Право в континууме морали.

Мораль рождается на определенном этапе развития человеческого индивидуума. Становлению морали предшествуют две ступени развития человечества:

1) Ступень культа – единство человека с миром, единство мироощущения человека с другими людьми.

2) Ступень культуры – происходит отбор культурных форм. Происходит формирование человека как личности, которая осознает себя отдельно от общества. На этой ступени формирования такие нравственные ценности как свобода, добро, зло, справедливость. Эти естественные нормы начинают ограничивать свободу человека, которая рассматривалась как свобода духа, это происходит во имя расширения внешних границ поведения человека. На этой ступени наблюдается рывок в развитии человека, наблюдается много открытий в науке, культуре. Эта ступень заканчивает формирование цивилизации. С этой ступени начинается развитие морали, которое происходит на третьей ступени.

3) Ступень социума – ценности добра, зла, свободы, справедливости трансформируются в понятие социального долга, ответственности и приобретают форму социальных и правовых норм. Человек начинает рассматриваться как объект воздействия. Социальная этика напрямую соотносится с правом и порождает право, так как она обращается к внешней стороне поведения субъекта. Здесь происходит ограничение внешней свободы, но для этого необходимы гарантии. Ими стали служить правовые нормы. Возникают конфликты, следовательно, агрессивность. Эти явления и стимулируют развитие права, появляющуюся четвертую ступень.

4) Ступень нормы как знания – достаточно знать условия игры и выполнять их, на первый план выходит правовая норма, которая затмевает мораль. Право возникает таким образом довольно поздно, когда человек становить личностью, в системе усложняющихся социальных отношений. Его человеческое, индивидуальное начало уходит в тень дружественных, интимных отношений, где и живет мораль, а право все вытесняет другие механизмы, регулирующие общественные отношения. Но мораль не сдала свои позиции, мы можем говорить о влиянии морали на право, право без морали превращается в декларацию.

Только благодаря моральному содержанию существуют нормы права, следовательно, право заинтересовано в сохранении нравственных начал, так как именно нравственная система питает правовые нормы. При всем этом взаимодействии мораль и право — разные самостоятельные системы.

Различия (Алексеев):

1) Мораль устремлена, чтобы ее нормы воздействовали на человека изнутри. Действуют эти моральные требования через сознание человека. Право – внешний регулятор, оно устанавливает формально определенные писаные нормы.

2) Мораль – область сознания, которая замкнута на духовной жизни людей, она не требует внешнего объективирующего положения. Право не может без выражения во вне быть регулятором, оно – институционный регулятор.

3) Содержание нравственности сосредоточено на долге, обязанностях, ответственности людей за свои поступки, тогда как право фиксирует свое внимание на праве человека. Оно сфокусировано на правах отдельных лиц.

4) Различие форм свободы: право ориентировано на внешнюю свободу, которая получает оформление в законах, а нравственность регулирует внутреннюю свободу человека, которая не связана с внешним принуждением.

Резкое разграничение права и нравственности недопустимо, так как это может привести к деградации одного из них.

Вопрос о соотношении морали и права никогда не решался однозначно. Существуют различные точки зрения:

1) эти понятия противопоставляли,

2) эти понятия отождествляли.

1) Права и нравственность содержат разнородные обязанности. Право устанавливает обязанности отрицательного характера, а мораль – положительного. Удержание человека от действий, которые наносят вред другим, осуществляется принудительно с помощью норм права.

2) Право рассматривалось, как определенный минимум нравственности, низший ее предел. Соловьев: право – требование реализации минимума добра и устранение известной доли закона.

Господствующая точка зрения: эти явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Право не может быть оторвано от морали, так как право содержит в качестве элемента такое понятие, как «правильность», которое соотноситься с моральной категорией – «справедливость». Виноградов: принуждение – это не всегда обязательный элемент права, право не может опираться только на принуждение, так как должно быть равновесие между силой и справедливостью. Эти положения находят свое положение и сегодня.

Черненко: право есть некоторый минимум нравственности, этот минимум для всех обязательный, минимум этот относиться к нравственности. Право базируется на нравственных началах. Право не только включает в себя нравственные ценности, но и берет на себя защиту этих ценностей. Уровень нравственности и права – самостоятельные регуляторы, это уровень, рассматривающий единство и право.

«Нравственность, мораль и право» М.В.Попов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector