Познавательные дела

Название: «Машина времени».

Форма:познавательная ролевая игра.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи:познакомить ребят с правами и обязанностями ребенка и вожатого в лагере; научить видеть последствия своих действий, научить ответственности за свои поступки.

Необходимое оборудование и оформление: 5 экземпляров Устава лагеря, карточки с описанием проблемных ситуаций, 5 ручек, 5 листов.

Краткое описание:

1. Вступительное слово вожатого. Обсуждение вопроса: чем отличаются права человека от его обязанностей?

2. Работа по 4 группам. Знакомство с Уставом ВДЦ «Орленок», зафиксированными в нем правами и обязанностями ребенка и вожатого:

группа № 1 изучает права ребенка;

группа № 2 изучает права вожатого;

группа № 3 изучает обязанности ребенка;

группа № 4 изучает обязанности вожатого.

3. Введение в игру. Каждый из нас порой хотел бы повернуть время назад и исправить некоторые свои жизненные ошибки, или заглянуть в будущее и узнать, правильно ли я поступил. Сегодня у вас есть такая возможность. С помощью «машины времени» мы попадем в любой временный промежуток и сможем проанализировать увиденное.

4. Игровая разбивка на 5 групп. Объяснение правил игры:

* Каждая группа – это «Кнопки машины времени»:

нажимая на «кнопку № 1», мы узнаем, что будет сейчас;

«кнопку № 2» – что будет через час;

«кнопку № 3» – что будет через неделю;

«кнопку № 4» – что будет через годы;

«кнопку № 5» — что будет в конце жизни.

* Каждая кнопка имеет 2 функции:

1 функция (половина группы) — разбирает ситуации с точки зрения прав ребенка и вожатого;

2 функция (другая половина группа) – с точки зрения обязанностей ребенка и вожатого.

* Участник группы №1 вытягивают карточку с описанием проблемной ситуации, зачитывает ее.

* Все группы обсуждают ситуацию.

* Участник группы №1 выбирает кнопку, на которую он хотел бы нажать, чтобы представители этой группы познакомили всех участников игры с решением проблемной ситуации в соответствии со своим временным периодом.

* Ответивший участник выбирает следующую кнопку и т.д., чтобы высказались представители всех групп.

* Представитель группы №1 комментирует решения других «кнопок» и дает свой вариант решения.

* Все группы отвечают на вопрос ведущего игры: «Почему ты принял такое решение? Что тобой двигало: принцип, правило…?»

* Обсуждение следующей ситуации. Все действия повторяются.

5. Подведение итогов игры: насколько ребята усвоили права и обязанности детей, зафиксированные в Уставе Центра.

Варианты ситуаций:

* Я очень хотел(а) поесть чипсы, поэтому убежал в магазин через дорогу, так как заранее знал, что вожатый мне не разрешит.

* Вожатая обнаружила у меня складной нож и забрала его.

* Ко мне на выходные приехали родители и привезли целый пакет сладостей, но врачи и вожатые запретили их есть.

* Сегодня ночью, пока не было вожатых, мы так веселились! Дрались подушками, измазали все шторы и двери пастой. Еще и девчонок соседнего домика напугали.

* Я очень хотела купаться, и вожатый разрешил мне сделать это в тихий час.

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Солнечный», Анастасия Лагерек, Елена Крамаренко, август 2003 года.

Название: «Что в имени тебе моем».

Форма:коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи:помочь ребятам лучше узнать друг друга, задуматься над своими личностными качествами, чертами характера.

Краткое описание:

1. «Общее». Вожатый предлагает ребятам разбиться на 4 группы по тем временам года, в которые они родились: весной, летом, осенью, зимой. Затем каждая группа, посоветовшись между собой, должна составить общую характеристику лиц обоего пола, родившихся в данный сезон природы.

Насколько совпадает человеческий характер с характером природы, подвластны ли люди, родившиеся в это время, годовому циклу, чем они отличаются от других людей, какими способностями и талантами обладают? Ребята должны продемонстрировать умозаключения на собственном примере. Затем вожатый зачитывает характеристики натур, данные известным психологом и писателем Борисом Хигиром, ребята соотносят эти описания со своими чертами характера, удивляются, соглашаются, спорят.

2. «От общего к индивидуальному». Разговор пойдет о собственных именах ребят отряда.

Имя человека — одно из важнейших составляющих его индивидуальности. В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.

Вожатый спрашивает ребят, знают ли они историю своего имени, в честь кого они были названы, кого из знаменитых тезок они могут назвать.

Разговор идет по кругу. Чтобы он получился и все в разговоре приняли участие, можно составить и написать схему выступления, пользуясь методом неоконченных предложений.

Мое имя означает …

Больше всего мне нравится в себе …

Я чувствую себя счастливым, когда …

Я чувствую печаль, когда …

Я бы хотел быть похожим на …

Моя мечта …

Я хочу стать …

Я хотел бы узнать о …

Когда-нибудь, я надеюсь …

Если ребята затрудняются в объяснении происхождении своего имени, вожатый может им помочь с помощью книг.

3. Заканчивая этот разговор, вожатый еще раз обращает внимание на общие и индивидуальные признаки каждого, на серьезность тех характеристик, которые заложены в имени каждого человека, а также на то, что право на имя и гражданство ребенка зафиксировано в статье 7 «Конвенции о правах Ребенка», которая была принята 20 января 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН. Звучит она так: «С момента рождения ребенок получает право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу».

Название: «Джуманджи».

Форма:интеллектуально-творческая игра.

Возраст участников: 14-15 лет.

Педагогические задачи:помочь ребенку выбрать направление творческой работы; диагностика творческих способностей ребенка; пополнение банка идей отрядных дел.

Необходимое оборудование и оформление: ватман, краски, кисточки, фломастеры, стяги, карта «Джуманджи», игральная кость с цифрами от 1 до 3.

Предварительная подготовка:

1. Создается детская творческая группа. Участники группы являются организаторами и ведущими станций. Ведущие станций придумывают по 5 творческих заданий, оформляют свою станцию.

2. Отряд делиться на три команды, в каждой выбирается капитан.

Правила игры:

1. Капитаны жребием определяют очередность выхода на маршрут

2. Карта разделена на 6 секторов. Капитан с помощью игральной кости определяет, на сколько секторов может переместиться его команда.

3. Каждый сектор карты имеет свой цвет – обозначение станции, на которую предстоит отправиться команде.

4. После выполнения задания на одной станции команда должна вернуться к карте, чтобы капитан определил следующий сектор — станцию.

5. Хозяин Игры мешает командам выполнять задания на станциях.

6. Выигрывает команда, которая первой доберется до финиша.

Краткое описание:

1. Вступительное слово Хозяина Игры. Объяснение правил.

2. Посещение станций: Интеллектуальная, Художественная, Спортивная, Сценическая, Центральная.

3. Подведение итогов игры.

Название: «Твои права».

Форма:занятие.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи:формирование у подростков знаний и умений по защите и отстаиванию своих прав и прав других людей; знакомство с «Конвенцией о правах Ребенка».

Краткое описание:

1. Знакомство. Подросткам предлагается продолжить фразу: «Я пришел на занятие, чтобы…», которая выявляет цель участия в занятии.

2. Знакомство с правилами занятия:

* Каждый участник имеет право быть активным.

* Каждый участник имеет право говорить НЕТ, но при этом должен предложить свой вариант.

* Каждый участник имеет право на откровенность.

* Каждый участник имеет право быть услышанным.

* Каждый участник имеет право высказывать свое мнение.

* Каждый участник имеет право говорить от своего имени.

3.Рассказ об истории создания, содержании, основных положениях «Конвенции о правах Ребенка».

4. Упражнение «Хорошо – плохо». Ведущий предлагает объект или явление. Необходимо, чтобы один участник нашел в нем как можно больше положительных признаков, а второй — как можно больше отрицательных. Например: Свобода – это хорошо, можно делать что хочешь, ни от кого не зависеть, поступать, как думаешь.Свобода – это плохо, нужно думать о том, как выжить самому, отвечать за себя, понимать, зачем ты свободен.

5. Беседа по направлениям:

* права подростков декларируются, но не соблюдаются;

* мы живем в правовом государстве, но в нашем государстве нарушают права человека даже высшие чиновники;

* о детях необходимо заботиться, но мало кто это делает;

* многие подростки лишены бесплатного дополнительного образования и т.д.

6.? Работа микрогрупп. Ведущий делит участников на группы по 5–6 человек. Каждой группе дается задание в течение 3-5 минут придумать ситуацию, в которой, по их мнению, были нарушены права ребенка, записать ситуацию на карточке, отдать ее ведущему. Ведущий раздает карточки с описанием ситуаций группам. Каждой группе дается задание в течение 10 минут ответить на вопросы:

* Какие права ребенка были нарушены в данной ситуации?

* Может ли ребенок в данной ситуации сам защитить свои права?

* К кому ребенок может обратиться за помощью защиты своих прав?

* Как можно выйти из данной ситуации, не нарушая ничьих прав?

Затем все участники выражают свое согласие или несогласие и предлагают, если возможно, свой вариант ответа.

7. Подведение итогов.

Мультфильм

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector