Наследственность определяют как совокупность природных особенностей организма, передаваемых от поколения к поколению, либо как «свойство живых совокупностей воспроизводить собственную организацию, либо, в противном случае говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе аналогичных в последовательности поколений»[5].
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как неповторимую популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие инстинкты и врождённые свойства, относящиеся к группе абсолютных рефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К ним относятся:
- пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
- оборонительные (отдергивание рук от тёплого, зажмуривание глаз при ярком свете),
- ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, направляться подчернуть, что эти свойства свойственны и для высших животных.
Но в пределах биологической эволюции появилась новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
- развитие «фактически людских задатков» (перемещение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),
- предрасположенность к целенаправленному труду,
- развитие мыслительных свойств человека,
- осознание собственных действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям последовательности химических, физических качеств:
- физический вид,
- цвет волос,
- физические эти;
- группу крови и резус-фактор,
- задатки свойств;
- программирует кроме этого свойства нервной совокупности,
- свойства зрительных органов (дальтонизм, особенная чувствительность, цвет глаз) и др.[7]
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так да и то хорошее, что делает людей столь различными и снаружи и внутренне. Под наследственностью понимается передача от своих родителей к детям определенных особенностей и качеств, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности содержится в том, что по наследству ребенок приобретает человеческий организм, людскую нервную совокупность, органы чувств и человеческий мозг. От своих родителей к детям передаются изюминке телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и кое-какие особенности нервной совокупности, на базе которых начинается определенный тип нервной деятельности.[8]
Наследственность предполагает кроме этого формирование определенных свойств к какой-либо области деятельности на базе природных задатков ребенка. По данным психологии и физиологии, врожденными у человека являются не готовые свойства, а только потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. развитие и Проявление свойств ребенка сильно зависит от условий его жизни, воспитания и образования. броское проявление свойств принято именовать одаренностью, либо талантом.
Природные изюминки (задатки) являются потенциальным условием формирования свойств. Они обусловлены личными структурно-функциональными различиями речедвигательных органов и головного мозга, органов эмоций, и их направляться разглядывать только как анатомо-морфологические предпосылки способностей[9].
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его свойств. Выделяют неспециализированные и особые свойства. Неспециализированные свойства определяют удачи человека в разных видах деятельности. Это
- умственные свойства,
- точность и тонкость ручных перемещений,
- развитая память,
- совершенная речь и ряд других.
Особые свойства раскрывают индивидуальность личности и определяют удачи человека в своеобразных видах деятельности, для осуществления которых нужны задатки особенного рода и их развитие. К ним возможно отнести:
- математические,
- музыкальные,
- лингвистические,
- литературные,
- художественно-творческие,
- технические,
- спортивные,
- организаторские,
- экономические и др.
Неспециализированные и особые свойства смогут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .
Большой теоретический интерес воображает вопрос о наследовании способностей и задатков к определенному виду, а вернее, к области деятельности (мастерству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на данный вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек есть конкретно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде способностей и задатков в виде влечений…»[10]. Эти слова К. Маркса показывают, в первую очередь, на то, что в воспитании нужно учитывать естественную природу человека, выявляя его способности и задатки, определяя направленность и характер заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, интересов и склонностей.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме способностей и задатков, предполагает, в первую очередь, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом достаточно широких) областях. Реализация же их сильно зависит от воспитания и условий жизни.
Наследование свойств в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, разъясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в воздухе интереса к определенному виду деятельности, их достаточно рано начали привлекать к данной деятельности.
направляться подчернуть, что задатки характеризуют только самые неспециализированные области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда либо творчества, каковые неизменно конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах эмоций, речедвигательных органах и являются одним из условий успешности исполнения после этого какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием обстоятельств и условий судьбы. Но в намного большей степени успех в данной области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой накоплением и практикой опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры приводит к вопросу о наследовании либо наличии врожденных свойств к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что возможно негативная для развития интеллектуальных свойств наследственность, к примеру вялость клеток коры полушарий мозга детей пьяниц, кое-какие наследственные заболевания и, например, психологические болезни. Имеющиеся же у обычных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют уровня и качества самой интеллектуальной деятельности В целом направляться признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически обычных людей во многом определяется тем, в какие конкретно условия обучения они поставлены[11].
Признавая вероятное биологическое неравенство способностей и задатков, педагогика делает упор не на обнаружении приспособлений и различий к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого способностей и задатков. воспитания и Современная система обучения на деле снабжает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к обучающимся и учета их личных изюминок.
не меньше острым есть вопрос о наследовании психологических обусловленности и свойств форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека с физиологической точки зрения — сверхсложный процесс. Разные его системы и органы на различных стадиях возрастного созревания развиваются по-различному, отмечается узнаваемая неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что со своей стороны отражается на изюминках психологического развития детей различного возраста, облегчая либо, напротив, усложняя работу воспитателей. К примеру, особенные трудности воображает в силу изюминок анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Но это не дает основания вычислять, что те либо иные формы поведения заложены в человеке от природы.
психология и Современная педагогика утверждают, что все психологические качества личности приобретаются в ходе жизнедеятельности человека в его общении и труде с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от представлений и моральных ценностей о формах отношения и поведения к вторым людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается практически с нуля. Потому, что же для каждого он протекает в лично-неповторимых условиях, кроме того при однообразных внешних условиях (потому что у каждого человека не однообразны на них реакции), любой из них начинается по-своему и формирует собственный личное отношение к миру, что не отрицает неспециализированных закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания
Психика человека, его психологические проявления формируются под действием внешних условий, неизменно преломляясь через внутренние личные условия каждого, и результат, продуктом этого сотрудничества.
Социальные стороны, личность человека формируются лишь при помощи социальных условий и не смогут быть предетерминированы биологическими базами человека[13].
Говоря о роли наследственности в развитии и формировании ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует последовательность патологий и болезней, каковые смогут носить наследственный темперамент, к примеру, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные болезни изучает медицинская генетика, но их нужно учитывать и в ходе социализации ребенка.
Итак, возможно сделать вывод, что развитие человека – сверхсложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних действий, так и внутренних сил, каковые характерны человеку, как всякому живому и растущему организму.
К внешним факторам относятся, в первую очередь, окружающая человека естественная и социальная среда, и особая, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, воздействующие на развитие человека, смогут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс – свидетельствует превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В ходе развития ребенок вовлекается в разные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя наряду с этим свойственную ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
среды и Взаимодействие наследственности в развитии человека играется ключевую роль всю его жизнь. Но особенную важность оно получает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Как раз сейчас отмечается формирования личности развития и интенсивный процесс организма.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но начинается человек под одновременным влиянием обоих наследственности — и факторов, и среды.
Сейчас делается общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все свойства и признаки любого индивида результат сотрудничества его среды и генотипа. Исходя из этого любой человек имеется и часть природы, и продукт публичного развития.
С таковой позицией сейчас в соответствии с большая часть ученых. Разногласие появляется тогда, в то время, когда речь идет о среды и роли наследственности в изучении умственных свойств человека. Одни уверены в том, что умственные свойства наследуются генетически, другие показывают, что развитие умственных свойств определяется влиянием социальной среды.
Typ