Практическое занятие 20.

Опрос по блоку №4.

Перевод профессионально-ориентированного текста.

Текст №1

Римские граждане.

В Риме не все люди были субъектами права и, следовательно, не все признавались лицами ((persona). Рабы являлись лишь объектами права (instrumentum vocale, говорящее орудие). Подлинными субъектами права были римские граждане. Они обладали полной правоспособностью (caput), т.е. были свободными, имели статус гражданства, соответствующее семейное положение, а также возможность приобретать и отчуждать имущество по цивильному праву. Это не означало, что между всеми гражданами существовало абсолютное равенство. К гражданам принадлежали, например, либертины (вольноотпущенники), но их права были во многом ограничены. Были различия и между сословиями, на которые делились римские граждане (имеются в виду сословия сенаторов, всадников, плебса, куриалов и др.). Тем не менее, в Риме было достигнуто определенное тождество правового статуса граждан. Особенно важным было для статуса римского гражданина состояние свободы. Теряя свободу, римлянин становился рабом. Средним ограничением статуса была потеря римского гражданства, при этом римлянин сохранял свободу, хотя и лишался права вступать в законный брак с римлянкой и совершать различного рода сделки. Минимальным ограничением статуса римлянина было изменение его семейного положения.

Частное право четко отличает правоспособность как способность иметь права и обязанности и дееспособность как способность совершать действия с юридическими последствиями.

Римское право не за каждым лицом признавало не только правоспособность, но и дееспособность. Полностью недееспособными считались дети до 7 лет. Мальчики 7 – 14 лет и девочки 7 – 12 лет признавались способными совершать самостоятельно только сделки, заведомо им полезные. С 12 – 14 лет и до 25 лет признавалось дееспособным. Но в эпоху принципата за такими лицами стали признавать право добровольно ограничить свою дееспособность (т.е. право избрать себе попечителя). В этом случае большинство сделок осуществлялись с согласия попечителя.

Недееспособными считались: душевнобольные; лица, признанные бесчестными (например, совершившие преступление или занимающиеся позорной профессией). Всем этим лицам назначались попечители. Кроме того, бесчестие влекло за собой ограничение в области имущественных прав.

Вольноотпущенники – граждане имели некоторые ограничения правоспособности: им, например, было запрещено вступать в брак с лицом сенаторского звания. Кроме того, либертин, даже получив свободу, продолжал оставаться в определенной зависимости от бывшего хозяина (патрона). Колонами в классические времена Римской республики, а затем в эпоху принципата назывались арендаторы земель. Это были свободные граждане, зависимые от землевладельцев только экономически. Но в эпоху домината колоны были обложены податью и прикреплены к земле (законодательство их именовало «рабами земли»). Дети колонов наследовали статус колонов. Так складывались условия для превращения колонов в средневековых крепостных.

Рабы. Это самая многочисленная часть населения римского государства не имела статус лица. Правда, на ранних этапах римской истории рабы жили в семье хозяина на правах «младших», т.е. наиболее зависимых членов семьи (не будучи, однако, субъектами права). Но в классический период положение рабов ухудшилось. Раб принадлежал к одной из категорий вещей; господин мог продать, убить раба. Раб не мог вступать в брак; союз раба и рабыни (контуберниум) не считался браком. Дети, рожденные в таком союзе, были рабами. Однако, если мать ребенка была свободная, а отец раб, то ребенок рождался свободным. Наоборот, если отец был свободным, а мать рабыней, то ребенок рождался рабом. В Римской империи, однако, рабский труд становится невыгодным, неэффективным. Поэтому хозяева начинают предоставлять рабам некоторую самостоятельность, чтобы достичь нужного экономического эффекта. Возник институт рабского пекулия. Так называлось имущество, предоставляемое господином под управление раба. Однако все доходы, полученные рабом от этого имущества, поступали господину. Тем не менее, появление рабского пекулия свидетельствует о фактической трансформации римского рабства в правовое состояние, близкое к крепостничеству.

Текст №2

В результате действия или бездействия нарушается установленное той или иной нормой международного права какое-то обязательство, в связи с чем возникает правоотношение между двумя субъектами международного права по возмещению ущерба в связи с невыполнением данного обязательства.

Элементами международной ответственности являются:

а) наличие действия или бездействия, которое приводнт к нарушению какого-либо обязательства, установленного определенными нормами международного права;

б) обвинение в совершении противоправного действия, которое должно быть вменено государству или иному субъекту международного права;

в) причинение вреда другому государству в результате совершенного противоправного действня.

Значение ответственности в международном праве состоит в том, что с ее помощью можно добиться соблюдения норм международного права, нормального функционирования всей его системы. Нормы, имеющие отношение к ответственности государств, составляют особый, самостоятельный международно-правовой институт.

Цель международно-правовой ответственности заключается в том, чтобы возложением ответственностн на государство-правонарушителя исключить возможность совершения им новых правонарушений (преступлений), a также побудить другие государства к добровольному соблюдению международных обязательств. Под функциями международно-правовой ответственности понимается определенная направленность действий, предпринимаемых в пределах правоотношений, связанных с этой ответственностью.

Является ли конкретное деяние государства основанием его международно-правовой ответственности, зависит от того, имеются ли в поведении государства элементы (признаки), образующие состав международного правонарушения. Состав такого правонарушения включает в себя следующие признаки:

1) объект противоправного деяния (норма права, международное обязательство государства);

2) противоправное поведение государства, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии его органов по отношенню к международному обязательству;

3) вред, который стал следствием противоправного поведения государства и который следует рассматривать как ущерб, нанесенный законным интересам пострадавшей стороны;

4) причинная связь, свидетельствующая о наличии связи между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиямн для пострадавшеге государства.

Текст №3

Национализация в свете МЧП.

Национализация – акт государства, и как таковой он может касаться как иностранных, так и национальных физических и юридических лиц. Одним из ярчайших примеров национализации собственности, принадлежащей иностранцам, является переход к государству имущества компании Суэцкого канала на основании декрета Президента Египта от 26 июня 1956 г. Развивающие страны придерживаются доктрины всеобъемлющего и полного суверенитета над естественными ресурсами и рассматривают право на национализацию как производное от государственного суверенитета, вследствие чего выплата компенсации рассчитывается с учетом всех обстоятельств. Исходя из анализа коллизионно-правового регулирования,, основываясь на постулате вещного права о том, что если вещь по закону ее местонахождения правомерно перешла из рук одного собственника к другому лицу, она должна считаться таковой повсюду, право собственности на национализированное в силу акта государства (национального закона) имущество должно признаваться и за пределами данного государства (территориальным законом).

Правовое регулирование иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции – это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранному инвестору. При такой форме инвестирования иностранные инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией). Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, то есть на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме. В зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями и частные, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой, формирующийся путем заключения международных договоров и внутригосударственный, основу которого составляет национальное законодательство принимающего государства. Международно-правовое регулирование осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров.

Текст №4

При нарушении международного права ответственность несет государство, при этом ссылки на ошибки представителей государства являются необоснованными. Итак, международно-правовая ответственность — это юриднческиепоследствия, которые наступают для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства. Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение международного правонарушения. Под международным правонарушением понимается действие или бездействие государства, которое нарушает международное обязательство, установленное нормой международного права,

Нематериальная ответственность выражается в следующих формах: сатисфащия, ресторация и санкция.

Сатисфакция представляет собой удовлетворение государством требований другого, потерпевшего государства. Цель сатисфакции — восстановить нематериальный ущерб, как правило, нанесенный чести и достоинству государства. Характерными чертами сатисфакцин являются ее официальный характер и гласность.

Ресторация означает восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несения им всех связанных с этим неблагоприятных последствий (например, освобождение незаконно оккупированной территории и несение связанных с этим расходов).

Санкция — это особая нематериальная, политическая форма ответственности, выражающаяся в индивидуальных и коллективных принудительных мерах в связи с совершением государством международного правонарушения. Санкции могут применяться к государству международной организацией, прежде всего Организацией Объединенных Наций, или группой государств. Санкции — это средство принуждения государства-правонарушителя выполнять свои международные обязательства.

К формам материальной ответственности относятся репарация, реституция, субституция.

Репарация — главная форма материальной ответственности. Это возмещение матернального ущерба деньгами, товарами, услугами и т. д. К репарациям прибегают в тех случаях, когда невозможно восстановить прежнее положение. Ее цель — максимальное возмещение материального ущерба. Пример репарации — выплата Германией 20 млрд. долларов за ущерб, причиненный государствам в период второй мировой войны.

Реституция предполагает возврашение или восстановление в натуре изъятых илн поврежденных материальных ценностей (к примеру, художественных ценностей, транспортных средств). От реституции нужно отличать субституцию, представляющую собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества.

Обычные нормы международного права не налагают ответственности на государство за загрязнение окружающей среды, которое распространилось за пределы его границ, за исключением тех случаев, когда именно само это государство причинило такой ущерб.

Важным институтом современного международного права является международная уголовная отвестственность индивидов за международные преступления. Исходным пунктом для ее возникновения была идея преступности войны.

Текст №5

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

В данном случае речь идет о международном уголовном праве – системе принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в предупреждении, расследовании, наказании – в особом порядке – за преступления, предусмотренные в международных договорах. Отрасль международного права тесно связана с национальным уголовным правом государств. Особенностью международного уголовного права является его комплексный характер (включает нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права); неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества. Особые источники международного уголовного права: универсальные и региональные международные договоры и вспомогательные источники (приговоры трибуналов международных и национальных судов); придание уставам международных трибуналов обратной силы в отношении преступных акций, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом; особый субъект в виде государств и юридических лиц; особые санкции и тому прочее. В международном уголовном праве установлена ответственность за международные преступления и преступления международного характера. Международное уголовное правосудие – это международный судебный механизм и процедура, создаваемые мировым сообществом государств для рассмотрения уголовных деликтов и преступлений международного характера. Экстрадиция – выдача одним государством другому лица для привлечения к уголовной ответственности. Современные конституции, как правило, безоговорочно запрещают выдачу своих граждан иностранному государству. Выдача иностранных граждан и лиц без гражданства допускается обычно только в случаях, предусмотренных международным договором, связывающим соответствующие государства. Согласно общепризнанным принципам международного права экстрадиция не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток.

Текст №6

Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь физического лица с определенным государством выраженная в обладании определенным объемом нрав н обязанностей по отношению к этому государству и в подчинении его власти.

Связь между лицом и государством как правило возникает с момента рождения, и пребывание в гражданстве прекращается со смертью лица.

Приобретение гражданства по рождению. Иэучение законодательства большинства государств показывает, что приобретение гражданства по рождению базируется на двух принцнпах: права крови и права почвы. Принцип права крови означает, что гражданство лица зависит от гражданства родителей и не зависит от места рождения. Многие государства Европы следуют зтому принцнпу (Австрия, Норвегия, Италия, Финляндия н др.).

Прием в гражданство, или натурализация,—это получение гражданства определенного государства лицом без гражданства УІЛН имеющий гражданство другого государства. Прием в гражданство, или натурализация, предусмотрен статьей 10 Закона Республики Казахстан о гражданстве в случаях:

а) просьбы (ходатайства) лица о предоставлении ему гражданства;

б) вступления гражданина (гражданки) одного государства в брак с гражданином (гражданкой) другого государства;

в) усыновления (удочерения) гражданами одного государства ребенка, имеющего гражданство другого государства.

Приобретение и перемена гражданства на основании международных договоров имеет место при наличии международных договоров, соглашений по территориальным вопросам, касающимся объединения нескольких государств в одно или разделения одного государства на несколько самостоятельных государств при цес-син, т. е. при переходе части территории государства другому государству, а также при обмене некоторыми участками территории соседних государств.

Утрата гражданства может происходять при наличии следующих оснований:

а) при добровольном выходе из гражданства в случае натурализации в другом государстве;

б) при изменении статуса территории;

в) при лишении гражданства.

В законодательстве Казахстана есть еще дополнительные основания:

а) при поступлении лица в органы безопасности, полицейские формирования, учреждения юстиции, иные органы государственной власти и государственного управления иностранных государств исключения из этого правила могут быть предусмотрены международными договорами Республкки Казахстан;

б) в случае приобретения гражданства Республики Казахстан на основании заведомо ложных сведений или предоставления сфабрикованных документов.

Утрата и прекращение гражданства — похожие друг на друга понятия, но понятие утраты уже понятия прекращения гражданства.

Прекращение гражданства Республики Казахстан происходит в результате: а) выхода из гражданства Республики Казахстан; б) утраты гражданства Республики Казахстан. Выход из гражданства не может происходить на основании лишь заявления лица. В ходатайстве о выходе может быть отказано, если имеются неисполненные обязательства перед Республикой Казахстан или имущественные обязанности, которые существенно затрагивают интересы физических и юридичеоких лиц Казахстана. Ходатайство о выходе из гражданства Республики Казахстан не может быть удовлетворено, если лицо, заявляющее такое ходатайство, привлекается к уголовной ответственности или отбывает уголовное наказание.

Текст №7

Развод в международных конвенциях и законодательстве Казахстан.

Ряд консульских конвенций, заключенных с иностранными государствами, предусматривает, что консулы могут расторгать браки. Так, консульская конвенция с США предусматривает право консулов производить расторжение браков при условии, что оба лица, расторгающие брак, являются гражданами представляемого консулом государства. Аналогичное правило содержится в конвенциях с Болгарией, Грецией и другими странами. Другие же консульские конвенции предусматривают, что консул регистрирует расторжение брака, произведенного судом, и ведет учет таких разводов в стране его пребывания. Согласно ст. 19 Консульской конвенции с Финляндией, консулы имеют право вести учет совершенных согласно законодательству государства пребывания разводов, если по крайней мере одно из лиц, расторгающих брак, является гражданином представляемого консулом государства. В РК брак прекращается вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим или безвестно отсутствующим.
2. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак.
Это правило не применяется, если в момент заключения брака сторонам (или одной из сторон) было известно, что супруг, признанный умершим или безвестно отсутствующим, находится в живых. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.
Расторжение брака без согласия жены невозможно в период ее беременности и в течение первого года жизни ребенка.

Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния производится при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и отсутствии имущественных и иных претензий друг к другу. Независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей брак расторгается в органах записи актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет.

Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Споры, возникающие между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния, рассматриваются в судебном порядке. Расторжение брака в судебном порядке производится в случаях:
1) наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 Закона РК «О браке и семье»;
2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
3) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, своими действиями либо бездействием уклоняется от расторжения брака;
4) наличия имущественных претензий супругов друг к другу.

Текст №8

Международные трудовые отношения и

коллизионные вопросы в области трудовых отношений,

трудовые права иностранцев в РК.

В области трудовых отношений сложились следующие основные коллизионные принципы: 1) свобода выбора права (автономия воли). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, Германии, Польше; 2) закон места работы (Австрия, Албания, Венгрия, Россия и другие страны); 3) закон места нахождения работодателя (если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя); 4) закон флага судна (трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство); 5) закон гражданства работодателя; 6) закон страны заключения контракта о найме. Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Казахстан на основании и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан Республики Казахстан на свободу труда законодательными актами могут быть установлены ограничения по осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан в Республике Казахстан.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан. Иностранные граждане, находящиеся в Республике Казахстан, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Казахстан.

Текст №9

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В международных отношениях должен соблюдаться ряд международных принципов. И, в первую очередь к ним относится принцип неприменении силы и угрозы силой в международных отношениях. В данном случае речь идет о международном гуманитарном праве, которое тесно связано с правом международной безопасности. Нормы международного гуманитарного права формируются главным образом не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организаций. Процесс начинается принятием конвенции, реже — резолюций международной организации. За этим следует признание государствами и организациями соответствующих правил нормами международного обычного права.

Сферой действия международного гуманитарного права является область межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.

Понятие международное гуманитарное право в том смысле, в каком это понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.

Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные. На сегодняшний день на Азиатском и других континентах существует ряд проблем в сфере международной безопасности и только совместная деятельность государств с учетом международно-правовых норм будет способна их частично решить. Тоже самое касается и гонки вооружений, в частности разработки и применения ядерного и бактериологического оружия. Государства должны понимать опасность и все те последствия, к которым могут привести данные действия.

Текст №10

Арбитражное рассмотрение споров

в практике казахстанских организаций.

Согласно ст. 7 Закона РК «О международном коммерческом арбитраже от 28 декабря 2004 года № 23 арбитром избирается (назначается) физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей арбитра, достигшее возраста двадцати пяти лет и имеющее высшее образование. Арбитр, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель арбитража. Требования, предъявляемые к кандидатам в арбитры, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены регламентом арбитража. При этом арбитром не может быть лицо:
1) избранное или назначенное судьей компетентного суда в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан;
2) признанное компетентным судом в порядке, установленном законом Республики Казахстан, недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее неснятую или непогашенную судимость;
4) являющееся государственным служащим.

Стороны вправе определить число арбитров, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения спора в арбитраже избираются (назначаются) три арбитра.

Формирование состава арбитража производится путем избрания (назначения) арбитров (арбитра). В постоянно действующем арбитраже формирование состава арбитража производится в порядке, установленном регламентом постоянно действующего арбитража. В арбитраже для разрешения конкретного спора формирование состава арбитража производится в порядке, согласованном сторонами. По соглашению сторон арбитром может быть избран гражданин Республики Казахстан, иностранец либо лицо без гражданства. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава арбитража для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании состава арбитража, состоящего из трех арбитров, каждая сторона избирает одного арбитра, а два избранных таким образом арбитра избирают третьего арбитра.

Если одна из сторон не избирает арбитра в течение шестидесяти дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных арбитра в течение шестидесяти дней после их избрания не избирают третьего арбитра, то арбитр может быть назначен председателем постоянно действующего арбитража;

2) если спор подлежит разрешению арбитром единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании арбитра стороны в течение шестидесяти дней не избирают арбитра, то арбитр может быть назначен председателем постоянно действующего арбитража.

20 Соционика — обучающий курс. Занятие 20.Интуиция реальных возможностей. Ч3

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector