврических Казар[56]или Черкесов, в различное время селившихся на русских украйнах, в особенности на протяжении угнетения их отчизны Половцами и на протяжении падения древнерусского Тмутараканского княжества».

Позднее и половцы начали переходить в христианство – не говоря уже об оседлых татарах. Так что на южных пределах Руси не было ни полностью чужой «Орды», ни какого именно бы то ни было заклятого неприятеля. Лишь вассальные и полувассальные области, где русские князья при потребности набирали дружины совершенно верно так же, как в исконно славянских почвах.

Еще примечательное сообщение. В 1490 г. в Москву из Герата прося о «любви, дружбе и альянсе» прибыл посол султана Хуссейна?Мирзы, потомка Тимура. Посла кликали Урус?богатырь – т.е. русский богатырь! Второе значение тюркского слова «урус» мне попросту неизвестно.

Но, тут нет ничего необычного, в случае если отыскать в памяти, что известные турецкие мамлюки набирались вовсе не из маленького горного племени черкесов, а из черкасов, т.е. казаков, и «кипчаков» – половцев, родственных славянам.

И совсем уж ничего необычного нет в том, что «татары» при первой же возможности поселялись оседло в самых различных странах. Потом мы детально поболтаем о Касимовском царстве на территории Руси. не меньше известны и «татарские» племена липеков?липков, осевшие в северо?восточной Польше и несшие работу по защите границ, которую возможно охарактеризовать одним словом – «казацкая». Поселились «татары» и в Венгрии. Везде они подозрительно скоро забывают кочевые привычки – потому, что и не имели таковых ни при каких обстоятельствах… Для сравнения стоит напомнить, что настоящих кочевников фактически нигде и никому не получалось «посадить на землю» – ни бедуинов, ни пуштунов…

Вывод? Татары ни при каких обстоятельствах и не были кочевым народом – ну, возможно, на заре собственного появления, в «доисторические» времена…

Сейчас взглянуть на проблему имен иначе. Поближе познакомимся с русскими именами.

Уже говорилось о новгородце по имени Линия. Под несколько ему – новгородский священник по имени… Упырь Лихой! Отмечены в истории и священик Лихач (1161), священик Безрадостен (1600), священик Шумило (1608).

Имя Волчий Хвост не смущаясь носил… один из воевод Владимира Красное Солнышко. Вот вам пара новгородцев: Гюрги Собышкинич, Ратмир Нематович, Гнездило Савин, Юрята Пинещинич, Намест, отчего?то летописцами отчества не удостоенный. Вот семейка XVI столетия: «А руку к сему приложили монастырский детеныш Медведко Филиппов, да дети его Тимофей, да Кот, да Комар Медведковы». Вот сыновья новгородского рыбака Линя: «Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев, Судак Линев» (то?то шутником был без сомнений, батька Линь!).

Поразительно переплелись крестильные и мирские имена, к тому же снабженные прозвищами: «Митрополит волынский Никифор, а по прозвищу – Станило». «Преставился князь Михаил, зовомый Святополк». «Аз есмь князь Гавриил, нареченный Всеволод, самодержец Мстиславович». «И нарекли княжну при святом крещении Пелагия, кликать же ее – Сбыслава». «Сын мой Остафий, что прозван был Михаилом». «Карпуша Ларионов, а прозвище Ивашко». «Ивашко, прозвище – Агафонко». «Казак Богдан, а имя ему – всевышний весть».

И вдобавок в средневековье без мельчайших насмешек со стороны окружающих жили?поживали люди по имени Шуба, Суббота, Дорога.

Не забывайте воеводу по прозвищу Тать Иван? А воеводу по прозвищу Турунтай, залетевшему в наиболее значимые национальные документы! Кстати, Богдан Хмельницкий в крещении вовсе и не Богдан, а – Зиновий…

Любопытно, что схожие порядки царили в Западной Европе. Во?первых, имена переводились. Рыцарь Блюм из Германии, поступив на французскую работу, начал именоваться и в документах, и в обиходе «де Флер». Оба слова, и германское, и французское, означают «цветок».

Во?вторых, во времена Столетней войны, в то время, когда ни английский язык , ни французский языки еще не «устоялись», отмечены бессчётные курьезы. Скажем, в Англии до XIV столетия говорили на искаженном французском, и пивовары Лондона стали составлять деловые документы собственного цеха на британском лишь… в 1422 г. Имена в документах писались разнообразнейше, их начертание зависело от того, кто забрал в руки перо – британский писарь в Англии, французский во Франции, французский писарь на работе британской армии во Франции. И потому один из британских рыцарей значится в документе той эры как John of Pothe, Jehan Avothe, John Abote. Прибавит это в последующие столетия неразберихи, путаницы и головной боли будущим исследователям? Еще как…

Я привел все эти примеры, дабы обезопасисть не особенно сложный тезис: разнообразие и пестрота тогдашних «мирских» прозвищ и имён, сплошь и рядом употреблявшиеся вместо «крестильных» кроме того в делопроизводстве, именно и стало причиной усугублению неточностей, в то время, когда скупые записи о русских русских ратей и действиях князей потом принимались за свидетельства о «вторжении безбожных татар». Тяжело ли истолковать запись «Сейчас же поймал поганый Безрадостен князя Юрия и умучил его прежестоко» как очередное воспоминание о «татарских зверствах»? Не смотря на то, что в конечном итоге подоплека была совсем другой: некоторый русский по имени Безрадостен убил половецкого хана Юрия, сводя какие конкретно?то счеты. А потому, что наряду с этим Безрадостен непочтительно накостылял по шее некоему иноку и забрал у него из погреба все меды, расположенный к Юрию инок, занося на пергамент последние известия, в сердцах обозвал Безрадостна «поганым» – в точности как это сделали с дружинниками Андрея Боголюбского киевские летописцы, натерпевшиеся при погроме Боголюбским Киева…

ужасные истории логово линии

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector