Формирование компетенций в процессе обучения и их оценивание значительно облегчает описание компетенций или их кластеров в форме наблюдаемых признаков проявления (дескрипторов или показателей). Такие описания полезны по трем причинам. Во-первых, они предоставляют практические ориентиры в работе преподавателей при формировании компетенций, поскольку обычно носят прагматический характер и связывают концептуальные формулировки компетенций с целевыми индикаторами в виде реальных умений по выполнению практико-ориентированных и профессионально-ориентированных действий (трудовых функций), которые следует сформировать у обучающийся. Во-вторых, эти описания необходимы в работе авторов заданий при разработке фондов компетентностно-ориентированных оценочных средств. В-третьих, они нужны экспертам при оценке результатов выполнения обучающимся компетентностно-ориентированных заданий путем построения пороговых баллов. Благодаря переходу от мета-латентного уровня, характерного для компетенций, к наблюдаемым признакам проявления компетенций дескрипторы позволяют экспертам выстроить оценочные шкалы (рубрики) для отдельных заданий, а затем применить эти рубрики в условиях высокой надежности и валидности при оценивании результатов выполнения компетентностно-ориентированных заданий.
Непременным требованием к подбору дескрипторов компетенций является высокий уровень операционализации формы их представления за счет обращения к профессиональным стандартам (квалификационным требованиям) и выражения дескрипторов с помощью трудовых функций. Такое представление вполне логично, поскольку компетенции характеризуют способности обучающегося к выполнению профессиональной деятельности. Затем можно установить связь отдельных действий или трудовых функций с знаниями и умениями, необходимыми для их освоения, обеспечив тем самым корректность подбора знаний и умений, необходимых для формирования компетенций. Предлагаемый подход к операционализации компетенций позволит значительно повысить адекватность содержания и методов обучения формируемым компетенциям, а также валидность компетентностных оценочных средств. Подробнее процедура операционализации дескрипторов компетенций излагается в Методических рекомендациях по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВО. М.: ИСН, 2015.
Помимо очевидной логичности предложенная процедура операционализации дескрипторов компетенций непосредственно смыкается с «Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 22 января 2015 г., дополняя и развивая их содержание до уровня конкретных действий разработчиков ОП и фондов оценочных средств.
Для разработки фондов оценочных средств рекомендуется, как и при разработки раблочих программ дисциплин, описать дескрипторы каждой компетенции по трем уровням проявления (минимальный, базовый, продвинутый). Желательно, чтобы эти описания были более детальными и ранжированными по уровням проявления, что значительно облегчает и сам процесс формирования компетенций, и их оценивание. В том случае, когда накоплены эмпирические данные по результатам оценивания одной компетенции (или кластера компетенций) и для нее (него) строится отдельная шкала, описание уровней проявления рекомендуется дополнить числовыми промежутками оценочной шкалы. Пример таких диапазонов стобалльной шкалы, соотнесенных с диапазонами освоения компетенций, показан в таблице 1.3.1.
Таблица 1.3.1
Описание признаков фрагмента компетенции, ранжированных по уровням проявления
ОРИЕНТАЦИЯ МЕНЕДЖЕРА НА ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ | |
Профессиональный уровень освоения (90 или более баллов) | Способен выбрать стратегические цели по достижению высоких результатов. Способен передать свои ожидания высоких результатов своим сотрудникам. Способен помочь сотрудникам приложить максимум усилий для достижения высоких результатов. Способен создать и транслировать систему оценки результатов и этапов их достижений. Поддерживает сотрудников в длительные периоды неудач и стимулирует их дальнейший карьерный рост и развитие |
Продвинутый уровень освоения (89 – 70 баллов) | Способен выбрать оперативные цели по достижению высоких результатов на достаточно трудном, но реалистичном уровне. Способен представить способы оценки достижений для сотрудников. Способен проявлять и демонстрировать сотрудникам упорство в достижении результата, активность и стойкость в течение периода неудач |
Базовый уровень освоения (69 – 40 баллов) | Способен демонстрировать стремление к успеху на фоне временных неудач. Нацелен на достижение конкретных результатов, но не ставит перед собой цели. В меру инициативен, но в основном исполнителен |
Минимальный уровень освоения (менее 40 баллов) | Хотел бы добиться успеха, но не способен проявить нужное упорство в достижении результатов. Столкнувшись с неудачами теряет веру в себя. В некоторых случаях проявляет инициативу, но, как правило, удовлетворен уже достигнутыми результатами |
Разделение отходов, их классификация и паспортизация