1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают общие вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, критериев клинической и специфической диагностики, первичных противоэпидемических мероприятий и оказания неотложной медицинской помощи при подозрении на карантинные инфекции.
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении эпидемиологии и фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины).
2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
§ теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;
§ изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
§ оформление рефератов и докладов к тематической конференции по клещевым инфекциям в рамках учебно-исследовательской работы;
§ выполнение заданий для внеаудиторных занятий.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
— натуральная оспа: история эпидемий и проблема риска возвращения инфекции
— карантинные инфекции и проблема биологического терроризма
— природные очаги чумы на территории РФ: риски распространения инфекции и возможные пути контроля
— история эпидемий чумы и холеры
— актуальные проблемы и риски распространения контагиозных вирусных геморрагических лихорадок
— актуальные проблемы желтой лихорадки
— актуальные проблемы эпидемиологии, диагностики и лечения тропической малярии
— принципы и проблемы экстренной профилактики и этиотропной терапии основных карантинных инфекций
— возможные пути завоза карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний на территорию РФ из-за рубежа
Задание для внеаудиторной работы
Составить алгоритмы:
— противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в случае выявления больного с подозрением на различные карантинные инфекции в условиях лечебно-профилактического учреждения.
3. Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе моделирования клинических ситуаций, разбора тематических пациентов с синдромосходными заболеваниями под руководством преподавателя и решения ситуационных задач.
Практическое занятие включает отработку умений и навыков, необходимых для организации изолятора и проведения комплекса первичных противоэпидемических и неотложных лечебно-диагностических мероприятий в очаге при выявлении больного с подозрением на карантинную инфекцию.
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи и учебные игры.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам карантинных инфекций (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
4. Вопросы для самоконтроля знаний:
— карантинные инфекции профилактические и противоэпидемические мероприятия, в отношении которых регламентированы Международными медико-санитарные правилами;
— особо опасные инфекционные заболевания (карантинные инфекции) профилактические и противоэпидемические мероприятия, в отношении которых регламентированы Санитарными правилами и нормами по санитарной охране территории РФ;
— документы, регламентирующие действия врача при подозрении на карантинную инфекцию или при выявлении больного холерой, чумой, желтой лихорадкой и другими карантинными и особо опасными инфекционными заболеваниями;
— завоз карантинных инфекций на территорию РФ из-за рубежа;
— природные очаги чумы на территории РФ;
— клинико-эпидемиологические предпосылки для подозрения на карантинную инфекцию;
— ранняя диагностика карантинных инфекций (чума, холера, желтая лихорадка);
— принципы диагностики холеры: клинические, эпидемиологические и лабораторные данные;
— принципы диагностики чумы: клинические, эпидемиологические и лабораторные данные;
— организация изолятора в месте обнаружения больного (умершего) с подозрением на карантинную инфекцию;
— первичные противоэпидемические мероприятия в месте обнаружения больного (умершего) с подозрением на карантинную инфекцию;
— оказание первой помощи больному с карантинной инфекцией;
— учреждения, в которые направляется экстренное извещение о больном карантинной инфекцией;
— организация оповещения о карантинной инфекции учреждения, в которое направляется экстренное извещение;
— использование противочумного костюма I, II и III типов;
— мероприятия по экстренной личной профилактике заражения карантинной инфекцией.
Занятие по подготовке к школе. Группа детей 4-5 лет.