Название: «Машина времени».
Форма:познавательная ролевая игра.
Возраст участников: 13-15 лет.
Педагогические задачи:познакомить ребят с правами и обязанностями ребенка и вожатого в лагере; научить видеть последствия своих действий, научить ответственности за свои поступки.
Необходимое оборудование и оформление: 5 экземпляров Устава лагеря, карточки с описанием проблемных ситуаций, 5 ручек, 5 листов.
Краткое описание:
1. Вступительное слово вожатого. Обсуждение вопроса: чем отличаются права человека от его обязанностей?
2. Работа по 4 группам. Знакомство с Уставом ВДЦ «Орленок», зафиксированными в нем правами и обязанностями ребенка и вожатого:
группа № 1 изучает права ребенка;
группа № 2 изучает права вожатого;
группа № 3 изучает обязанности ребенка;
группа № 4 изучает обязанности вожатого.
3. Введение в игру. Каждый из нас порой хотел бы повернуть время назад и исправить некоторые свои жизненные ошибки, или заглянуть в будущее и узнать, правильно ли я поступил. Сегодня у вас есть такая возможность. С помощью «машины времени» мы попадем в любой временный промежуток и сможем проанализировать увиденное.
4. Игровая разбивка на 5 групп. Объяснение правил игры:
* Каждая группа – это «Кнопки машины времени»:
нажимая на «кнопку № 1», мы узнаем, что будет сейчас;
«кнопку № 2» – что будет через час;
«кнопку № 3» – что будет через неделю;
«кнопку № 4» – что будет через годы;
«кнопку № 5» — что будет в конце жизни.
* Каждая кнопка имеет 2 функции:
1 функция (половина группы) — разбирает ситуации с точки зрения прав ребенка и вожатого;
2 функция (другая половина группа) – с точки зрения обязанностей ребенка и вожатого.
* Участник группы №1 вытягивают карточку с описанием проблемной ситуации, зачитывает ее.
* Все группы обсуждают ситуацию.
* Участник группы №1 выбирает кнопку, на которую он хотел бы нажать, чтобы представители этой группы познакомили всех участников игры с решением проблемной ситуации в соответствии со своим временным периодом.
* Ответивший участник выбирает следующую кнопку и т.д., чтобы высказались представители всех групп.
* Представитель группы №1 комментирует решения других «кнопок» и дает свой вариант решения.
* Все группы отвечают на вопрос ведущего игры: «Почему ты принял такое решение? Что тобой двигало: принцип, правило…?»
* Обсуждение следующей ситуации. Все действия повторяются.
5. Подведение итогов игры: насколько ребята усвоили права и обязанности детей, зафиксированные в Уставе Центра.
Варианты ситуаций:
* Я очень хотел(а) поесть чипсы, поэтому убежал в магазин через дорогу, так как заранее знал, что вожатый мне не разрешит.
* Вожатая обнаружила у меня складной нож и забрала его.
* Ко мне на выходные приехали родители и привезли целый пакет сладостей, но врачи и вожатые запретили их есть.
* Сегодня ночью, пока не было вожатых, мы так веселились! Дрались подушками, измазали все шторы и двери пастой. Еще и девчонок соседнего домика напугали.
* Я очень хотела купаться, и вожатый разрешил мне сделать это в тихий час.
Где, кем, когда создано: детский лагерь «Солнечный», Анастасия Лагерек, Елена Крамаренко, август 2003 года.
Название: «Что в имени тебе моем».
Форма:коллективно-творческое дело.
Возраст участников: 11-15 лет.
Педагогические задачи:помочь ребятам лучше узнать друг друга, задуматься над своими личностными качествами, чертами характера.
Краткое описание:
1. «Общее». Вожатый предлагает ребятам разбиться на 4 группы по тем временам года, в которые они родились: весной, летом, осенью, зимой. Затем каждая группа, посоветовшись между собой, должна составить общую характеристику лиц обоего пола, родившихся в данный сезон природы.
Насколько совпадает человеческий характер с характером природы, подвластны ли люди, родившиеся в это время, годовому циклу, чем они отличаются от других людей, какими способностями и талантами обладают? Ребята должны продемонстрировать умозаключения на собственном примере. Затем вожатый зачитывает характеристики натур, данные известным психологом и писателем Борисом Хигиром, ребята соотносят эти описания со своими чертами характера, удивляются, соглашаются, спорят.
2. «От общего к индивидуальному». Разговор пойдет о собственных именах ребят отряда.
Имя человека — одно из важнейших составляющих его индивидуальности. В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.
Вожатый спрашивает ребят, знают ли они историю своего имени, в честь кого они были названы, кого из знаменитых тезок они могут назвать.
Разговор идет по кругу. Чтобы он получился и все в разговоре приняли участие, можно составить и написать схему выступления, пользуясь методом неоконченных предложений.
Мое имя означает …
Больше всего мне нравится в себе …
Я чувствую себя счастливым, когда …
Я чувствую печаль, когда …
Я бы хотел быть похожим на …
Моя мечта …
Я хочу стать …
Я хотел бы узнать о …
Когда-нибудь, я надеюсь …
Если ребята затрудняются в объяснении происхождении своего имени, вожатый может им помочь с помощью книг.
3. Заканчивая этот разговор, вожатый еще раз обращает внимание на общие и индивидуальные признаки каждого, на серьезность тех характеристик, которые заложены в имени каждого человека, а также на то, что право на имя и гражданство ребенка зафиксировано в статье 7 «Конвенции о правах Ребенка», которая была принята 20 января 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН. Звучит она так: «С момента рождения ребенок получает право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу».
Название: «Джуманджи».
Форма:интеллектуально-творческая игра.
Возраст участников: 14-15 лет.
Педагогические задачи:помочь ребенку выбрать направление творческой работы; диагностика творческих способностей ребенка; пополнение банка идей отрядных дел.
Необходимое оборудование и оформление: ватман, краски, кисточки, фломастеры, стяги, карта «Джуманджи», игральная кость с цифрами от 1 до 3.
Предварительная подготовка:
1. Создается детская творческая группа. Участники группы являются организаторами и ведущими станций. Ведущие станций придумывают по 5 творческих заданий, оформляют свою станцию.
2. Отряд делиться на три команды, в каждой выбирается капитан.
Правила игры:
1. Капитаны жребием определяют очередность выхода на маршрут
2. Карта разделена на 6 секторов. Капитан с помощью игральной кости определяет, на сколько секторов может переместиться его команда.
3. Каждый сектор карты имеет свой цвет – обозначение станции, на которую предстоит отправиться команде.
4. После выполнения задания на одной станции команда должна вернуться к карте, чтобы капитан определил следующий сектор — станцию.
5. Хозяин Игры мешает командам выполнять задания на станциях.
6. Выигрывает команда, которая первой доберется до финиша.
Краткое описание:
1. Вступительное слово Хозяина Игры. Объяснение правил.
2. Посещение станций: Интеллектуальная, Художественная, Спортивная, Сценическая, Центральная.
3. Подведение итогов игры.
Название: «Твои права».
Форма:занятие.
Возраст участников: 13-15 лет.
Педагогические задачи:формирование у подростков знаний и умений по защите и отстаиванию своих прав и прав других людей; знакомство с «Конвенцией о правах Ребенка».
Краткое описание:
1. Знакомство. Подросткам предлагается продолжить фразу: «Я пришел на занятие, чтобы…», которая выявляет цель участия в занятии.
2. Знакомство с правилами занятия:
* Каждый участник имеет право быть активным.
* Каждый участник имеет право говорить НЕТ, но при этом должен предложить свой вариант.
* Каждый участник имеет право на откровенность.
* Каждый участник имеет право быть услышанным.
* Каждый участник имеет право высказывать свое мнение.
* Каждый участник имеет право говорить от своего имени.
3.Рассказ об истории создания, содержании, основных положениях «Конвенции о правах Ребенка».
4. Упражнение «Хорошо – плохо». Ведущий предлагает объект или явление. Необходимо, чтобы один участник нашел в нем как можно больше положительных признаков, а второй — как можно больше отрицательных. Например: Свобода – это хорошо, можно делать что хочешь, ни от кого не зависеть, поступать, как думаешь.Свобода – это плохо, нужно думать о том, как выжить самому, отвечать за себя, понимать, зачем ты свободен.
5. Беседа по направлениям:
* права подростков декларируются, но не соблюдаются;
* мы живем в правовом государстве, но в нашем государстве нарушают права человека даже высшие чиновники;
* о детях необходимо заботиться, но мало кто это делает;
* многие подростки лишены бесплатного дополнительного образования и т.д.
6.? Работа микрогрупп. Ведущий делит участников на группы по 5–6 человек. Каждой группе дается задание в течение 3-5 минут придумать ситуацию, в которой, по их мнению, были нарушены права ребенка, записать ситуацию на карточке, отдать ее ведущему. Ведущий раздает карточки с описанием ситуаций группам. Каждой группе дается задание в течение 10 минут ответить на вопросы:
* Какие права ребенка были нарушены в данной ситуации?
* Может ли ребенок в данной ситуации сам защитить свои права?
* К кому ребенок может обратиться за помощью защиты своих прав?
* Как можно выйти из данной ситуации, не нарушая ничьих прав?
Затем все участники выражают свое согласие или несогласие и предлагают, если возможно, свой вариант ответа.
7. Подведение итогов.
Мультфильм