Почерк – это совокупность привычных перемещений при исполнении письменных знаков, для которой свойственны относительная устойчивость и индивидуальность, разрешающие идентифицировать исполнителя рукописи.
Под индивидуальностью почерка понимается совокупность изюминок письменно-двигательного навыка, свойственных данному лицу. Относительная устойчивость свидетельствует сохраняемость в почерке личных изюминок в течении продолжительного времени, а обычно и всю жизнь.
К неспециализированным показателям почерка относятся:
• показатели, характеризующие пространственную ориентацию перемещений;
• отражающие характер и степень сформированности письменно-двигательного навыка;
• отражающие структуру перемещений по траектории.
Ниже перечислены неспециализированные показатели почерка, характеризующие пространственную ориентацию перемещений (время от времени их именуют топографическими показателями):
• размещение текста в целом: на какое количество сторонах страницы расположен текст (на одной, на обеих), на каком расстоянии от верхнего (нижнего) края среза страницы (громадном – более 3 см, среднем – от 1 до 3 см, малом – менее 1 см);
• размещение независимых фрагментов: заголовков, обращений, автографов, резолюций и т.п. довольно срезов листа и основного текста;
• наличие либо отсутствие полей (если они имеется – правые, левые), их размер, конфигурация линий (выпуклые, вогнутые, прямые, извилистые);
• форма линии письма в строчке (прямая, извилистая, вогнутая, выпуклая);
• размещение перемещений при исполнении знаков препинания, промежуток между знаком препинания и предшествующим словом и т.д.
Неспециализированные показатели почерка, отражающие характер и степень сформированности письменно-двигательного навыка , характеризуются вы-работанностью почерка и степенью сложности перемещений при исполнении отдельных знаков и строением почерка в целом.
Выработанность почерка определяется уровнем владения техникой письма и характеризуется координацией и темпом перемещений. В зависимости от этого различают маловыработанный почерк (низкие степень и координация связности перемещений, слитное написание менее двух-трех букв в слове), средневыработанный (слитное написание четырех-пяти букв) и высоковыработанный (шесть и более букв, выполненных слитно).
Степень сложности перемещений определяется уровнем владения техническими и особенностями и графическими навыками письменно-двигательных навыков при исполнении письменных знаков. В соответствии с этим различают: несложной, упрощенный, усложненный почерк.
Неспециализированные показатели почерка, отражающие структуру перемещений по траектории , характеризуются формой, направлением, наклоном, разгоном и размером.
Преобладающей формой перемещения в прописи считается исполнение их элементов и букв прямолинейно-круговыми (дуговыми) перемещениями. Но выделяют и такие формы перемещений, как прямолинейно-угловатая, извилистая, петлевая, угловатая и смешанная.
Преобладающее направление перемещений рассматривается применительно к исполнению дуговых (круглых) элементов. Различают левоокружное направление перемещений (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке); возможно и смешанное направление перемещений.
По наклону различают почерк правонаклонный, левонаклонный и смешанный. Также, текст возможно выполнен вертикальным почерком, т.е. без наклона.
Размер почерка определяется высотой строчных букв. Различают небольшой (высота строчных букв до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой (более 5 мм) почерк.
Протяженность перемещений по горизонтали, либо разгон , почерка определяется соотношением протяженности перемещений по горизонтали и преобладающей протяженности по вертикали (размеру почерка). В зависимости от этого различают сжатый, средний и размашистый почерк.
Связность почерка – это свойство исполнителя делать без отрыва пишущего инструмента определенное количество письменных знаков (непрерывность перемещений). По степени связности почерки делятся на сплошной, высокосвязный, средней связности, малой либо низкой связности и отрывистый почерк.
Нажим почерка – это распределение упрочнений при исполнении письменных знаков. Различают почерки со не сильный, сильным нажимом и средним.
Частные показатели почерка характеризуют изюминке исполнения письменных знаков, их соединений и элементов между ними конкретным лицом, т.е. в них отображаются изюминке письменно-двигательных навыков этого лица. Как раз частные показатели в основном разрешают по почерку установить исполнителя рукописи.
К частным показателям почерка относятся:
• форма перемещений (характеризуется очертанием элементов письменного символа; различают прямолинейную, угловатую, дуговую, круглую, петлевую и извилистую формы перемещений при исполнении элементов письменных знаков и их соединении);
• направление перемещений при исполнении письменного символа (сверху вниз, снизу вверх, справа налево либо напротив: правоокружное – по часовой стрелке, левоокружное – против часовой стрелки);
• протяженность перемещений (характеризуется повышением либо уменьшением размеров как по вертикали, так и по горизонтали отдельных письменных знаков и их элементов – соотношением размера, разгона букв в словах);
• связность письменных знаков и их элементов (характеризуется видом соединения перемещений – слитный и интервальный виды);
• количество перемещений (определяется сравнением с существующими стандартными прописями в сторону уменьшения либо повышения – увеличено либо уменьшено);
• последовательность перемещений (характеризуется нарушением последовательности перемещений если сравнивать с предусмотренными стандартными прописями);
• относительное размещение перемещений (определяется расположением элементов письменного символа относительно линии письма, и довольно вторых элементов);
• сложность перемещений при исполнении письменного символа относительно прописи (упрощение перемещений при исполнении письменных знаков и их соединений и усложнение перемещений); помимо этого, различают простое исполнение письменных знаков (в соответствии с прописями либо близко к ним).
Частные показатели характеризуются громаднейшей степенью устойчивости и всю жизнь человека остаются, в принципе, неизменными. Действительно, у конкретного лица все-таки смогут наблюдаться кое-какие трансформации в почерке. Они разъясняются как объективными, так и субъективными факторами. Эти трансформации возможно поделить на естественные и умышленные. Естественные трансформации почерка определяются как необыкновенными условиями письма (поменянная поза пишущего, необыкновенный материал письма, непривычный пишущий инструмент, недостаточное освещение), так и внутренним состоянием пишущего (возрастные трансформации, разные болезни, функциональное состояние – утомление, опьянение).
Умышленные трансформации почерка заключаются в скорописной маскировке почерка пишущего, подражании печатному шрифту, перемене пишущей руки, подражании почерку другого лица.
Дактилоскопия 2. Учебный фильм по криминалистике