Понятие метода и методологии. основные формы научного познания

Метод – это путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов); правильный путь, способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи, способ исследования и изложения изучаемого материала; совокупность систематизированных познавательных операций, соответствующих предмету и цели научного исследования. Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.

Методология науки – это учение о методе научно-познавательной деятельности. Методология не сводится только к исследованию методов научного познания, хотя знание о таких методах и операциях является одной из целей методологического анализа. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта, исторически сложившихся познавательных средств, целей и установок познающего субъекта, исследует механизмы взаимоотношений норм и нравственности, науки и культуры, истины и ценности. Методология представляет собой своего рода самосознание науки, осознание путей и методов эффективного решения познавательных задач.

Выделяют общелогические методы познания, используемые и на уровне обыденного познания, и на уровне научного познания; методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях.

К общелогическим методам исследования относятся такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.

Анализ (от греч. – расчленение, разложение) – процедура мысленного (реального) расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношении между предметными частями. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование – такой прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Выделенные свойства и отношения обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции (например, различные числа).

Обобщение – прием мышления, устанавливающий общие свойства и признаки объектов. В процессе обобщения происходит переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» — «дерево» — «растение» — «живой организм»).

Индукция – такой метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение.

Аналогия (от греч. соразмерность, пропорция) — такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Как правило, в науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта лидирующих наук. Например, физика 17 в. способствовала формированию аналогий в гуманитарном и биологическом знании. По аналогии с часовым механизмом рассматривался и человек. В современной же ситуации биологические аналогии широко используются в технических науках.

Моделирование — такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Существуют материальные модели, которые являются природными объектами, подчиняющиеся естественным законам, и идеальные модели, зафиксированные в знаковой форме. Так, в математике моделирование используется для доказательства непротиворечивости формальных систем.

Одним из важнейших методов эмпирического исследования является наблюдение, под которым понимается целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. В отличие от обыденного созерцания научное наблюдение опосредуется теоретическим знанием, освещающим научный поиск и имеет целенаправленный характер.

Наблюдение всегда связано с описанием. Этот метод заключается в фиксации сведений об объектах, данных в наблюдении, средствами естественного или искусственного языка. Выделяют количественное описание, осуществляющееся с помощью таблиц, графиков, которые возникают в результате различных измерительных процедур и качественное, фиксирующее различные качественные характеристики наблюдаемого объекта.

Следующий метод эмпирического исследования — измерение, представляющее собой такую познавательную операцию, в результате которой получается численное значение измеряемых величин. Необходимым методом эмпирического исследования является эксперимент, представляющий собой целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Эксперимент как метод исследования используется не только в естественных, но и в социально-гуманитарных науках, способствуя изучению и управлению сложными социальными системами.

На теоретическом уровне исследования на ряду с общелогическими методами используются специфические для данного уровня методы, позволяющие проникать в сущность изучаемых явлений.

Одним из таких методов является мысленный эксперимент, задачей которого является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности (в химии — это образы структуры вещества, в биологии — структуры клетки, в математике — образы точек прямой линии, окружности и т.д.).

В связи с математизацией науки в ней все больше используются такой приемы теоретического познания, как идеализация и формализация. Идеализация представляет собой разновидность операции абстрагирования, сущность которой состоит в выделении одного из необходимых условий существования изучаемого объекта, в последующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму. Таким методом в физике, например, были образованы такие идеализированные объекты, как «идеальный газ», «несжимаемая жидкость», «абсолютно упругое тело», в математике «точка», «прямая» и т.д.

Метод формализации заключается в построении абстрактно-математических моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.

Теоретическое исследование немыслимо без использования аксиоматического метода. Аксиомы представляют собой утверждения, истинность которых не требует доказательств. При логическом выводе истинность аксиом переноситься на выводимые из них следствия, что способствует организации и систематизации научного знания и служит незаменимым средством построения развитой теории.

Специфическим методом построения теоретических знаний в эмпирических науках является гипотетико-дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а «сверху» по отношению к эмпирическим данным.

В современной физике часто используется метод математической гипотезы, когда исследователь вначале стремиться отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, затем найти интерпретацию уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области. Только опыт устанавливает соответствие математической гипотезы объективной реальности.

Теоретическое познание, нацеленное на выявление существенных связей и зависимостей постоянно обращается к методу восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изучаемого объекта, а затем прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и в результате проникает в сущность изучаемого объекта. Этот метод используется и в естественных, и в общественных науках. Познание при этом движется от чувственно-конкретного к абстрактному и затем вновь к конкретному. При построении теории капиталистического общества, К. Маркс отталкивается от выделенных до него абстракций, характеризующих капиталистическое производство — «товар», «стоимость», «деньги» и т.д., а затем постепенно развертывая их содержания, построил целостную систему понятий, раскрывающих не только отдельные связи и стороны данного производства, но и конкретное взаимодействие этих связей.

Изучение сложных развивающихся систем предполагает использование исторического и логического методовисследования. Исторический метод основан на прослеживании истории во всей ее полноте и многообразии, обобщении эмпирического материала и установлении на этой основе общей исторической закономерности. Основу же логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к реальной истории.

Философия и методология науки. Лекция 3. Методы научного познания

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector