Практическая психология

Как ясно из сообщённого, в психологии—как и в большинстве вторых наук—имеется области, ориентированные в основном на получение знания, на изучение (не смотря на то, что и в том месте вероятна выработка практических рекомендаций), и1 области, намерено «обслуживающие» практику—трудовую, учебно-воспитательную, медицинскую и др. либо направленные на помощь людям, переживающим сложности в личной судьбе. На базе последних строится так называемаяпрактическая психология.

К сфере деятельности практического психолога относятся психотерапевтическая диагностика (т. е. описание состояния объектов, которыми, в зависимости от области работы, смогут выступать личность—в разных отношениях, группы, организации; описание это осуществляется на базе намерено разрабатываемых способов, о которых обращение ниже), выработка рекомендаций по трансформации обстановки и яркая работа с людьми, основанная на применении особых психотерапевтических техник—совокупностей приемов, разрешающих, в зависимости от конкретной неприятности, улучшить взаимо-

отношения между людьми, уменьшить страдания, оказать помощь овладеть приемами организации собственной деятельности и др. (Выбор техник зависит в основном от того, на какую психотерапевтическую совокупность—теорию деятельности, психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и т. д. ориентирован психолог).

У нас практический психолог трудится в основном в структуре психотерапевтической работы * учреждения (время от времени воображая эту работу в одиночку!) либо центра психотерапевтического консультирования, причем сейчас развиваются и негосударственные психотерапевтические консультации.

Психотерапевтические работы — особенные подразделения в структуре организаций и предприятий. Громаднейшее развитие они нашли в образовании и промышленности.

Задачи психотерапевтических работ достаточно разнообразны. Так, на промышленных фирмах психологи занимаются проведением и разработкой в судьбу мероприятий, направленных на увеличение эффективности производства—конечно, мероприятий психотерапевтического замысла, которые связаны с трансформацией психотерапевтического климата в группах (бригадах, сменах, цехах и др.), взаимоотношений на разных уровнях управления, межличностных сотрудничеств, отношения к труду, совершенствованием рабочих мест, организации труда, подбора кадров и др. В задачу психологов входит разрешение межличностных распрей, консультирование сотрудников по поводу взаимоотношений на производстве и в семье, личностным проблемам.

Во многом подобна психотерапевтическая работа школы (подразумевается не только средняя общеобразовательная школа, но и детский сад, учреждения профтех-образования, детские дома), но, конечно, со своей спецификой: в центре ее внимания—создание таких условий, при которых было бы вероятно максимально гармоническое развитие личности ребенка. Следовательно, психологу приходится трудиться с этими условиями, каковые мешают гармоническому формированию, с событиями, обстановками, событиями, каковые не разрешают ребенку полноценно личностно и интеллектуально совершенствоваться; именно это и приводит к необходимости психотерапевтического вмешательства. Обстоятельства, вызывающие обычно весьма печальные психологи-

‘ Время от времени термином «психотерапевтическая работа» обозначают в всю сферу практической психологии.

ческие последствия для ребенка, многообразны. Это смогут быть взаимоотношения ребенка с преподавателем *, отсутствие либо неправильное использование личного подхода в учебно-воспитательной работе, отвержение ребенка классом либо ответственными для него соучениками, в целом нехорошей социально-психотерапевтический климат в школе и классе, домашние неприятности. Соответственно, в задачи психолога входит контроль за состоянием ребенка, группы (психодиагностика), предотвращение вероятных обстоятельств негативных состояний ребенка (психопрофилактика, в первую очередь в форме работы с учителями и родителями по их «психотерапевтическому просвещению» и в форме работы с ребенком—его психотерапевтической подготовке к вероятным возможно травматическим обстановкам; отреагированию в работе с психологом тех личностных неприятностей, каковые смогут стать обстоятельством межличностных распрей и др.), практическая работа по «выправлению» негативной психотерапевтической обстановке (психокоррекция). Вследствие этого распространенной формой работы психолога выступает психотерапевтическое консультирование детей, своих родителей, преподавателей по личным, домашним, опытным проблемам. Ответственная задача школьного психолога — подготовка детей к судьбе по окончании школы; одним из главных направлений тут выступает опытная ориентация с учетом способностей и склонностей ребенка.

Итак, мы обозначили три главные сферы деятельности практического психолога: психодиагностика, психопрофилактика и «психокоррекция. Близкой к психокоррекции есть психотерапия; выступающая, по сути, особенной ее частью, которая связана с лечением нарушенного поведения при помощи психотерапевтических приемов (в отличие от медицинского лечения). Мы сообщили «лечение поведения», воспользовавшись определением Ж. Годф-руа (3); это не в полной мере успешное выражение частично вынуждено, поскольку не все терапевтические школы применяют понятие «терапия» по отношению к личности. Однако значительно чаще психотерапия обращена в первую очередь к личностным проблемам, ставящим человека ча грань психологических нарушений либо переводящим через эту грань, с чем связаны тягостные переживания, на-

* Психологи говорят о так называемых дидактогениях — тягостных психологических состояниях ребенка (тревоге, страхах), вызываемых нетактичностью преподавателя, каковые смогут быть кроме того базой не-^оза.

рушения социального поведения, самосознания и изменения сознания и др. Формы психотерапевтической работы разнообразны, и мы разглядим главные из них в разделе, посвященном способам психологии.

ТЕРМИНЫ ДЛЯ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ

психология неспециализированная

эволюционная юиопсихология

этология

психофизиология

физиология активности

невропатология

психиатрия

нейропсихология

психофармакология

историческая психология

социальная психология

этнопсихология

политическая психология психолингвистика психология религии юридическая психология педагогическая психология сравнительная психология зоопсихология возрастная психология психология труда дифференциальная психология практическая психология психотерапевтическая работа

вопросов и Специальных заданий по этому разделу мы не предлагаем: добросовестная работа со словарем разрешит добиться результата.

Секреты психологии. Обучаемся \


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: