Природа застенчивости

есть ли застенчивость природным либо социально купленным свойством? Ф. Зимбардо в собственной книге приводит различные точки зрения:

  • исследователи личностных линия уверены в том, что застенчивость – это наследственная черта, как интеллект либо рост;
  • бихевиористы растолковывают застенчивость несформированностью нужных социальных умений;
  • психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого внутриличностного конфликта;
  • социологи и кое-какие детские психологи верят, что застенчивость возможно осознана в терминах социального программирования: условия общества делают нас застенчивыми.

Дж. Чик уверен в том, что приблизительно в 40% случаев застенчивость обусловливается генетическим причиной, определяющим предрасположенность к происхождению этого свойства. У робких людей имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной совокупности, которая содержится в избыточной чувствительности к угрозе и конфликтам (Чик, 1984).

На протяжении изучения (В. Н. Куницына, 1991) многие люди писали произведения о застенчивости по предложенному приблизительному замыслу. Среди нескольких сотен произведений привлекло интерес следующее; его создатель – доктор наук технического института.

«Я считаю себя застенчивым. Вопреки этому я к 40 с маленьким годам обзавелся всем комплектом степеней и учёных званий. В известной мере собственную застенчивость я смог преодолеть (прекратил опасаться общения с многочисленным коллективом), в то время, когда начал вести практические, позже лекционные занятия. Но до сих пор мне требуется преодолеть внутреннее сопротивление, дабы заявить о собственных неоспоримых правах, каковые кто-то по невнимательности либо умышленно ущемил. Я теряюсь в магазине, с кассирами, – это проявляется в робком голосе, я начинаю спешить, дабы скорей закончить неприятную процедуру проверки приобретения, примерки и т. д.

Я считаю себя застенчивым и в общении с дамами. Мне повезло в супружеской жизни, я не испытывал необходимости в дополнительных неформальных контактах, а служебные в большинстве случаев ограничиваю до минимума.

на данный момент я уже не краснею от застенчивости, не смотря на то, что это и нельзя исключать. Повторяю, я застенчив, в то время, когда дело касается меня самого. В случае если необходимо просить за другого – психотерапевтический барьер преодолевается мною значительно легче. Со стороны не все принимают меня застенчивым, о чем определил совсем сравнительно не так давно. Мне казалось, что мой порок заметен всем. В случае если меня не одурачили, значит, я обучился скрывать собственную застенчивость. Но бесследно это не проходит, поскольку неврозы „выходят наружу позднее.

О всех вероятных обстоятельствах застенчивости делать выводы не могу. Моя личная застенчивость позвана, по-видимому, многими обстоятельствами: авторитарным воспитанием, не сильный физическим здоровьем, изюминками психофизического склада, отсутствием активного общения с детьми в дошкольном возрасте. Преодолению застенчивости содействовали:

  • активные (по долгу работы) контакты с людьми;
  • познание людской психики (многие собеседники либо сотрудники становятся для меня ясными так, что я могу прогнозировать их поведение).

Незастенчивые люди, по-моему, не существуют. Имеется застенчивые и дерзкие, каковые мне глубоко неприятны».

Значительное значение для создания застенчивости имеют следующие факторы:

  • порядок рождения детей в семье;
  • совокупность воспитания в семье;
  • застенчивость своих родителей.

Как показывают изучения, «первые» (другими словами рожденные первыми) дети более нуждаются в помощи и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. «Вторые» дети более действенно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать размещение к себе, убеждать, обнаружить компромисс и т. д.). Эту особенность подтверждают преподавателями эту же тенденцию распознали изучения в Южной Калифорнии (среди 1750 школьников школы ): «вторые» более популярны в дружбе и игре среди сверстников, менее застенчивы, чем «первые» (Зимбардо, 1987, с. 86).

У застенчивых своих родителей чаще бывают застенчивые дети.

Застенчивость как трудность доверительного общения в норме появляется у людей различного пола, возраста, семейного положения и профессии и практически не проявляется в общении со сверстниками. Застенчивость отлично осознается человеком, но наряду с этим с нею тяжело совладать.

Русский композитор П. И. Чайковский так пишет о себе в письме к баронессе Фон Мекк (1879 год, 19-20 февраля, Париж):

«…По природе я – дикарь. Каждое знакомство, любая новая встреча с человеком незнакомым была для меня неизменно источником сильнейших нравственных мук. Мне кроме того тяжело растолковать, в чем сущность этих мук. Возможно, это доведенная до мании застенчивость, возможно, это полнейшее отсутствие потребности в общительности, возможно, фальшивый ужас показаться не тем, что я имеется, возможно, неумение мирным путем над собой сказать не то, что думаешь. …Единый всевышний знает, сколько я страдал от этого».

Психотерапевтическое содержание феномена застенчивости

Застенчивость направляться разглядывать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-различному проявляется у людей в зависимости от профессии и возраста, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных действий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее возможно представить в виде континуума, на одном финише которого будут весьма застенчивые люди, страдающие от неосуществимости быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на втором – незастенчивые люди (свободные в общении), очень редко испытывающие смущение, напряжение в обстановках публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится несколько ситуативно -застенчивых.

В особенную, довольно немногочисленную группу выделяются чрезмерно свободные, общительные до навязчивости, дерзкие люди – дерзкие.

Под действием социальных условий, опыта общения, самовоспитания и воспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, получая комплексы, делается застенчивым, а застенчивый, неправильно приспособившись, переходит в группу дерзких.

Один из обучающихся 6 класса, где проводилось произведение о застенчивости, написал о себе так:

«Застенчивость весьма мешает мне в общении с незнакомцами. В марте к сестре приехала подруга; меня с ней знакомили, и мне было как-то не по себе. Товарищи говорят, что я весьма стеснительный. Я стараюсь с ней (застенчивостью) справляться, стараюсь быть разговорчивым, больше на виду, не краснеть при знакомстве. Мои приятели мне говорили, дабы я был жёсток в себе и грубей».

Нужно заявить, что в этом мальчик через чур преуспел. В то время, когда в этом классе через два года был совершён повторный опрос, все одноклассники без раздумий отнесли его к группе дерзких. Сам же он так же, как и прежде вычислял себя застенчивым и приводил хватает доказательств в пользу этого заключения.

По итогам отечественного изучения (В. Н. Куницына, 1991), среди студентов и школьников (обследовано 1300 человек) 25 % выяснилось застенчивыми, 34 % – ситуативно-застенчивыми, 28% – незастенчивыми (свободными в общении) и 13% -дерзкими (рис. 18.3).

Неуверенность в себе. Чать I diffidence

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector