По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 9 баллов

4. 1. Охарактеризуйте различия в употреблении и значении синонимов:

Собрание, митинг, консилиум, заседание, саммит, симпозиум, вече, сход, слёт, съезд.

2. Имеется ли в данном последовательности этимологически родственные слова?

3. Какие конкретно слова данного последовательности являются заимствованными?

4. Назовите метод образования слов сход, слёт, съезд.
Собрание – совместное присутствие участников какой-либо организации, коллектива для дискуссии, решения каких-либо вопросов.

Митинг – массовое собрание по поводу каких-либо злободневных, в основном политических вопросов.

Консилиум – заседание докторов для дискуссии состояния (в большинстве случаев тяжелого) больного, уточнения диагноза, определения способов лечения.

Заседание – совещание, собрание, посвящённое дискуссии какого-либо особого вопроса.

Саммит – переговоры и встреча глав стран, кабинетов министров.

Симпозиум – заседание, в большинстве случаев интернациональное, по какому-либо особому (в основном научному) вопросу.

Вече – в некоторых городах Старой Руси в 10–15 вв.: народное собрание для ответа публичных вопросов; место для того чтобы собрания.

Сход – собрание (в большинстве случаев сельское) (устар. и разг.).

Слёт – массовое собрание прибывших из различных мест участников какой-либо массовой организации либо лиц, объединённых неспециализированными заинтересованностями, увлечениями.

Съезд – собрание представителей какой-либо организации, деятелей какой-либо области и т.п., обсуждающее и решающее вопросы публично-политической, научной либо другой деятельности.

Этимологически родственные слова: вече и заседание (ср. совет); саммит и митинг (от англ. meet – встреча).

Заимствованные слова: консилиум, митинг, саммит, симпозиум.

Слова слёт, сход, съезд образованы от глаголов слетаться, сходиться, съезжаться посредством нулевого суффикса (бессуффиксным методом).

^ Первое задание – 5 баллов (по 0,5 балла за толкование каждого слова),

второе – 4 балла,

третье – 2 балла,

четвертое – 2 балла.

Всего 13 баллов
5. 1. Укажите, как сейчас произносятся выделенные сочетания в словах скворечник, гречневый, двоечник, коричневый, само собой разумеется, специально, образчик, скучно, Никитична, нaрочный. В каких случаях допускаются варианты произношения?

2. Объясните значение слова нaрочный.

Допускаются варианты: скворе[шн]ик и скворе[ч’н’]ик, двое[шн]ик и двое[ч’н’]ик.

Гре[ч’н’]евый, кори[ч’н’]евый, коне[шн]о, наро[шн]о, обра[щ’]ик, ску[шн]о, Никити[шн]а, нaро[ч’н]ый.

Нaрочный – тот, кто отправлен куда-либо со срочным известием, поручением; вестник, курьер.

^ Первое задание – 5 баллов (по 0,5 балла за каждое слово),

второе – 2 балла. Всего 7 баллов

6. Замените оборот с временным значением временным придаточным предложением. Выясните, какое значение (одновременности либо разновременности) выражено в вашем предложении. Как возможно охарактеризовать конструкции, входящие в одну несколько?

1. По окончании молитвы наступила полная тишина.

2. Прадеды отечественные при выборе места для жительства обязательно отбивали десятины две хорошей почвы под фруктовый сад с липовыми аллеями.

3. С момента появления призрака Гамлет отказывается от себя, дабы «творить волю отправившего его».

4. Свистали птицы. Щебет их делался громок перед возникновением дремлющего солнечного диска.
1. По окончании того как помолились, наступила тишина (разновременность).

2. Отечественные прадеды, в то время, когда выбирали место для жительства, обязательно отбивали десятины две почвы под хороший фруктовый сад с липовыми аллеями (одновременность).

3. Когда показался призрак, Гамлет отказывается от себя, дабы творить волю отправившего и его (разновременность).

4. Свистали птицы. Щебет их делался громким перед тем, как оказался дремлющий солнечный диск (разновременность)

Парные конструкции синонимичны.

Первое задание – 4 балла (по 1 баллу за каждое предложение),

второе – 2 балла.

Всего 6 баллов
7. 1. какое количество различных по типу форм будущего времени современного русского глагола вам известно? Приведите примеры.

2. С чем связано существование этих форм?
В русском языке две формы будущего времени: несложная, либо синтетическая, и сложная, либо аналитическая.

Несложная: напишу; сложная: буду писать.

Наличие двух форм связано с наличием в русском языке глаголов двух видов: совершенного и несовершенного, каковые обозначают предельное и непредельное воздействие соответственно. Глаголы несовершенного вида образуют сложную форму будущего времени, несложная форма употребляется для глаголов совершенного вида.

^ Первое задание – 2 балла,

пример – 1 балл,

второе задание – 3 балла.

Всего 6 баллов.
8. В современном русском языке имеется слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими цитатами как подсказками. «Быстрый въ помощь и косный въ гн?въ»; «Да будетъ всякъ челов?къ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».
Слово косный исконно означало ‘медленный’ (совр. болг. късен – «поздний»). Косноязычный – это тот, у кого замедлена, затруднена обращение.

Балла

9. При образовании слова разиня в русском языке происходит необыкновенный процесс. О чём идёт обращение? Приведите 3–4 примера, иллюстрирующих это явление.
Слово разиня (невнимательный человек) образовано от глагола разинуть, что, со своей стороны, образован от глагола разевать; наконец, глагол разевать (обширно открывать, как бы зевая) образован от глагола зевать посредством приставки раз-. Так, слово разиня складывается из следующих частей: приставка раз-, корень -зи-(тот же, что в слове зиять), суффикс -н-(вариант глагольного суффикса -ну-, ср. рази-ну-ть – рази-н-ет) и окончание -я (характерное для многих слов неспециализированного рода с отрицательной оценкой: соня, мямля, рохля, тихоня, нюня и др.), причём корень и приставка «накладываются» друг на друга (происходит наложение морфем, либо аппликация).

Если бы этого не происходило, слово бы смотрелось бы как раззиня: так оно и писалось до середины XIX века.

Баллов,

примеры – 2 балла (по 0,5 балла за каждое слово).

^ Всего 7 баллов
10. Какое лексическое явление обыграно в следующем смешном рассказе?

Штирлиц всю ночь топил печку. Печка утонула лишь к утру.

В базе этого смешного рассказа лежит явлении омонимии.

2 балла
11. Кто таковой Тришка и в связи с чем вспоминают о его кафтане?

Тришка – персонаж басни И.А. Крылова «Тришкин кафтан».

Выражение «тришкин кафтан» употребляется для чёрта обстановки, в которой улучшение одной стороны дела является следствием ухудшений в второй части.

3 балла
12. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая черта деятельности которых дана ниже.

  1. … – очень способный русский учёный-энциклопедист, поэт, создатель труда «Русский грамматика».
  2. … – морской офицер, доктор, путешественник-этнограф, литератор, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
  3. … – создатель многих книжек для школ по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главред «Толкового словаря» в четырёх томах.
  4. … – выдающийся учёный в орфоэпии и области фонетики, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение».
  1. М.В. Ломоносов
  2. В.И. Даль
  3. Д.Н. Ушаков
  4. Р.И. Аванесов

Региональная олимпиада по русскому языку

Класс

Эталоны.

Вальс. Осенний балл (Гран-при)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector