Предлагаемые принципы тренинга

Моя модель социально-психотерапевтического тренинга выстроена на следующих правилах:

1) принцип вызова, либо призывающей задачи;

2) принцип хорошей обратной связи;

3) принцип весомости, либо «сухого остатка»;

4) принцип упражнений и эффективности методов.

Начнем с принципа вызова, либо призывающей задачи. В слове вызов имеется что-то бретерское, что-то от кинутой перчатки, от попытки обидеть, исходя из этого данный термин не всегда передает основную идею[16]. Британский аналог — challenge — оказывается правильнее.

Вызов— выраженное словами, поступками, взором желание вступить в борьбу, спор[17]. С. И. Ожегов, Словарь русского. М.: Русский язык, 1991. Challenge—приглашение либо призыв к игре, соревнованию, поединку и т.д., дабы заметить, кто лучше, посильнее и т.п. Oxford Advanced Learner’s Dictionary Current English. Oxford University Press, 1982

Challenge — это острая неприятность, опасность, трудность, препятствие, которое появляется на пути к цели совершает проблематичным ее достижение. Опасность не достигнуть цели — это вызов, что принимается машинально. Подобным образом машинально сужается зрачок при вспышке света. Человек принимает данный вызов, кроме того не успев понять, что он его принял.

Так, данный вызов есть призывом. Он обращен к одной из наиболее значимых потребностей человека — потребности постоянного расширения собственных границ.

Вызов — это такая задача, которая разрешает человеку увеличить собственные границы.

Эти расширяющие возможности должны угадываться в задаче. Тогда она начнёт обладать побуждающей силой.

Немедленное, сразу после знакомства, предъявление участникам «призывающей задачи», либо задачи-вызова, делает участников более «настоящими» (см. цитату из Ф. Бэкона) и приближает обстановку к настоящему деловому сотрудничеству.

Принцип хорошей обратной связипредполагает принятие любых высказываний либо иных проявлений участников как конструктивной данности. Это указывает, что участники сначала ощущают, что их мнения, реакции, предложения без сомнений ответственны и интересны для тренера. Это достигается тем, что участники приобретают положительную обратную сообщение не только по окончании «работы», но и по окончании любого спонтанного высказывания либо кроме того возражения.

В германской модели тренинга тренеру запрещается высказывать собственный отношение к репликам либо предложениям участников. Тренер должен быть совсем безоценочным.

Люди не верят хорошим оценкам и опасаются их, по причине того, что в случае если человек присваивает себе право оценивать положительно, это указывает, что он оставляет за собой право оценивать и отрицательно. Непременно это «право» будет им реализовано. Исходя из этого, выслушивая положительные оценки, нам необходимо подготавливаться к отрицательным. Эта проблема обсуждалась в более ранней работе (Сидоренко Е. В., 1996; 2001).

Но разглядываемая тут хорошая обратная сообщение со стороны тренера — это оценки не личности, а отдельных ее проявлений, предложений и высказываний. И оценка находится не на оси «хорошо-плохо», «высоко-низко», а на осях с совсем иными полюсами:

r «приближает нас к цели — завлекает отечественное внимание к другой вероятной цели»,

r «отвечает отечественной задаче — отвечает другой задаче»,

r «иллюстрирует способ — демонстрирует ограничения способа» и т. п.

Специфика таких осей оценки в том, что в них оба полюса положительны. Тренер дает хорошую оценку, по причине того, что в любом проявлении участников находит хорошее, конструктивное ядро.

Это приближает хорошую обратную сообщение к хорошим констатациям (см. разд. 6.3).

Мой тренерский опыт показывает на то, что хорошие реакции тренера на предложения и высказывания — это ответственная модель поведения, которая воспринимается как свидетельство без сомнений партнерских взаимоотношений. Для россиянина признание сокровища чужого высказывания либо предложения — это проявление уважения к другому человеку, акт признания его как субъекта, равного себе.

Я считаю подходящими для работы тренера высказывания:

— Вот на данный момент Михаил обратил отечественное внимание на одну ответственную подробность…

— Ольга выделила значение отличия в возрасте. Это полезный комментарий, мы должны будем остановиться на этом подробнее.

— Галина, это фантастика! Ты сформулировала это как раз так, как написано на странице 19 отечественной брошюры! Посмотрим на страницу 19…

— Благодарю, Кирилл! То, что ты это увидел — это гениально!

РЕЖИМ — ПЕРВЫЙ БАЗИСНЫЙ ПРИНЦИП НАТУРАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector