Почему должны мы поститься?

«Постное время светло начнем!» Стихира на вечерне

Многие в наши дни задают данный вопрос: «Из-за чего Церковь требует, дабы мы постились?» Одни — по большому счету не зная и не осознавая, для чего установлен пост, и пренебрегая им совсем, другие — свысока и высокомерно отвергая его и смотря на постящихся, как на каких-то «отсталых людей», чуть ли не изуверов.

В это же время, пост — очень-серьёзное установление отечественной св. Церкви, необходимое и высоко-нужное и для души, и для тела.

И неизменно это так было, а в отечественное нездоровое время особенно — нет людей в полной мере здоровых и душою, и телом. Мы все — люди больные в большей либо меньшей степени, а пост — это курс лечения для отечественных больных душ, а одновременно с этим — и для тела. Необходимо лишь верно понимать его значение и смысл и разумно пользоваться им.

Мы все унаследовали больную природу от отечественных прародителей, осмелившихся дерзко нарушить данную им заповедь Божию и впавших в двойной грех — невоздержания и непослушания чрез вкушение запрещенного плода, и сами продолжаем так же грешить, омрачая собственную душу и разстраивая в один момент здоровье тела, тесно связанного с душою.

заблуждение и Величайшая ошибка — вычислять себя в полной мере обычными и идеально-здоровыми людьми! Мы

— больны, и больны при том самым злейшим недугом — грехом, происходящим от самолюбия и гордости, что поражает и душу, и тело. Нужно осознать это и глубоко сознать всю бедственность для того чтобы отечественного состояния, потому что так как от первоисточника и греха его — бесовской гордости

— все зло на земле, а в будущей судьбе он уготовляет нам вечные нескончаемые муки.

Как же не хотеть нам вылечиться?

Да и какой больной желал бы всегда болеть без всякой надежды когда-либо выздороветь?

Вот попечительная мама отечественная св. Церковь и предлагает нам нужный курс лечения — Великий пост, как собственного рода «духовную лечебницу». И каждый, кто проходит данный курс лечения, добросовестно выполняя предписания Церкви и рекомендации собственных духовных докторов, не имеет возможности не ощутить, сколь облегчение и великую пользу он приносит — впредь до полного выздоровления.

Через невоздержание и непослушание в лице отечественных прародителей мы пали и лишились райского блаженства — через добровольно принимаемый на себя воздержания
и подвиг послушания, с отвержением собственной самолюбия
и гордыни мы можем опять возстать и возвратить себе
потерянное райское счастье.

Нужно лишь не забывать, что подлинный пост, как учит Церковь, состоит не только в одном телесном воздержании от известных родов пищи, как мяса, молока, яиц и сыра, но и в воздержании от всякого зла, что подлинный и разумный пост имеется неоднозначный: телесный и духовный.

«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовно»,

— поет Церковь, причем один телесный пост без духовною
не имеет никакой цены: «ничтоже имеется», по выражению
отечественного великого российского святителя Тихона Задонского, но и духовный пост без телесного не может быть успешным. Телесное воздержание нужно чтобы ослабить через чур сильную плоть, высвободить дух от власти плоти,

потому что, по учению Слова Божия (а любой сам может проверить это на своем опыте), плоть постоянно желает неприятного духу: «Мудрование плотское имеется смерть, — говорит св. Апостол Павел, — оно имеется неприязнь на Всевышнего, закону бо Божию не покоряется» (Рим. 8, 6-7).

Исходя из этого, дабы поститься «постом приятным, благоугодным Господеви» и достигнуть должного успеха в этом пощении, нужно разумно сочетать пост духовный с постом телесным, памятуя что, как человек складывается из тела и души, так и идеальный пост должен быть неоднозначный: духовный и телесный.

В чем же состоит пост духовный?

Это светло выражено в церковной стихире, которая поется в первоначальный же сутки Великого поста на вечерне: «Подлинный пост имеется злых отчуждение», — другими словами: отчуждение себя от всякого зла, «воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, клятвопреступления и лжи. Сих оскудение пост подлинный имеется и благоприятный».

Отсюда ясно, что в случае если кто-нибудь воздерживается от ядения мяса, молока, яиц и сыра, но не воздерживается от делания зла ближним, не удерживает собственного языка от празднословия и злословия, не обуздывает собственной злобы (и ярости раздражительности на ближнего), не пресекает собственных похотей, не отказывается от наговоров (сплетен), лжи и клятвопреступничества, — пост для того чтобы человека не имеет возможности почитаться постом подлинным и угодным Всевышнему. «Что толку, — говорит один из наставников христианского блогочестия, — если ты не ешь мяса, а ближних твоих угрызаешь?»

Вот как учит Церковь о посте и совсем зря враги и неверующие Церкви приписывают ей, словно бы она требует лишь одного телесного поста и в нем видит всякий смысл пощения!

Напротив, Церковь ни при каких обстоятельствах не потребовала и не требует строгого телесного воздержания от больных и немощных,

полагая, как выражается один из великих подвижников преп. Варсануфий, что «болящему Всевышний вменяет его заболевание вместо поста — тому, кто переносит ее с терпением и благодарит Всевышнего. В случае если и десять ежедневно будешь имеется, не печалься, ты не будешь осужден за это, потому что «не от немощных телом требует Всевышний поста, но от сильных и здоровых» (Вопросы 168 и 169). Само собой очевидно, в случае если заболевание имеется настоящая заболевание, а не мнимая и мнимая, из-за чего в таких случаях нужно испрашивать благословения и совета собственного духовника.

Правило Апостольское, 69-ое, требующее от всех соблюдения установленных Церковью постов, освобождает, но, от необходимости поститься тех, у кого имеется препятствие со стороны «немощи телесной». Повторяем еще раз, что никаких льгот православный христианин не должен допускать себе сам, самовольно, а постоянно обращаться за всеми рекомендациями, касающимися духовной судьбы, к собственному духовнику.

Превосходно очень сильно и вразумительно говорят многие Святые Отцы о значении поста.

«Пост — колесница, возносящая на небо, — учит преп. Ефрем Сирин, — пост — хорошее предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — орудие доблестным, училище подвижников. Пост — путь к покаянию».

«Пост — отвержение всего, что услаждает вкус, — учит сам величайший постник преп. Иоанн Лествичник, — погашение телесного разжжения, исстребление лукавых помышлений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной безчувственности, дверь умиления, весёлое сокрушение, удержание многословия, обстоятельство тишины, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, врата небесное наслаждение и рая».

«Пост — время небесного врачевания, — говорит св. Амвросий Медиоланский, — время пробуждения души от безнравственного сна и преступной безпечности о собственном спасении.

ПОСТ. ОТНОШЕНИЕ К БЛИЖНИМ. (3-й сутки Великого Поста)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector