Трудового права и предпринимательства
ИгиП ТюмГУ
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие, цели и функции бизнес-плана
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Особо важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-планирование.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес- план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.[1]
Бизнес-план может иметь операционный (горизонт планирования до одного года) и стратегический (срок до 5 лет, либо до срока окупаемости) характер.
Процедура составления бизнес-плана состоит из следующих этапов:
1. Принятие решения о создании нового предприятия, продукта, товара, реструктуризация или оптимизация текущей деятельности хозяйствующего субъекта;
2. Исследование рынка сбыта, его технико-экономических характеристик;
3. Составление прогноза объемов сбыта на рынке;
4. Разработка юридической схемы деятельности проекта;
5. Выбор территории для осуществления хозяйственной деятельности (для новых предприятий);
6. Разработка плана производства, определение поставщиков сырья, электроэнергии и иных материальных ресурсов;
7. Разработка плана маркетинга;
8. Разработка организационного плана, определение ключевых менеджеров проекта;
9. Разработка финансового плана;
10. Подготовка резюме проекта.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана, в зависимости от цели составления разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Основными целями разработки бизнес-плана являются:
1. Создание новых хозяйствующих субъектов.
2. Использование инноваций в рамках действующей коммерческой организации.
3. Реализация новых видов деятельности в действующих предпринимательских структурах.
4. Финансовое оздоровление убыточных предпринимательских единиц.
5. Привлечение инвесторов.
6. Обоснование эффективности инвестиционных проектов.
7. Ликвидация организации.
В случае, если целью бизнес-плана является получение финансирования в банковских, инвестиционных и иных структурах, необходимо заранее сделать запрос на требования к содержанию и структуре документа.
Как правило, в бизнес-плане предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.[2]
Бизнес План Понятие Цели и Задачи