Переживание. л.выготский и с.рубинштейн о переживании. с.рубинштейн об извечной драме познания

Главной чёртом любой теории есть ее понятийно-характеристика взаимосвязей и категориальный строй между понятиями, отражающими динамические нюансы совокупности. «Входной дверью» в совокупность есть исходное (главное) переживание человека. Переживание характеризует человека на обстановку, на конфликт. Так, без переживания сансары запрещено стать буддистом в религиозном смысле, но для изучения буддистских текстов философы и филологи смогут обойтись и без этого переживания. Не переживший эдипов комплекс мужчина и не испытавшая «зависть к пенису» дама вряд ли будут лучшими клиентами для психоаналитика. Не имевший переживаний определенного рода (к примеру «прекрасное излечение» нетрадиционными методами») будет мало расположен слушать рассуждения и чакрах, энергии и ауре «ци» от «тибетского целителя», от йога, либо от представителя трансперсональной психологии.

Иначе, кое-какие переживания человека не имеют для него ясных обстоятельств. В этом случае знакомство с психоаналитическими, буддистскими либо йогическими текстами в определенном смысле структурирует процесс поиска интерпретации. Так, переживший череду разочарований и неудач филолог-исследователь буддийских текстов может трактовать собственный переживание как переживание сансары и принять буддизм как религию. Мужчина, для которого была неприемлема интерпретация его переживания в терминах эдипова комплекса, может удачно лечиться у адлерианского терапевта, в случае если его удовлетворяет интерпретация в терминах «комплекса неполноценности» — «жизненного стиля»,

Итак, главной единицей сознания есть переживание (Выготский Л., Рубинштейн С.). Выготский пишет: «Настоящей динамической единицей сознания … где все фундаментальные особенности сознания даны как таковые … другими словами полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание» (Выготский, 1983, т.4, с.383). Под этим имеется в виду, что переживание:

1) имеется самая полная (по сравнению с другими) величина в структуре сознания;

2) имеется динамическая, определяющая поведение величина;

3) имеется величина, в которой личность представлена в социальной обстановке развития.

Изменение личности как целого происходит через «поворотные» переживания. В переживании — «база отношения личности к собственному миру… За ним скрыты кризисы и конфликты развития» (Петровский А., Ярошевский М., 1998, с.214).

Внутренняя судьба ребенка, по Выготскому, связана с «больными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами» (Выготский, 1983, т.4, с.250), это «психология в терминах драмы», внутренней, незримой. Для внешнего наблюдателя эта драма проявляется в виде капризов, упрямства, негативизма. «В переживании дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой — особенности моей личности, … среда получает направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, другими словами к изучению среды, которая переносится в значительной мере вовнутрь самого ребенка» (в том месте же, с.383).

Возрастное развитие, по Выготскому, возможно представлено как история переживаний формирующейся личности. С.Л.Рубинтштейн заострял внимание на необходимости включения в контекст интеллекта единства и идеи аффекта, причем очень подчеркивал сопряженность переживания с конфликтными обстановками, через каковые проходит история индивида. Психологический факт — «это и кусок настоящей действительности и отражение недействительности», это единство настоящего и совершенного. Переживание это первично, «в первую очередь — психологический факт как кусок собственной судьбе индивида в крови и плоти его» (Рубинштейн С., 1998, с.11). «В переживании на передний замысел выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение на протяжении моей жизни — то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, каковые передо мной поднялись, и преодолены трудности, с которыми я столкнулся» (в том месте же, с.11). Переживание определяется личностным контекстом судьбы индивида, и постоянно является переживанием чего-то. Переживание в контексте внутренней судьбе личности соотносимо, сопоставимо с событием в контексте исторического последовательности событий, бытия в его объективном понимании. Знание, в определенном смысле, производно от переживания, в зародыше содержится в каждом переживании. Получая независимое значение в ходе публично-исторического развития, знание есть продуктом научной деятельности конкретной личности. Исходя из этого «знание, представленное в сознании индивида, есть единством субъективного и объективного» (в том месте же, с.13). Мысли ученого, мыслителя, писателя появляются на протяжении его личной истории, они обусловлены горизонтами личного сознания автора, историческими и социальными условиями, исходя из этого в полноте эти мысли раскрываются лишь в «предстоящем историческом развитии исторического познания. Исходя из этого автора время от времени можно понять лучше, чем он сам себя осознавал» (в том месте же, с.13). Само знание может служить источником, обстоятельством больших переживаний: таковым было переживание Декарта, в то время, когда он в первый раз представил себе главные очертания развитой им в будущем концепции, пиковые переживания Маслоу. Осознание — это не замыкание во внутреннем мире, но неизменно соотнесение с внешним миром. Рубинштейн признает и выделяет особенный вид переживаний — бессознательные переживания, не смотря на то, что, с его точки зрения, данный вид переживаний — скорее чувство, в котором «переживание не соотнесено либо неадекватно соотнесено с внешним миром» (в том месте же, с.15). К этому виду Рубинштейн относит и первое, нарождающееся чувство, и настроение, да и то, что Лейбниц именовал «малыми перцепциями», и те поступки, последствия каковые не поняты в плане вытекающих последствий. Исходя из этого сознание, по Рубинштейну, это «неизменно — единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного, взаимопереплетенных и взаимосвязанных множеством взаимопереходов» (в том месте же, с.16).

Неприятности, проблема и научные проблемы самоактуализации в их числе, появляются в людской бытии. «Начальное открытие бытия человеком — это прерогатива чувственного. Она обусловлена тем, что чувственность конкретно вплетена во сотрудничество человека с окружающим миром… Конкретнее, исходным постоянно является сотрудничество человека с действительностью как «сопротивляющейся» действиям человека» (Рубинштейн, 1997, с.5).

В соответствии с Рубинштейну отправным пунктом познания мира есть фактическая яркая данность бытия, а не «фиктивная яркая данность сознания». Наряду с этим «Отношение к природе опосредовано отношением между людьми». Процесс познания запускается в связи с проблемами (другими словами «сопротивление» окружающего мира) и носит драматический темперамент.

«Итак, три этапа данной «вечной истории (драмы) человеческого духа являются вечной историей, потому, что повторяются в истории философии, мышления человека и в духовном развитии каждого человека…

Акт 1-й: Явления бытия человеку (достоверность бытия). В нем две ступени: 1. подлинность, непосредственность; 2. крушение заблуждений и первых иллюзий. Финиш яркого, наивного принятия мира… Начало познания — разрыв (Rib) в бытии — сортировка, отчленение подлинного и неистинного.

Акт 2-й: Быть и казаться (проблемность бытия): раздвоение, расхождение в это же время, за что люди и вещи выдают себя (чем они кажутся), и тем, что они в действительности имеется… Что-то обнаруживается не как подлинно сущее, а как мне кажущееся, лишь потому, что обнаруживается, что в действительности оно имеется иное… Сомнение в том, что что-то имеется, тем самым преобразовывающееся в сомнение, что что-то имеется, — путь субъективного идеализма, скептицизма…

Акт 3-й: тут реальность предстает уже не как объект созерцания, а как объект действий и потребностей человека… Пора хорошего познания — через критику и сомнение — путь к достоверности… Вот главное — пройдя через сомнения и горнило критики — все должно восстановиться снова — вот в чем залог подлинности, а не призрачности людской судьбе» (Рубинштейн, 1997, с.42–43).

Рубинштейн определяет человека как «существо, реализующее собственную сущность в порождаемых им объектах и через них само ее осознающее… специфика людской метода существования содержится в определения соотношения и меря самоопределения вторым (условиями, событиями), в характере самоопределения в связи с наличием у действия и человека сознания» (в том месте же, с.8–9).

«Существовать (быть в смысле existentia) — это мучиться и функционировать, влиять и подвергаться действиям, принимать участие в нескончаемом ходе сотрудничества как ходе самоопределения сущего, обоюдного определения одного сущего вторым. Существовать — значит быть детерминированным, но не только в понятии, а в конечном итоге… Существование выступает, так, как нескончаемый процесс, совершающийся как серьёзный процесс в пространстве и времени, как последовательности существования (существования и форма сосуществования) различных сущих» (в том месте же, с.23).

Рубинштейн в работах «сознание и Бытие» (1957) и «мир и Человек» (1973) приходит к выводам:

1. Никакие идеи, знания и понятия не появляются кроме познавательной деятельности субъекта, что не исключает, но их объективности;

2. Нужно различать:

а) субъективность психологического, как принадлежащего субъекту;

б) субъективность как неполную адекватность объекту познания;

3. «В творчестве созидается и сам творец. Имеется лишь один путь — в случае если имеется путь — для громадной личности: громадная работа над громадным творением» (в том месте же, с.214).

Рубинштейн уже в исходниках 1922 года отмечал, что громадные исторические религии осознавали и умели ценить определяющую роль действий и что религиозный культ — ест попытка породить у верующих соответствующее умонастроение методом организации ритуальных действий.

Ирина Сироткина. Толстой, понятие и психиатры душевной заболевании

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector