Пояснения к схеме вседневной утрени.

Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков»,хор: «Аминь»,

Шестопсалмие, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне? мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды.

Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом.

После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма.

Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже».

Великая ектения

«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма. Диакон возглашает «Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря, который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх.

Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи(тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни).

Кафизма рядовая.

Кафизмы

В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов — кафизм. Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы.

В течение богослужебного года кафизмы Псалтири читаются за богослужением в определённом количестве и порядке. По Уставу (Т.глава№17)на вечерне должна исполняться одна кафизма, но в современной практике это исполняется только в субботу вечером на воскресном всенощном бдении. На утренидолжны читаться иногда две, аиногдатри кафизмы. По две кафизмы читаются в так называемый летний период (от Фоминой Недели до отдания Воздвижения), а также некоторое время в связи со Святками и перед Великим постом. По три кафизмы читаются в так называемый зимний период (от отдания Воздвижения до субботы перед Неделей о блудном сыне) и в течение Великого поста. Великим постом вся Псалтирь за богослужением должна прочитываться два раза за седмицу, а в остальное время года – один раз за седмицу. Чтение Псалтири начинается в субботу вечером, когда исполняется 1-я кафизма Псалтири «Блажен муж…». На воскресной утрени читаются 2-я и 3-я кафизмы и так далее. Подробно порядок чтения кафизм изложен в 17-й главе Типикона.

Образ исполнения кафизм на утрени. Сразу после тропарей хор поет «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…». Чтец читает «И ныне…» и 1-ю Славу кафизмы. В окончание 1-й Славы чтец читает «Слава…», хор поет «И ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…». Чтец читает «И ныне…» и 2-ю Славу кафизмы. В окончание 2-й Славы чтец и хор исполняют то же, что и после 1-й Славы. В окончание 3-й Славы чтец читает «Слава, и ныне…», «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды).

Седальны. После прочтения первой кафизмы и «Слава, и ныне… Аллилуия…» другой чтец читает «Господи, помилуй» трижды и седальны Октоиха «по 1-ом стихословии», т.е. по 1-й кафизме в следующем порядке: седален, стих, другой седален, «Слава, и ныне…» Богородичен. Во время чтения седальнов позволяется сидеть.

Кафизма рядовая. Сразу после прочтения седальнов по 1-й кафизме хор поет «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…», чтец читает следующую кафизму. 2-я кафизма исполняется так же, как 1-я.

Седальны. После прочтения второй кафизмы и «Слава, и ныне… Аллилуия…» другой чтец читает «Господи, помилуй» трижды и седальны Октоиха «по 2-ом стихословии», т.е. по 2-й кафизме в вышеизложенном порядке.

Если на утрени читаются 3 кафизмы, то по такому же принципу читаются седальны после 3-й кафизмы.

После прочтения седальнов по последней кафизме хор поет «Господи, помилуй» трижды, «Слава…», чтец читает «И ныне…» и читает псалом 50-й.

Канон.

Канон

Это слово переводится как правило, трость для измерения и в Церкви употребляется с несколькими значениями:

1) ка?ноны — Церковные постановления, правила устройства Церковной жизни;

2) канон Священного Писания Ветхого и Нового Завета;

3) каноном иногда называют вообще чин, последование каких-либо молитвословий;

4) канон как литургический элемент, песнопение.

В конспекте подробнее рассмотрен канон именно как литургический элемент. Канон представляет собой обширное песнопение, составленное по определённому образцу, правилу. Начало написания песнопений этого гимнографического жанра относится к 8 веку. Канон состоит из 9 песней, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей канона. В современной практике ирмосы поются, а тропари канона с припевами читаются. В древности же пели и ирмос и тропари, о чем свидетельствует Пасхальный канон.

Ирмос переводится как образец, связь. Образец – потому, что, как уже говорилось, в древности пели и тропари канона на мелодию ирмоса. Связь – потому, что связывает новозаветное песнопение – канон с темами Ветхого Завета. В Священном Писании есть 12 отрывков, написанных в поэтической форме, т.е. песни или гимны. Эти гимны исполнялись на Ветхозаветном богослужении. 10 из них переняла христианская Церковь и наименовала Песнями Священного Писания или Библейскими песнями. Вбогослужебной книге Ирмологий помещены 3 вида Песней Священного Писания и полный текст этих песней из них есть(две редакции «Господеви поем…» и «Поем Господеви…»), кроме Библии, содержится в Ирмологии и Следованной Псалтири и исполняется Великим постом на каноне, а темы их отражены в ирмосах. Каждый ирмос составлен на тему определенной Библейской песни.

вечерня вседневная

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector