Перечень примерных заданий для самостоятельной

работы студентов (СРС).

Тема 1.Педагогика как наука. Система педагогических наук

1. Напишите 8 – 10 библиографических карточек по научной литературе данной темы с аннотацией к каждому изданию.*

2. Подберите отрывки из научных текстов по темам:*

Педагогика в современном мире.

Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогике.

Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.

Связи педагогики с философией, психологией, социологией, культурологией, медициной, информатикой и другими науками

__________________________ваш вариант (по согласованию с преподавателем)

3. Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие личности», «социализация», «формирование». Как аргументировать ее при помощи схемы?** (Форма отчета? Схема с пояснениями).

4. Напишите мини – реферат по теме «Междисциплинарные понятия в педагогике. Какие межпредметные и внутрипредметные связи можно при этом проследить?**

5. Составьте логическую схему анализа педагогического понятия, представив и опорную схему такого анализа.***

Методические рекомендации: При выполнении выбранного задания продумать его цель, подберите соответствующую литературу, выберите форму отчета. При необходимости посоветуйтесь с преподавателем.

При составлении аннотации соблюдайте следующие правила:

1. Вчитайтесь в название книги (статьи), осмыслите его.

2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения делайте краткие записи основных мыслей.

3. Отделяйте одну мысль от другой.

4. Закончив работу, выпишите выходные данные источника.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
  • выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи педагогических исследований;
  • пользоваться понятийным аппаратом педагогики

Тема 2. Методология педагогической науки и деятельности. Образование как фундамент культуры личности.

1. Напишите 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации и полные выходные данные использованных источников.*

2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из тем.*

Методологическая культура педагога.

Методология педагогической деятельности

Культура и образование.

Системный подход к содержанию образования.

Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.

Дополнительное образование в РФ (история и современность).

________________________ваш вариант – по согласованию с преподавателем

3. Проследив внутренние взаимосвязи, создайте опорную схему взаимодействия компонентов содержания образования.**

4. Проследите как реализуются в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать система межпредметных связей и принципы отбора содержания образования.**

Методические рекомендации: остаются прежними (см. первую СРС).

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • — выделять и анализировать построение содержание образования в различных типах образовательных учреждений;
  • — работать с учебным планом и учебной программой;
  • — выделять и анализировать функции учебников.

Тема 3. Категориально-понятийный аппарат современной науки

Напишите 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации и полные выходные данные использованных источников.*

Подберите отрывки из научных текстов по одной из тем.*

Развитие педагогических идей понятий: «деятельность», «обучение», «воспитание», «развитие».

Сущность современной педагогической деятельности

Современное образование: проблемы, сущность и развитие .

Системный подход к содержанию образования.

________________________ваш вариант – по согласованию с преподавателем

Проследив внутренние взаимосвязи, создайте опорную схему взаимодействия компонентов содержания образования.**

Методические рекомендации: остаются прежними (см. первую СРС).

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • — выделять и анализировать построение содержание образования в различных типах образовательных учреждений;
  • — работать с учебным планом и учебной программой;
  • — выделять и анализировать понятийный аппарат учебников.

Тема 4. Логика и методы педагогических исследований.

Педагогический эксперимент

1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* Методологический аппарат научно – педагогического исследования.

Методы и логика научно – педагогического исследования ______________ваш вариант

3. Как вы считаете, по каким критериям можно определить уровень методологической культуры учителя? Выделите эти критерии и подберите методы, позволяющие их измерить.**

4. Какие направления научно – педагогического исследования являются наиболее актуальными в современной школе? Почему? Сформулируйте не менее 5 тем таких исследований. Для каждой из тем сформулируйте ее научный аппарат (объект, предмет, цель, задачи, гипотезу) и подобрать необходимые методы научно – педагогического исследования.*** Методические рекомендации (см. СРС № 1)

:По итогам изучения темы вы должны уметь:

  • — выделять и анализировать уровни методологического знания;
  • — выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи конкретных педагогических исследований теоретического и прикладного характера;
  • — подбирать под конкретные цели и задачи исследования необходимые методы исследования.

Тема 5. Возрастосообразность педагогического процесса. Развитие личности

и воспитание. Ребенок как объект и субъект воспитания.

1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.* Общее понятие о педагогической антропологии.

Внутренние и внешние факторы развития ребенка.

Трудные дети, одаренные дети: в чем проблемы их развития?

Акселерация и ее последствия

__________________ваш вариант (по согласованию с преподавателем).

3. Напишите сочинение «Я как индивид, личность индивидуальность».**

4. Напишите рецензию на одну из перечисленных статей.**

Юодайтите А. Современный Педоцентризм: горизонты надежд //Педагогика. – 2000. — № 8. – С. 24 – 29.

Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. – 1999. — № 1. – С. 10 – 19.

Подьяков Н.Н. Основные противоречия развивающейся психики ребенка // Педагогика. – 2000. — № 1. – С. 12 – 20. _____________________ваше предложение

5. Проведите свое исследование и напишите отчет на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников?***

Методические рекомендации (см. СРС № 1).

По итогам изучения темы вы должны уметь:

  • осуществлять психолого – педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно используя для этого соответствующие методы;
  • определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности ребенка.

Тема 5. Гуманизм и инновация в педагогике.

1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов для составления списка экспериментальных школ и образовательных учреждений как в РФ так и в РБ. (Вам помогут публикации в газетах «1 сентября», «Педагогический вестник», «Учительская газета», журналах «Педагогика», «Народное образование», «Школьные технологии», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др.).

Методические рекомендации (см. СРС № 1)

По итогам изучения темы вы должны уметь:

  • анализировать возможности конкретных организационных форм и методов обучения для индивидуализации и гуманизации обучения учащихся;
  • выделять виды и структуру инновационных процессов;
  • подбирать формы индивидуально – дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Тема 6. Компетентностный подход к содержанию образования

1. Напишите 8 – 10 библиографических карточек по научной литературе данной темы с аннотацией к каждому изданию.*

2. Подберите отрывки из научных текстов по темам:*

Профессионализм педагога

Компетентность педагога в современном мире.

________________________ваш вариант (по согласованию с преподавателем)

3. Проследите взаимосвязь понятий «квалификация», «компетентность», «компетенция», «профессионализм». Как аргументировать ее при помощи схемы?** (Форма отчета? Схема с пояснениями).

4. Напишите мини – реферат по теме «Компетентность педагога.» Какие при этом связи можно проследить, характеризуя деятельность педагога?**

5. Составьте логическую схему анализа педагогического понятия, представив и опорную схему такого анализа.***

Методические рекомендации: При выполнении выбранного задания продумать его цель, подберите соответствующую литературу, выберите форму отчета. При необходимости посоветуйтесь с преподавателем.

При составлении аннотации соблюдайте следующие правила:

1. Вчитайтесь в название книги (статьи), осмыслите его.

2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения делайте краткие записи основных мыслей.

3. Отделяйте одну мысль от другой.

4. Закончив работу, выпишите выходные данные источника.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь: а) анализировать взаимодействие и взаимовлияние профессионализма педагога в теории и практике; б) выделять и формулировать объект, предмет, цели и задачи педагогических исследований; в) пользоваться понятийным аппаратом педагогики

Тема 7. Содержание и базовые концепции обучения и воспитания.

1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*

2. Подберите отрывки из литературных и научных текстов по одной из предлагаемых тем.*

Основные проблемы экологического воспитания в современном российском обществе.

Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы.

Физическое воспитание, формирование ЗОЖ.

Востребованность трудового воспитания в современном обществе.

____________________________ваш вариант

3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания воспитания.**

4. Проведите самостоятельное исследование с целью выяснения насколько воспитание современного школьника имеет национальный характер.***

Методические рекомендации (см. СРС № 1). Задание 4 начните с осмысления понятия «национальное воспитание». Какие критерии возможно выделить (например, знание сказок, поговорок, пословиц, загадок). Как школьники относятся к идее К.Д. Ушинского о том, что обучение и воспитание должно иметь народный характер.

По итогам изучения темы вы должны уметь:

  • выделять и анализировать особенности построения содержания воспитания в рамках различных концепций воспитания;
  • выбирать виды воспитания с учетом целей и задач воспитания, а также возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Тема 8. Целостный педагогический процесс.

1. Написать 8 – 10 библиографических карточек по литературе данной темы, составить аннотации и выходные данные к выбранным изданиям.*

2. Подберите отрывки из научных текстов по раскрытию одной из педагогических систем и проанализируйте ее по схеме: 1) Автор педагогической системы (ПС); 2) Главная идея ПС; 3) Цель ПС; 4) Содержание ПС; 5)Особенности деятельности учителя; 6) Особенности деятельности ученика; 7) Особенности общения в рамках данной ПС; 8) Особенности взаимодействия с окружающей средой.

Методические рекомендации (см. СРС № 1)

По итогам изучения темы вы должны уметь:

  • анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в рамках единого целостного педагогического процесса (ЦПП);
  • выделять, идентифицировать сущность и тип связей и отношений между компонентами ЦПП;
  • выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных педагогических теориях и системах.

План – график СРС

По дисциплине ТП, направление ЕНО бакалавриат, курс 2, семестр3

Раздел Тема Задание на СРС Срок сдачи
Система педагогики Педагогика как наука. Система педагогических наук Подготовить отчет 1 нед
Методология Методология пед. науки и деятельности. Образование как фундамент культуры личности. Подготовить отчет 2 нед
Категории Категориально-понятийный аппарат современной науки Подготовить отчет 3 нед.
Пед. исследование Логика и методы педагогических исследований. Педагогический эксперимент Подготовить отчет 4 нед.
Инноватика Гуманизм и инновация в педагогике Подготовить отчет 5 нед.
Компетентность Компетентностный подход к содержанию образования Подготовить отчет 6 нед
Концепции Содержание и базовые концепции обучения и воспитания. Подготовить отчет 7 нед.
Пед.процесс Целостный педагогический процесс. Подготовить отчет

СПИСОК УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ | ЗАДАНИЕ 32-38

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector