По 1 баллу за каждое предложение.

К олимпиаде по русскому языку

Класс

  1. Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения?

Какой звук произносится на месте выделенных букв и почему?

Оазис, боа, фламенко, бомонд, ватерполо, вето, радио.
Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, называется орфоэпией.

Данные слова являются иноязычными, не до конца освоенными системой русского языка. Их произношений пока «не подчиняется» произносительным нормам русского литературного языка. На месте выделенных гласных, находящихся в предударной и заударной позициях, произносится звук [о].

^ Первый вопрос – 1 балл,

второй – 2 балла.

Всего 3 балла
2. В шуточном стихотворении «Мягкий знак» О. Выготская пишет:

Он в слове «мать», и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь – отрежьте! Поешь – поешьте!

В чем заключается ошибка автора?
В роли показателя мягкости предыдущего согласного Ь употребляется в этом стихотворении только в слове «мать». В словах «дочь» и «ночь» Ь является показателем формы женского рода существительных ([ч’] сам по себе мягкий), а в глаголах «отрежь», «отрежьте», «поешь», «поешьте» Ь – показатель формы повелительного наклонения глаголов ([ш] не подвергается смягчению и остаётся твёрдым).

2 балла
3. Что такое дюжина? В каких случаях употребляется это слово? Почему в русском языке не используются такие выражения: ^ Двадцать минус дюжина равно восемь; На моих часах ровно дюжина; Билет стоит дюжину рублей?
Слово дюжина означает «двенадцать». Оно используется применительно к одинаковым или однородным предметам (дюжина книг, дюжина домов), комплектам из 12 предметов (дюжина салфеток, дюжина фужеров).

Существительное не сочетается с названиями единиц измерения: грамм, минута, вольт, рубль и т.п.

В современном русском языке это слово выходит из употребления, устаревает.

^ За ответ на каждый вопрос по 1 баллу.

Всего 3 балла

4. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика деятельности которых дана ниже.

  1. … – гениальный русский учёный-энциклопедист, поэт, автор труда «Российская грамматика».
  2. … – морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
  3. … – автор многих учебников для школ по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря» в четырёх томах.
  4. … – выдающийся учёный в области фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение».
  1. М.В. Ломоносов
  2. В.И. Даль
  3. Д.Н. Ушаков
  4. Р.И. Аванесов

4 балла
5. «Опознайте» по названиям нерусские кушанья: ботвинья, вермишель, кисель, рассольник, крюшон.

Что вам известно о происхождении каждого из этих слов?
Нерусские кушанья – вермишель и крюшон.

Вермишель (ит. vermicello – червячок) лапша тонкой цилиндрической формы.

Крюшон (фр. – cruchon кувшинчик) 1) смесь белого столового вина с ромом или коньяком, куда добавляют свежие фрукты, сахар, иногда шампанское, 2) одно из торговых названий лимонада.

Ботвинья – холодная похлебка из ботвы; ботва – листья свеклы, ср. ботвиться – «разрастаться».

Кисель – напиток, приготовленный с использованием крахмала, прежде возможно было сквашивание; родственно со словом «кислый».

Рассольник – суп, приготовленный с использованием рассола. Происходит от слова «соль».

^ Первое задание – 1 балл,

второе – по 1 баллу за каждое слово.

Всего 6 баллов
6. Одинаковы ли слова грамотей, книгочей и злодей с точки зрения словообразования? Докажите свою точку зрения.
Нет. Грамотей образован суффиксальным способом, а книгочей и злодей – сложением слов (книги честь, т.е. читать, и зло деять).

5 баллов
7. 1. Найдите фразеологический оборот в приведенном ниже фрагменте, дайте толкование этого выражения.

2. Определите особенности его употребления.

3. Объясните происхождение фразеологизма.

Такова уж особенность российского менталитета: автомобилисты вечно катят бочку на пешеходов, а те в свою очередь — на автомобилистов. Первые не дают вторым спокойно пройти, а вторые первым — проехать.
1.^ КАТИТЬ БОЧКУна кого. Наговаривать на кого-либо, упрекать кого-либо в чём-либо без оснований.

2. Фразеологизм экспрессивен, он имеет просторечную окраску.

3. В течение столетий одним из основных продуктов питания русского человека была рыба. Каждый год по судоходным рекам двигались баржи, гружённые бочками с солёной рыбой. Hа пристанях грузчики скатывали бочки на берег, перегружали на телеги. Каждая бочка весила около полутоны. Отсюда – важное правило грузчиков: не катить бочку на человека. А поскольку промысел этот бытовал по всей России, то и выражение катить бочку было понятно всюду, а не только в портовых городах.

^ Первое задание – 1 балл,

второе – 1 балл,

третье – 2 балла.

Всего 4 балла
8. По имени туляка Бравина был назван сорт яблок. В этом слове отразилось историческое чередование. О каком сорте идёт речь?
Боровинка – в названии сорта яблок закрепилось русское полногласие.

3 балла
9. Запишите предложения, поставьте недостающие запятые. В каких предложениях и почему ставится запятая перед как?

1. И видел он себя богатым, как во сне (сравнительный оборот).

2. Старый мост сломали и на его месте сделали прямую, как палка, набережную (сравнительный оборот).

3. День начался, как всегда, в густом тумане (вводная конструкция).

4. Высокий юноша выглядел не как все отдыхающие (перед союзом стоит отрицание).

5. Все относились к нему как к своему человеку (оборот с как образует именную часть составного сказуемого).

6. У льва как гору с плеч свалило (устойчивое сочетание).

7. С веранды наблюдали, как незнакомец проходил через сад (сложное предложение).

8. Этот ученик, как прекрасный математик, постоянно участвует в олимпиадах (приложение со значением причины) .

9. Наш коллега прославился как талантливый оратор (как имеет значение «в качестве»).

10. Каждый вздох как радости глоток (как входит в состав сказуемого).

По 1 баллу за каждое предложение.

10 класс
1. Англичанин (немец, француз) будет искать в энциклопедии фамилию Чайковский на букву Т? Почему?
Русский [ч’] – смычно-щелевой, состоит из сочетания [т’] и [щ’].

3 балла
2. В русском языке используются такие устойчивые выражения, как пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях?
Оба фразеологизма употребляются по отношению к людям, прошедшим через определённые жизненные испытания. Однако один человек в результате стал боязливым и осторожным (пуганая ворона), а другой – опытным и закалённым (стреляный воробей).

3 балла
3. Какое значение приобретает прилагательное чёрный в данных словосочетаниях?

Чёрная лестница, чёрный рынок, чёрные глаза, чёрный хлеб, чёрные грибы, чёрная полоса, чёрное дело, чёрная работа, чёрная магия, чёрное слово.
Каково значение словосочетаний чёрное золото, чёрный континент, чёрная кость?
Чёрная лестница – предназначенная для служебных или бытовых нужд, не главная, не парадная.

Чёрный рынок – неофициальный, нелегальный.

Чёрные глаза – тёмные, имеющие цвет сажи, угля.

Чёрный хлеб – ржаной.

Чёрные грибы – подберёзовики, подосиновики, моховики и др., темнеющие при сушке, варке, в отличие от белых грибов.

Чёрная полоса – связанная с трудностями, невзгодами.

Чёрное дело – низкое, коварное, подлое.

Чёрная работа – тяжёлая, неквалифицированная, не требующая мастерства.

Чёрная магия – связанная с нечистой силой.

Чёрное слово – бранное, нецензурное.

Чёрное золото – нефть, чёрный континент – Африка, чёрная кость – простолюдины, незнатные люди.

^ По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 13 баллов
4. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика деятельности которых дана ниже.

  1. … – гениальный русский учёный-энциклопедист, поэт, автор труда «Российская грамматика».
  2. … – морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
  3. … – автор многих учебников для школ по правописанию, один из составителей «Орфографического словаря», главный редактор «Толкового словаря» в четырёх томах.
  4. … – выдающийся учёный в области фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.И. Ожеговым словарь-справочник «Русское литературное произношение».
  1. М.В. Ломоносов
  2. В.И. Даль
  3. Д.Н. Ушаков
  4. Р.И. Аванесов

4 балла
5. Какие графические приметы указывают на иностранное происхождение слова эстафета?

  1. начальная Э,
  2. буква Ф.

2 балла
6. 1. Какие из следующих предложений могут быть употреблены как

самостоятельные? Какие знаки препинания при этом будут использованы?

2. В каких случаях можно присоединить главное предложение (присоединение факультативно), а в каких без этого не обойтись? Приведите примеры.

  1. Кто только не решал эту задачу…
  2. Кто не решал эту задачу…
  3. Кто ни решал эту задачу…

Проходной балл ЕГЭ — почему он не так важен

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector