Принцип программного управления эвм .

Основным принципом построения всех современных ЭВМ является программное

управление . В основе его лежит представление алгоритма решения любой задачи в

виде программы вычислений.

.Принцип программного управления может быть осуществлен различными

способами. Стандартом для построения практически всех ЭВМ стал способ,

описанный Дж. фон Нейманом в 1945 г. при построении еще первых образцов ЭВМ .

Суть его заключается в следующем.

Все вычисления, предписанные алгоритмом решения задачи, должны быть представлены

в виде программы, состоящей из последовательности управляющих слов-команд.

Каждая команда содержит указания на конкретную выполняемую операцию, место

нахождения (адреса) операндов и ряд служебных признаков. Операнды —

переменные, значения которых участвуют в операциях преобразования данных.

Список (массив) всех переменных (входных данных, промежуточных значений и

результатов вычислений) является еще одним неотъемлемым элементом любой

программы.

Для доступа к программам, командам и операндам используются их адреса. В

качестве адресов выступают номера ячеек памяти ЭВМ , предназначенных для

хранения объектов. Информация ( командная и данные: числовая, текстовая,

графическая и т.п.) кодируется двоичными цифрами 0 и 1. Поэтому различные

типы информации, размещенные в памяти ЭВМ , практически неразличимы,

идентификация их возможна лишь при выполнении программы, согласно ее логике,

по контексту.

Каждый тип информации имеет форматы — структурные единицы информации,

закодированные двоичными цифрами 0 и 1. Обычно все форматы данных,

используемые в ЭВМ , кратны байту, т.е. состоят из целого числа байтов.

Последовательность битов в формате, имеющая определенный смысл, называется

полем. Например, в каждой команде программы различают поле кода операций,

поле адресов операндов. Применительно к числовой информации выделяют знаковые

разряды, поле значащих разрядов чисел, старшие и младшие разряды.

Последовательность, состоящая из определенного принятого для данной ЭВМ числа

байтов, называется словом. Для больших ЭВМ размер слова составляет

четыре байта, для ПЭВМ — два байта. В качестве структурных элементов

информации различают также полуслово, двойное слово и др.

В любой ЭВМ имеются устройства ввода информации (УВв), с помощью которых

пользователи вводят в ЭВМ программы решаемых задач и данные к ним. Введенная

информация полностью или частично сначала запоминается в оперативном

запоминающем устройстве (ОЗУ), а затем переносится во внешнее запоминающее

устройство (ВЗУ), предназначенное для длительного хранения информации, где

преобразуется в специальный программный объект — файл.

При использовании файла в вычислительном процессе его содержимое переносится

в ОЗУ. Затем программная информация команда за командой считывается в

устройство управления (УУ).

Устройство управления предназначается для автоматического выполнения

программ путем принудительной координации всех остальных устройств ЭВМ .

Вызываемые из ОЗУ команды дешифрируются устройством управления:

— определяются код операции, которую необходимо выполнить следующей, и адреса

операндов, принимающих участие в данной операции.

В зависимости от количества используемых в команде операндов различаются

одно-, двух-, трехадресные и безадресные команды. В одноадресных командах

указывается, где находится один из двух обрабатываемых операндов. Второй

операнд должен быть помещен заранее в арифметическое устройство (для этого в

систему команд вводятся специальные команды пересылки данных между

устройствами).

Двухадресные команды содержат указания о двух операндах, размещаемых в

памяти (или в регистрах и памяти). После выполнения команды в один из этих

адресов засылается результат, а находившийся там операнд теряется.

В трехадресных командах обычно два адреса указывают, где находятся исходные

операнды, а третий — куда необходимо поместить результат.

В безадресных командах обычно обрабатывается один операнд, который до и после

операции находится на одном из регистров арифметико-логического устройства

(АЛУ). Кроме того, безадресные команды используются для выполнения служебных

операций (очистить экран, заблокировать клавиатуру, снять Блокировку и др.).

Все команды программы выполняются последовательно, команда за командой, в том

порядке, как они записаны в памяти ЭВМ (естественный порядок следования

команд). Этот порядок характерен для линейных программ, т.е. программ, не

содержащих разветвлений. Для организации ветвлений используются команды,

нарушающие естественный порядок следования команд. Отдельные признаки

,результатов r (r = 0, r 0 и др.,),устройство .управления

использует для изменения порядка выполнения команд программы.

Принцип программного управления. Принцип фон Неймана

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector