Представление о творческом процессе писателя.

Творческий процесс – таинственный процесс возникновения и осуществления замысла, вплоть до создания итогового художественно-словесного текста. творческий процесс – понятие, означающее процесс создания литературного произведения, а литературный процесс – понятие, означающее функционирование в читательской среде уже сотворённых автором художественных произведений. Творческий процесс в литературе так же, как и в других искусствах, отмечен озарением, вдохновением, талантом и является во многом процессом сакральным (потусторонним и таинственным), не предполагающим чёткой за данности и контролируемости. Творческий процесс, как правило, – это очень мощный толчок, который совершает переворот в человеке-творце. Иногда вся жизнь его меняется после создания произведения.

Автор и герои в эпосе.

Автор в эпосе почти все знает о героях и предлагает читателям увидеть их.

В эпическом произведении можно встретить три основных формы внутри текстового авторского присутствия. Самой распространённой литературной формой является повествование от третьего лица. Эта форма называется так потому, что автор рассказывает о персонаже в третьем лице. (Лошадиная фамилия, Чехов)

Повествование от первого лица. Такого автора принято называть повествователем. Он является свидетелем тех событий, о которых рассказывает. Он видит события, фиксирует их, дает оценку героям, но в события не вмешивается, не становится действующим лицом повествования. Такой повествователь может заявить, что он знаком с героями, иногда даже близко знаком, но бывает и так, что он случайно стал свидетелем какого-то случая, эпизода, факта. (Герой нашего времени, Лермонтов)

Третья форма – повествование от первого лица, но автор здесь перевоплощается не просто в повествователя, а в Рассказчика. При этом Рассказчик становится не только фиксатором событий, но и активным действующим лицом повествования, таким же персонажем, как и другие. Рассказчика принято наделять индивидуальным характером, психологическими особенностями, деталями поведения, особенными манерами. Поскольку Рассказчик повествует о других героях и о себе сам, главным средством раскрытия его характера является речь. Речевая характеристика в этой форме повествования становится главенствующей настолько, что и сама форма повествования стала носить название сказовой формы, или сказа. Используя сказовую форму, писатели стремятся разнообразить речь рассказчика, подчеркнуть черты его индивидуального стиля. Чаще всего сказовая форма используется в произведениях, где речь Рассказчика становится способом его сатирической презентации.

Эпический герой: образец для подражания, приключения героя – прообразы мечты, функция героя – обучающая. Автор, создавая героя, должен чувствовать ответственность не только за его психологическую и литературную точность, но и за то педагогическое влияние, которое герой может оказать на судьбу читателей, в первую очередь юных.

Автор в лирике.

Автор в лирике проявляет себя предельно экспрессивно, авторское Я звучит очень отчётливо. Если первое лицо проявляет себя из стихотворения в стихотворение, то это является лирическим героем поэта. В лирическом произведении место автора занимает лирический герой, чувства и переживания которого составляют содержание лирического произведения. Лирика – признание от первого лица.

Автор и герои (персонажи) в драме.

В драматических произведениях автор устранён по видимости, он подаёт свой голос прежде всего через ремарки. Персонажи драматического произведения «действуют» самостоятельно, обмениваясь репликами и монологами. Авторское присутствие на сцене исключено, в пьесе автор выполняет подчинённую роль: он предлагает список действующих лиц с более или менее подробными комментариями и даёт короткие или чуть более подробные ремарки для режиссёра и актёров – так называемые авторские ремарки.

Главным средством характеристики персонажей является их автопрезентация и их реплики по поводу других персонажей. Зритель или читатель по высказываниям персонажей, особенностям их речи, словаря, грамматики составляет для себя впечатление обо всех участниках драматического сочинения. Вот почему, подготавливая аналитический комментарий к драматическому тексту, мы в первую очередь должны обратиться к речевым рисункам. Речь героев, реплики, монологи, диалоги, полилоги раскрывают и особенности характера человека, и его настроение, дают представление о социальной принадлежности героя.

15. Качественное разнообразие литературно-художественных произведений: понятие о литературной классике, беллетристике и массовом чтиве.

Литературная классика – произведение самых высоких ценностных характеристик, произведения национальной и мировой художественной словесности, которые обладают внутренней способностью пережить свое время и своего создателя-автора и остаться интересными, насущно необходимыми новым читательским поколениям.

Беллетристика –вторичная литература, строится на основе классики, решает те вопросы, которые встают сейчас. Беллетристика — это литература второго ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного низа (чтива), т.е. срединное пространство литературы. Беллетристика неоднородна. В ее сфере значим прежде всего круг произведений, не обладающих художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но обсуждающих проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников, а иногда и потомков. («Архипелаг Гулаг» Солженицын, Борис Акунин, Евгений Гришковец)

Массовое чтиво — Вся не получившая высокой эстетической оценки литература (малозначительное явление в национальной культуре и литературе). Множество популярных произведений, рассчитанных на читателей с нетребовательным литературным вкусом, не приобщённых к высшим достижениям художественной культуры (любовный роман, детектив, вестерн и пр.) В попытках вычленить то немногочисленное общее, что может быть у большинства людей, Массовая литература использует готовые модели, ориентируется на канон и стандарт, формулу и схему, штамп и клише. Набор приёмов, используемых третьей словесностью, весьма ограничен, поэтому характерными особенностями чтива стали подчинённость стереотипам (клишированностъ), ослабленность роли автора (вплоть до полной нивелировки, когда под условным именем работает ряд сменяющих друг друга авторов или авторский коллектив (например, брэнды Виктория Платова, Макс Фрай), принцип серийности. К чтиву относят произведения, создаваемые здесь и сейчас и выходящие миллионными тиражами.

Альбер Камю —

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector