Пример 1. квадраты чисел от 2-х до 10-и.

Type

T1 = Integer;

T2 = T1;

T3 = T2;

Менее строгие ограничения накладываются на совместимость типов. Так, типы являются совместимыми, если:

  • они эквивалентны;
  • являются оба либо целыми, либо действительными;
  • один тип — интервальный, другой — его базовый;
  • оба интервальные с общим базовым;
  • один тип — строковый, другой — символьный.

В Паскале ограничения на совместимость типов можно обойти с помощью приведения типов. Приведение типов позволяет рассматривать одну и ту же величину в памяти ЭВМ как принадлежащую разным типам. Для этого используется конструкция

Имя_Типа(переменная или значение)

Например, Integer(‘Z’) представляет собой значение кода символа ‘Z’ в двухбайтовом представлении целого числа, а Byte(534) даст значение 22, поскольку целое число 534 имеет тип Word и занимает два байта, а тип Byte занимает один байт, и в процессе приведения старший байт будет отброшен.

Переменные и константы

Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и передачи данных внутри программы. Все переменные программы в Паскале должны быть объявлены в разделе описания переменных.

Наряду с переменными в программах используются и константы. Константа — это идентификатор, обозначающий некоторую неизменную величину определенного типа. Константы, как и переменные, должны объявляться в соответствующем разделе программы.

В Паскале применяется несколько стандартных видов констант:

  • Целочисленные константы. Могут быть определены посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатеричном формате данных. Это число не должно содержать десятичной точки.
  • Вещественные константы. Могут быть определены числами, записанными в десятичном формате данных с использованием десятичной точки.
  • Символьные константы. Могут быть определены посредством некоторого символа (заключенного в апострофы).
  • Строковые константы. Могут быть определены последовательностью произвольных символов (заключенных в апострофы).
  • Типизированные константы. Представляют собой инициализированные переменные, которые могут использоваться в программах наравне с обычными переменными. Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип и начальное значение. Например:

year: integer = 2001;

symb: char = ‘?’;

money: real = 57.23;

Выражения

Выражение задает правило вычисления некоторого значения. Выражение состоит из констант, переменных, указателей функций, знаков операций и скобок.

Математические операции

В таблице приведены основные математические операции языка Паскаль.

Символ операции Название операции Пример
* умножение 2*3 (результат: 6)
/ деление 30/2 (результат: 1.5E+01)
+ сложение 2+3 (результат: 5)
вычитание 5-3 (результат: 2)
div целочисленное деление 5 div 2 (результат: 2)
mod остаток от деления 5 mod 2 (результат: 1)

Логические операции

Над логическими аргументами в Паскале определены следующие операции:

  • NOT — логическое отрицание (НЕ)
  • AND — логическое умножение (И)
  • OR — логическое сложение (ИЛИ)
  • XOR — логическое Исключающее ИЛИ

Результаты выполнения этих операций над переменными А и В логического типа приведены в таблице истинности.

A B not A A and B A or B A xor B
true true false true true false
true false false true true
false true true false true true
false false false false false

Операции отношения

К операциям отношения в языке Паскаль относятся такие операции, как:

  • — больше
  • — меньше
  • = — равно
  • — не равно
  • = — больше или равно

В операциях отношения могут принимать участие не только числа, но и символы, строки, множества и указатели.

Приоритет операций

Порядок вычисления выражения определяется старшинством (приоритетом) содержащихся в нем операций. В языке Паскаль принят следующий приоритет операций:

  • унарная операция not, унарный минус -, взятие адреса @
  • операции типа умножения: * / div mod and
  • операции типа сложения: + — or xor
  • операции отношения: = = in

Порядок выполнения операций переопределить можно с помощью скобок. Например 2*5+10 равно 20, но 2*(5+10) равно 30.

Основные математические функции

В этом разделе приведены основные математические функции, встроенные в системную библиотеку Паскаль.

Abs(X)

Возвращает абсолютное значение числа X.

Cos(X), Sin(X)

Возвращает косинус (синус) числа X, где X — угол в радианах.

Функций тангенс и котангенс в Паскале нет. Для их вычисления используйте выражение sin(x)/cos(x) (или cos(x)/sin(x) для котангенса).

ArcTan(X)

Возвращает арктангенc числа X.

Exp(X)

Возвращает число, равное e в степени X.

Ln(x)

Возвращает число, равное натуральному логарифму от числа X.

Pi

Число Пи.

Sqr(X)

Возвращает число, равное квадрату числа X.

Функции возведения в произвольную степень в Паскале нет. Используйте многократное умножение для возведения в целочисленную степень, либо функции Exp и Ln для возведения в вещественную степень.

Sqrt(X)

Возвращает число, равное квадратному корню из числа X.

Trunc(X)

Возвращает число, равное целой части числа X. (Происходит отбрасывание дробной части числа X. Результат выполнения имеет тип Longint).

Frac(X)

Возвращает число, равное дробной части числа X.

Int(X)

Возвращает число, равное целой части числа X. Результат выполнения функции — real.

Round(X)

Функция округляет число X. Возвращаемое значение имеет тип Longint.

Random(X)

Возвращает случайное целое число в диапазоне 0..X. Если аргумент опущен (Random), то возвращается случайное вещественное число от 0 до 1.

Перед использованием random в программах рекомендуется сначала инициализировать генератор псевдослучайных чисел процедурой Randomize. В противном случае при каждом запуске программы будет генерироваться одна и та же последовательность случайных чисел.

Пример. Вывод на экран 5 случайных чисел в диапазоне -10..10.

var i: integer;

Begin

randomize;

for i:=1 to 5 do writeln(random(21)-10);

end.

Маривана: мгновенное возведение в квадрат двузначного числа в уме

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector