Рассмотрим несколько важных положений, имеющих отношение к этому процессу:
/. В Священном Писании лидеры поместных церквей имеют два основные титула.
Духовные лидеры называются двумя словами: «епископ» (эпископос) и «пресвитер» (пресбутерос). В Посланиях апостола Павла эти слова взаимозаменяемы.3
Слово епископ означает «надзиратель». В Греции этот титул являлся официальным, и Лайтфут в связи с этим пишет: «В древнегреческом языке это слово относилось к тем, кто был .назначен для управления новой колонией или завоеванной территорией». Синонимами этого слова являются слова надзиратель, блюститель, попечитель, опекун.
Слово пресвитер, хотя и используется в литературе многих культур, чаще всего относится к описанию деятельности избранных Богом людей. И опять Лайтфут делает некоторые значительные замечания:
«Во время получения закона, во времена судей, во времена царей, в период вавилонского пленения, после него и во времена римского правления израильские «старейшины» являлись важной и неизменной правящей силой в израильском обществе … Каждой
иудейской синагогой … управлял совет «старейшин». Не было поэтому противоестественным, что и в христианских общинах, состоящих из иудеев, при подобных же обстоятельствах возникло нечто наподобие совета старейшин».
Слово старейшина в Новом Завете встречается чаще, чем слово епископ, и особенно в книге Деяний Апостолов. Лука в своем Евангелии употребляет выражение «старейшины израильские»,4 а в книге Деяний Апостолов, после того, как возникли церкви, как в Иерусалиме, так и в других местах, он говорит о «старейшинах церковных»5 или о пресвитерах. Упоминание об епископах в Деяниях встречается только один раз в том месте, где описано обращение апостола Павла к ефесским пресвитерам (Деян. 20:28, переведено словом «блюстителями»). После этого слово «епископ» встречается только в Посланиях апостола Павла и притом взаимозаменяемо с словом пресвитер.
Некоторые считают, что слово епископ относится к самому руководству церковью, тогда как слово «пресвитер» непосредственно к человеку, осуществляющему руководство. Однако, как кажется, есть более подходящее объяснение. Поскольку апостол Павел исполнял свое служение, в основном, среди неевреев, и поскольку именно он чаще всего употребляет слово епископ, можно заключить, что этим он хотел яснее передать свои мысли общинам, состоящим как из иудеев, так и из неиудеев одновременно. Обратите внимание, что это слово встречается в Посланиях к Филиппийцам (1:1), к Тимофею, оставленному им в Ефесе (1 Тим. 3:1-2) и к Титу, находившемуся на Крите (Тит. 1:7). Во всех этих церквях, находящихся в языческом мире, общины состояли из новообращенных, как из иудеев, так и из неиудеев. И если это правда, то значит, что Павел чувствительно относился к культуре и знал, как важно общаться на родном языке. Апостол желал объединить эти группы, показать им, что «стена», разделявшая их ранее, исчезла, и что Бог создает из них «одного нового человека». Христос примирил и неиудеев, и иудеев «в одном теле» (Еф. 2:14-16). И они теперь уже не являются ни иудеями, ни неиудеями, но «церковью Божьей» (1 Кор. 10:32).6
Итак, будем ли мы употреблять слово «пресвитер» (термин, хорошо известный иудеям) или слово епископ (термин, хорошо известный грекам) — это неважно, — заключает Павел. Важна сама сущность того, кем они стали и как изменился их образ жизни. Титул — вторичен, тогда как качества и исполняемые функции — первичны.7
2. Эти духовные лидеры должны управлять и пасти Божий народ.
Ответственность, возлагаемая на лидеров церкви описывается также двумя словами. Они должны управлять и пасти.8 «Управлять» — это более технический термин, тогда как слово «пасти» является более красноречивым и более наглядным.
Управление церковью. Апостол Павел впервые употребляет слово «управлять» когда перечисляет качества, необходимые для пресвитера. Обратите внимание, в данном случае он говорит о роли отца в управлении своей семьей, «Хорошо управляющий домом своим» написал Павел (1 Тим. 3:4). Затем он указывает на прямую связь между управлением домом и управлением церковью. «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5)..
Это очень важная мысль. Во-первых, апостол указывает на прямую связь между семьей и церковью. Очень часто семья представляет собой церковь в миниатюре. Отец должен управлять своей семьей так, как пресвитер церковью. Фактически отец в каком-то смысле является и отцом, и пресвитером.
Во-вторых, важно отметить, что Павел указывает на функциональное значение слова управлять. Это всеобъемлющая концепция. Сюда включено все, что имеет к этому отношение. Речь идет о всестороннем управлении семьей или церковью. Другими словами: Бог возлагает полную ответственность на отца за управление домом, и Он возлагает полную ответственность на пресвитеров за управление церковью.
В-третьих, взаимосвязь между семьей и церковью указывает на важность того, что невозможно создать какую-то философию служения в церкви или в собственной семье без учета взаимоотношения между ними. Другими словами: Бог применяет одни и те же принципы как для управления церковью, так и для управления домом. То же самое можно сказать и по отношению к мужу и жене: взаимоотношения между ними должны быть такими же, как взаимоотношения между отдельными членами церкви.
В-четвертых, взаимосвязь между семьей и церковью, о которой говорит Павел, приводит нас к очень важному практическому вопросу. Из Священного Писания вытекает один совершенно определенный принцип: Бог не желает, чтобы в семье было больше, чем один лидер, а именно — отец и муж. Означает ли это то, что по мнению апостола Павла и в поместной церкви должен быть только один лидер? Этот вопрос приобретает особенно важное значение в свете того факта, что в настоящее время по этому поводу существуют различные мнения. Но прежде, чем искать ответ на этот вопрос, нужно рассмотреть значение слова «пасти».
Пасти стадо. Слова пасти и провести встречаются в Писании гораздо чаще, чем слово управлять и господствовать, когда описывается главная ответственность пресвитера.9 Для христиан I века, хорошо знавших взаимоотношение между пастырем и стадом, это слово было более близким и понятным. К сожалению, многие верующие
нашего XX века не понимают в достаточной мере этой аналогии, как указывает на это Филипп Келлер в своей блестящей и содержательной книге Пастырь, изображенный в Псалме 22: «Многие читающие или изучающие Писание в нашем XX веке являются уроженцами больших городов, построенных руками людей. А городские люди часто бывают совершенно незнакомы с такими вещами, как скот, пастбище, пища или жизнь на природе. И оттого, что они не знают, что такое овцы, зерно, земля или виноград, они не могут правильно понимать многое из того, о чем говорится в Священном Писании».
Апостол Петр, в сравнении с другими новозаветными авторами, использует эту аналогию наиболее прямо. В своем Первом Послании он призывает пресвитеров: «Пасите Божье стадо». Они должны делать это по доброй воле, «непринужденно» и с чистыми намерениями («не для гнусной корысти»). Более того, они не должны подходить к этому с позиции господства и превосходства над теми, кого они должны «пасти». Напротив, они должны «подавать пример стаду» (1 Пет. 5:1-3). Он заканчивает свою мысль упоминанием о величайшем Пастыре, ходившем когда-либо по этой земле — Иисусе Христе. «И когда явится Пастыреначальник. — пишет он, — вы получите неувядающий венец славы» (5:4).
Как и в случае со .словом управлять, слово пасти является также всеобъемлющим. Пастырь несет ответственность за все происходящее в стаде. Он должен быть «блюстителем» перед опасностью нападения «лютых волков», т.е. лжеучителей (Деян. 20:28-29). Он должен питать своих овец, не упуская возможности поучать и возвещать «всю волю Божью» (Деян. 20:27; Тит. 1:9). Он должен заботиться о них и молиться о них, когда они болеют (Иак. 5:14).
Наиболее полно описаны обязанности пастора в Псалме 22. Давид описывает в этом Псалме Самого Господа, заботящегося лично о нем, и это описание служит нам самым лучшим примером каким должен быть пастор народа Божьего:
Псалом 22
Я ни в чем не буду нуждаться | Он удовлетворяет мои духовные нужды |
Он покоит меня на злачных пажитях | Он дает мне возможность чувствовать себя в покое и безопасности |
И водит меня к водам тихим | Он утоляет мою мою духовную жажду |
Подкрепляет душу мою | Он поднимает меня , когда я падаю и разочаровываюсь |
Направляет меня на стези правды | Он открывает мне волю Божью. |
Рукоположение во священники Александра Домникова