работы студентов (СРС).
Тема 1.Педагогика как наука. Система педагогических наук
1. Напишите 8 – 10 библиографических карточек по научной литературе данной темы с аннотацией к каждому изданию.*
2. Подберите отрывки из научных текстов по темам:*
Педагогика в современном мире.
Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогике.
Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.
Связи педагогики с философией, психологией, социологией, культурологией, медициной, информатикой и другими науками
__________________________ваш вариант (по согласованию с преподавателем)
3. Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности», «социализация», «формирование». Как аргументировать ее при помощи схемы?** (Форма отчета? Схема с пояснениями).
4. Напишите мини – реферат по теме «Междисциплинарные понятия в педагогике. Какие межпредметные и внутрипредметные связи можно при этом проследить?**
5. Составьте логическую схему анализа педагогического понятия, представив и опорную схему такого анализа.***
Методические рекомендации: При выполнении выбранного задания продумать его цель, подберите соответствующую литературу, выберите форму отчета. При необходимости посоветуйтесь с преподавателем.
При составлении аннотации соблюдайте следующие правила:
1. Вчитайтесь в название книги (статьи), осмыслите его.
2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения делайте краткие записи основных мыслей.
3. Отделяйте одну мысль от другой.
4. Закончив работу, выпишите выходные данные источника.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
- выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи педагогических исследований;
- пользоваться понятийным аппаратом педагогики
Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности. Образование как фундамент культуры личности.
1. Напишите 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации и полные выходные данные использованных источников.*
2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из тем.*
Методологическая культура педагога.
Методология педагогической деятельности
Культура и образование.
Системный подход к содержанию образования.
Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.
Дополнительное образование в РФ (история и современность).
________________________ваш вариант – по согласованию с преподавателем
3. Проследив внутренние взаимосвязи, создайте опорную схему взаимодействия компонентов содержания образования.**
4. Проследите как реализуются в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать система межпредметных связей и принципы отбора содержания образования.**
Методические рекомендации: остаются прежними (см. первую СРС).
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- — выделять и анализировать построение содержание образования в различных типах образовательных учреждений;
- — работать с учебным планом и учебной программой;
- — выделять и анализировать функции учебников.
Тема 3. Категориально-понятийный аппарат современной науки
Напишите 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации и полные выходные данные использованных источников.*
Подберите отрывки из научных текстов по одной из тем.*
Развитие педагогических идей понятий: «деятельность», «обучение», «воспитание», «развитие».
Сущность современной педагогической деятельности
Современное образование: проблемы, сущность и развитие .
Системный подход к содержанию образования.
________________________ваш вариант – по согласованию с преподавателем
Проследив внутренние взаимосвязи, создайте опорную схему взаимодействия компонентов содержания образования.**
Методические рекомендации: остаются прежними (см. первую СРС).
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
- — выделять и анализировать построение содержание образования в различных типах образовательных учреждений;
- — работать с учебным планом и учебной программой;
- — выделять и анализировать понятийный аппарат учебников.
Тема 4. Логика и методы педагогических исследований.
Педагогический эксперимент
1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*
2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* Методологический аппарат научно – педагогического исследования.
Методы и логика научно – педагогического исследования ______________ваш вариант
3. Как вы считаете, по каким критериям можно определить уровень методологической культуры учителя? Выделите эти критерии и подберите методы, позволяющие их измерить.**
4. Какие направления научно – педагогического исследования являются наиболее актуальными в современной школе? Почему? Сформулируйте не менее 5 тем таких исследований. Для каждой из тем сформулируйте ее научный аппарат (объект, предмет, цель, задачи, гипотезу) и подобрать необходимые методы научно – педагогического исследования.*** Методические рекомендации (см. СРС № 1)
:По итогам изучения темы вы должны уметь:
- — выделять и анализировать уровни методологического знания;
- — выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера;
- — подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследования.
Тема 5. Возрастосообразность педагогического процесса. Развитие личности
и воспитание. Ребенок как объект и субъект воспитания.
1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*
2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* Общее понятие о педагогической антропологии.
Внутренние и внешние факторы развития ребенка.
Трудные дети, одаренные дети: в чем проблемы их развития?
Акселерация и ее последствия
__________________ваш вариант (по согласованию с преподавателем).
3. Напишите сочинение «Я как индивид, личность индивидуальность».**
4. Напишите рецензию на одну из перечисленных статей.**
Юодайтите А. Современный Педоцентризм: горизонты надежд //Педагогика. – 2000. — № 8. – С. 24 – 29.
Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. – 1999. — № 1. – С. 10 – 19.
Подьяков Н.Н. Основные противоречия развивающейся психики ребенка // Педагогика. – 2000. — № 1. – С. 12 – 20. _____________________ваше предложение
5. Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников?***
Методические рекомендации (см. СРС № 1).
По итогам изучения темы вы должны уметь:
- осуществлять психолого – педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы;
- определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребенка.
Тема 5. Гуманизм и инновация в педагогике.
1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*
2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов для составления списка экспериментальных школ и образовательных учреждений как в РФ так и в РБ. (Вам помогут публикации в газетах «1 сентября», «Педагогический вестник», «Учительская газета», журналах «Педагогика», «Народное образование», «Школьные технологии», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др.).
Методические рекомендации (см. СРС № 1)
По итогам изучения темы вы должны уметь:
- анализировать возможности конкретных организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся;
- выделять виды и структуру инновационных процессов;
- подбирать формы индивидуально – дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Тема 6. Компетентностный подход к содержанию образования
1. Напишите 8 – 10 библиографических карточек по научной литературе данной темы с аннотацией к каждому изданию.*
2. Подберите отрывки из научных текстов по темам:*
Профессионализм педагога
Компетентность педагога в современном мире.
________________________ваш вариант (по согласованию с преподавателем)
3. Проследите взаимосвязь понятий «квалификация», «компетентность», «компетенция», «профессионализм». Как аргументировать ее при помощи схемы?** (Форма отчета? Схема с пояснениями).
4. Напишите мини – реферат по теме «Компетентность педагога.» Какие при этом связи можно проследить, характеризуя деятельность педагога?**
5. Составьте логическую схему анализа педагогического понятия, представив и опорную схему такого анализа.***
Методические рекомендации: При выполнении выбранного задания продумать его цель, подберите соответствующую литературу, выберите форму отчета. При необходимости посоветуйтесь с преподавателем.
При составлении аннотации соблюдайте следующие правила:
1. Вчитайтесь в название книги (статьи), осмыслите его.
2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения делайте краткие записи основных мыслей.
3. Отделяйте одну мысль от другой.
4. Закончив работу, выпишите выходные данные источника.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь: а) анализировать взаимодействие и взаимовлияние профессионализма педагога в теории и практике; б) выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи педагогических исследований; в) пользоваться понятийным аппаратом педагогики
Тема 7. Содержание и базовые концепции обучения и воспитания.
1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*
2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*
Основные проблемы экологического воспитания в современном российском обществе.
Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы.
Физическое воспитание, формирование ЗОЖ.
Востребованность трудового воспитания в современном обществе.
____________________________ваш вариант
3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания воспитания.**
4. Проведите самостоятельное исследование с целью выяснения насколько воспитание современного школьника имеет национальный характер.***
Методические рекомендации (см. СРС № 1). Задание 4 начните с осмысления понятия «национальное воспитание». Какие критерии возможно выделить (например, знание сказок, поговорок, пословиц, загадок). Как школьники относятся к идее К.Д. Ушинского о том, что обучение и воспитание должно иметь народный характер.
По итогам изучения темы вы должны уметь:
- выделять и анализировать особенности построения содержания воспитания в рамках различных концепций воспитания;
- выбирать виды воспитания с учетом целей и задач воспитания, а также возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Тема 8. Целостный педагогический процесс.
1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*
2. Подберите отрывки из научных текстов по раскрытию одной из педагогических систем и проанализируйте ее по схеме: 1) Автор педагогической системы (ПС); 2) Главная идея ПС; 3) Цель ПС; 4) Содержание ПС; 5)Особенности деятельности учителя; 6) Особенности деятельности ученика; 7) Особенности общения в рамках данной ПС; Особенности взаимодействия с окружающей средой.
Методические рекомендации (см. СРС № 1)
По итогам изучения темы вы должны уметь:
- анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках единого целостного педагогического процесса (ЦПП);
- выделять, идентифицировать сущность и тип связей и отношений между компонентами ЦПП;
- выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных педагогических теориях и системах.
План – график СРС
По дисциплине ТП, направление ЕНО бакалавриат, курс 2, семестр3
№ | Раздел | Тема | Задание на СРС | Срок сдачи |
Система педагогики | Педагогика как наука. Система педагогических наук | Подготовить отчет | 1 нед | |
Методология | Методология пед. науки и деятельности. Образование как фундамент культуры личности. | Подготовить отчет | 2 нед | |
Категории | Категориально-понятийный аппарат современной науки | Подготовить отчет | 3 нед. | |
Пед. исследование | Логика и методы педагогических исследований. Педагогический эксперимент | Подготовить отчет | 4 нед. | |
Инноватика | Гуманизм и инновация в педагогике | Подготовить отчет | 5 нед. | |
Компетентность | Компетентностный подход к содержанию образования | Подготовить отчет | 6 нед | |
Концепции | Содержание и базовые концепции обучения и воспитания. | Подготовить отчет | 7 нед. | |
Пед.процесс | Целостный педагогический процесс. | Подготовить отчет |
СПИСОК УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ | ЗАДАНИЕ 32-38