Понятия, раскрывающие специфику психодиагностики

Специфика психодиагностики отражается и в ее основных понятиях. Для того чтобы лучше понять суть психодиагностики рассмотрим эти понятия. Целью психодиагностики является постановка психологического диагноза. Что такое психологический диагноз?

Под психологическим диагнозом обычно понимается «конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования» [14, с. 86].

Таким образом, психологический диагноз отличается от медицинского диагноза. Медицинский диагноз представляет собой определение существа и особенностей болезни человека. Психологический диагноз выявляет сущность индивидуально-психологических особенностей личности. Чтобы поставить полноценный психологический диагноз, недостаточно описать особенности поведения и психики человека, дать их количественную оценку, необходимо еще выяснить причины появления данных особенностей. В настоящее время исследователь, как правило, выявив при помощи психодиагностических методик те или иные индивидуально-психологические особенности личности человека, не может объяснить их причины, указать их место в структуре личности.

Современные исследователи выделяют три уровня психологического диагноза. Первый уровень диагностики, ограничивающийся выявлением и описанием индивидуально-психологических особенностей человека (или симптомов), получил название симптоматического (или эмпирического) диагноза. Второй уровень психологического диагноза представлен этиологическим диагнозом, который предполагает не только выявление определенных особенностей (симптомов), но и установление причины их возникновения. Высший уровень – типологический диагноз устанавливает место и значение выявленных особенностей в целостной, динамической картине личности испытуемого. Диагноз всегда должен учитывать сложную структуру личности человека. Диагноз также предполагает прогноз дальнейшего развития исследуемой личности.

Постановка психологического диагноза невозможна без соответствующих этой цели методов диагностики. Исходя из целей психодиагностики, ее методы имеют отличия от традиционных исследовательских методов психологии, неэкспериментального (описательного) и экспериментального. Традиционные исследовательские методы психологии предназначены прежде всего для раскрытия закономерностей функционирования психики, для выявления основных психических механизмов, общих для всех людей и других живых существ. Методы психодиагностики ориентированы на обнаружение и измерение индивидуально-психологических особенностей человека. «Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) оценка изучаемого явления» [14, с. 266].

Это становится возможным в результате выполнения определенных требований. Одно из важнейших требований, предъявляемых к методам психодиагностики,– стандартизация инструмента измерения. Стандартизация рассматривается в двух аспектах: как выработка единых требований к процедуре обследования и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры психодиагностического обследования предполагает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования. При проведении обследования необходимо соблюдать следующие требования:

1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т. д.

Обычно в руководстве по использованию методики приводятся точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Стандартизация новой методики во многом заключается в выработке таких указаний, поскольку только строгое их соблюдение позволяет сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Стандартизация методики также связана с выбором критерия, по которому проводится сравнение результатов диагностических испытаний. Диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении. Например, студент первого курса, выполняя тест интеллекта, получил балл, равный 95. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли такой показатель встречается у других людей? Количественный результат, полученный в результате тестирования, сам по себе ничего нам не скажет об этом. Полученный студентом результат не может быть рассмотрен как показатель высокого, среднего или низкого интеллектуального развития, так как единицы измерения данной методики сами по себе этого не выражают. Чтобы узнать это, необходимо располагать точкой отсчета и какими-то строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать полученные при диагностировании данные. Возникает вопрос, что за эту точку отсчета брать?

Обычно при проведении психодиагностического обследования точкой отсчета служит статистическая норма. В данном случае результаты тестирования каждого конкретного человека сопоставляются с результатом, полученным большинством испытуемых, имеющих сходные с этим человеком значимые характеристики (возраст, пол и т. д.)

Не менее существенны для психодиагностического метода требования к надежности и валидности инструмента измерения. Валидность психодиагностической методики представляет собой соответствие результатов, получаемых при помощи данной методики, тому, для чего она была по замыслу предназначена. Слово «валидность» в переводе означает «полноценный», «соответствующий».

Надежность психодиагностической методики представляет собой качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств.

Классификация психодиагностических методик

Создание психодиагностических методик было обусловлено развитием различных методологических подходов в психологии. В начале прошлого века в психологии оформилось несколько методологических подходов, в рамках каждого из которых было свое понимание того, что представляет собой психика и как она должна изучаться. В этой связи интересно проследить, как происходило формирование наиболее известных психодиагностических методов в рамках основных школ психологии.

В начале XX в. психологию охватил кризис. В XIX в. основным методом изучения психики был метод интроспекции (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь). Этот метод заключается в изучении человеком собственных переживаний путем наблюдения за ними и их описания. В начале XX в. начинается серьезная критика данного метода за его субъективность. Наблюдая явления своей психики, человек зачастую не может понять их смысл, искажает их содержание, приписывая им неприсущие качества и свойства. Кроме того, не все явления психики даны человеку в переживаниях.

В связи с этим в начале прошлого века в противовес интроспективной психологии возникает новое направление, получившее название бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение). Представители бихевиоризма считали, что поскольку нельзя изучать психику объективно, ее вообще не следует изучать. Изучать нужно поведение. Изучать поведение человека необходимо для того, чтобы понять, как он будет вести себя в той или иной ситуации и почему. Основным методом изучения поведения в бихевиоризме является метод «стимулреакция» (SR). Исследуемому предъявляется стимул и отслеживается его реакция. Предметом исследований в бихевиоризме, таким образом, является связь стимула и реакции.

Интроспективная психология и бихевиоризм в соответствии с присущими им особенностями обусловили появление двух типов психодиагностических методик. Опросные психодиагностические методики своим появлением обязаны интроспективной психологии. В опросниках представлен ряд вопросов, на которые обследуемый человек отвечает на основе наблюдения за собственными переживаниями и поведением. Результаты такого самонаблюдения порой бывают ошибочны. В связи с этим опросники относятся к группе субъективных психодиагностических методик.

Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. В соответствии с концепцией бихевиоризма цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф. Гальтоном). Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин интеллектуальный тест, был Дж. Кеттелл. Этот термин после статьи Кеттелла Интеллектуальные тесты и измерения, опубликованной в 1890 г. в журнале Mind, приобрел широкую известность.

Тесты дают более объективную информацию, чем опросники, поскольку их результаты основаны не на субъективном мнении обследуемого, а на объективных показателях, полученных в ходе выполнения им тестовых заданий. При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов.

В начале XX в. появляется психоанализ, направленный на выявление сути бессознательных явлений психики. Основателем психоанализа был врач-психиатр З. Фрейд. Бессознательное понималось первоначально как совокупность стремящихся к удовлетворению неосознаваемых мотивов, слепо действующих из таинственных глубин организма. Сознание при этом всеми силами стремится не допустить удовлетворения данных мотивов, вытесняет их. Для того чтобы понять скрытые в бессознательном мотивы и стремления, необходимо создать экспериментальную ситуацию, которая позволила бы проявиться им вопреки сознанию. Для этого в рамках психоанализа обследуемому человеку давались задания, выполняя которые, он непроизвольно выражал скрытые в его бессознательном тенденции. Такого типа задания обусловили возникновение проективных методик.

В соответствии с представленными выше тремя методологическими подходами Л. Ф. Бурлачук распределяет все психодиагностические методики. Методики, связанные с «объективным» подходом производят диагностику на основе показателей, которые слабо подвержены субъективному влиянию на них испытуемого или исследователя. Такими показателями являются, в частности, успешность выполнения деятельности испытуемым, способы выполнения этой деятельности. Согласно Л. Ф. Бурлачуку, объективный подход представлен четырьмя типами методик (тестов). Это – тесты личности, тесты интеллекта, тесты специальных способностей и тесты достижений [14, с. 266].

Развитие тестирования в нач. XX в. связано с именем французского врача и психолога А. Бине (1857–1911), создавшего самую популярную серию тестов. До А. Бине диагностика ограничивалась в основном сенсомоторными качествами (чувствительность, быстрота реакции и т. д.). Однако практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами ум, интеллект. Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности. Альфред Бине в сотрудничестве с Теодором Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня. Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения в результате биологического созревания [49, с. 90].

Следующий этап развития психологического тестирования связан с появлением новой формы тестовых испытаний. Тесты, создававшиеся в нач. XX века, были индивидуальными. Их могли использовать только специально подготовленные люди, имевшие высокую психологическую квалификацию. Это ограничивало их распространение. Развивающаяся экономика западных стран предъявляла новые требования к тестированию. В частности, необходима была такая форма тестирования, которая бы позволила диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование. Новые тесты были разработаны А. С. Отисом. Им были созданы две формы армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Разработка данных тестов была связана с необходимостью как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов. Первая форма тестов предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая – для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применять [49, с. 96].

Групповые (коллективные) тесты не только создали возможность для диагностики больших групп людей. Поскольку групповые тесты допускали упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования, к проведению психодиагностического обследования получили доступ люди, не имеющие настоящей психологической квалификации. Групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии.

Несмотря на то, что с помощью тестов интеллекта удавалось обнаруживать особенности познавательных процессов, прогнозировать с их помощью успешность выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не удавалось. Требовалась дополнительная информация об особенностях психики человека. Так, возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область. На протяжении первой половины XX в. появляются тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, – тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. Тесты достижений ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах средних учебных заведений. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики [49, с. 23].

«Субъективный» подход реализуется в методиках, которые производят диагностику на основе информации, подверженной значительным субъективным искажениям. Такого рода информация включает в себя сведения, сообщаемые обследуемым о себе, самоописания особенностей личности и поведения в тех или иных ситуациях и т. д. Субъективный подход представлен личностными опросниками и опросниками-анкетами [14, с. 266].

Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия, умственных образов). Прототипом личностных опросников был разработанный американским психологом Робертом Вудвортсом в 1919 г. бланк данных о личности. Этот опросник был предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие с того времени десятилетия опросники получили широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования личности. Одним из наиболее известных является опросник «Шестнадцать личностных факторов», созданный Р. Кеттеллом в 1950 г. Данный опросник предназначен для изучения 16 черт личности, выделенных автором.

В рамках «проективного» подхода диагностика осуществляется в результате анализа особенностей взаимодействия испытуемого с недостаточно оформленным, неопределенным материалом, который становится в силу своей неопределенности объектом проекции. Проективный подход представлен разными видами проективных методик (моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные, апперцептивные) [14, с. 266].

Проективные методики основаны на феномене проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам свойств, которые находятся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию и т. п.).

Кроме психоанализа теоретические истоки проективных методик могут быть обнаружены в методе свободных словесных ассоциаций. Создателем этого метода был Френсис Гальтон (1822-1911). В проводимых им экспериментах он предлагал испытуемому отвечать на предъявляемое слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией. В результате испытуемый называл слова, имеющие ассоциативные связи с предъявляемым словом. Рассмотрев эти связи, можно было многое сказать о бессознательных стремлениях человека, о его субъективном видении того или иного явления. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента, А. Розанова (1910) и других [49, с. 25].

Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом, рассмотренная нами выше. Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире проективных методик – Тематической апперцепции тест (TAT) – была создана в 1935 г. X. Морган и Г. Мюрреем. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. Рассказы испытуемых затем анализируются с целью выявления их психических особенностей.

В настоящее время психодиагностика при помощи проективных методик занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности. Отрицательной стороной проективных методик является их недостаточная стандартизация, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности, субъективизм в интерпретации результатов.

Таким образом, все психодиагностические методики можно разделить в соответствии с тремя методологическими подходами, сложившимися в психологии в нач. 20 века. Происхождение основных групп психодиагностических методик связано с интроспективной психологией, бихевиоризмом и психоанализом.

Введение в психодиагностику. Часть первая

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector