Параметры теневой экономики

Проблема теневой финансово-хозяйственной деятельности, получившей в современной экономической науке название «теневая экономика» является глобальной и постоянно возрастающей. В отечественной статистике термин «теневая экономика» начал использоваться с 60-х гг. XX в. Поиски методов оценки ее объемов особенно актуализировались в 80-е гг. XX в. Проведение рыночных реформ в России привело к расширению масштабов теневой финансово-хозяйственной деятельности и теневой экономики в целом, но данные об этом неоднородны. Очевидно одно, дать корректную оценку экономической ситуации в России или разработать прогноз невозможно без учета теневой экономики. Особенно сложно решаются проблемы определения объемов теневой финансово-хозяйственной деятельности на региональном уровне, прежде всего в силу двух причин: открытости экономики и отсутствия информации о межрегиональном движении финансовых потоков.

Что же понимается под теневой финансово-хозяйственной деятельностью? Проблема отражения объемов теневой финансово-хозяйственной деятельности в статистических данных сложна сама по себе. Усугубляет положение и то, что в российской экономике система национальных счетов (СНС) не является чем-то устоявшимся, она постоянно изменяется. В первых версиях системы национальных счетов, рекомендованных ООН, Евростатом и другими международными организациями, вопрос об учете теневой экономики не был решен. Только новая версия системы национальных счетов, введенная в мировой экономике в 1993 г. (СНС-93), и ее уточненном варианте (СНС -2008) однозначно рекомендовала включать этот сектор экономики в границы производства. Для России, которая исследованием теневой финансово-хозяйственной деятельности занялась лишь в конце XX века, этот процесс осложняется не только отсутствием навыка расчета подобных показателей, очень трудоемких в исполнении, но и тем обстоятельством, что с началом проведения экономических реформ и отказом от плановой экономики пришлось менять всю систему национального учета и систему экономических показателей.

За последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в сфере экономики. Многие крупные и средние предприятия, не сумев найти свою нишу на внутреннем рынке, либо закрылись, либо распались на несколько мелких. Кроме того, за небольшой промежуток времени появилось множество новых мелких предприятий. В масштабах страны их насчитывается более 2 млн единиц. Учет же их работы сопряжен с большими трудностями. Следует принимать во внимание и несовершенство налоговой системы: недостаточный контроль за правильностью и своевременностью внесения налоговых платежей порождает уклонение от их уплаты, масштаб которого значителен. Соответственно искажается и статистическая отчетность, значительно занижаются макро-, мезо- и микропоказатели. При этом следует учитывать то обстоятельство, что масштабы экономических преступлений, проституции, торговли наркотиками и других видов уголовно наказуемых деяний увеличиваются. Тем более, что большинство предпринимателей (как крупных, так и средних) скрывают истинную направленность своей деятельности, уходя, таким образом от налогообложения. Учитывая вышесказанное, становится ясно, что традиционным методам сбора и обработки статистической информации эти секторы экономики не всегда поддаются. Однако методика учета теневой финансово-хозяйственной деятельности существует.

Усовершенствованная версия СНС-2008 г. при построении счетов рекомендует в той или иной форме учитывать практически любую неформальную и нелегальную деятельность и вводит в этой связи три понятия, довольно близкие по смыслу, но обозначающие тем не менее несколько различный круг операций. В соответствии с этим теневая экономика определяется, как неучтенная, нерегистрируемая экономика, включающая следующие виды: скрытую, неформальную и нелегальную.

Новая версия СНС рекомендует включать выпуск продукции на нелегальных предприятиях в границы производства. При этом оговаривается, что должен иметь место действительно производственный процесс, а выпускаемая продукция и оказываемые услуги должны иметь на рынке значительный спрос. К нелегальным предприятиям относятся хозяйствующие субъекты, занятые незаконным производством или сбытом продукции (услуг) (например, изготовление оружия или наркотиков, контрабанда и проституция), а также те, кто не имеют права заниматься данным видом деятельности (например, врачи или юристы, работающие без лицензии). Под нелегальную подпадает и деятельность, направленная против личности и имущества (например, терроризм, рэкет, грабеж и т.д.), но поскольку в указанных видах преступлений отсутствуют признаки производственного процесса, они не включаются в границы производства.

Тем не менее, последствия от этой деятельности должны быть так или иначе отражены в национальных счетах для того, чтобы уменьшить разбалансированность между производством и использованием и свести к минимуму ошибки. Если ущерб от такого рода деятельности велик, то СНС рекомендует отражать его как «другой поток» и показывать на специальном счете, а менее значительный ущерб может быть отражен через изменение запасов. В частности, значительные объемы краж на производстве на практике могут быть отражены в СНС в промежуточном потреблении предприятий. Сущность СНС в общем виде представляет собой систему экономических показателей, отражающих движение созданной на протяжении данного воспроизводственного цикла добавленной стоимости — от производства до конечного использования. Обобщающий показатель СНС — ВВП — рассчитывается на каждой из стадий воспроизводственного процесса в виде произведенной добавленной стоимости, или доходов, или суммы расходов на конечное потребление, накопление и чистый экспорт. Каждая из оценок выводится независимо от других, но при этом не должно наблюдаться значительных расхождений в итоговых оценках. Для достижения большей точности оценок нужно принимать в расчет весь спектр экономических операций независимо от того, считаются ли эти операции законными или нет.

Если мы имеем дело со скрытой от статистики частью легального производства или неформальной производственной деятельностью в рамках некорпорированных предприятий домашних хозяйств, то эти операции укладываются в границы производства. Что же касается нелегальной производственной деятельности, то СНС-93 впервые рекомендует учитывать ее в границах производства. Это решение было принято для того, чтобы увязать производство продукции и ее использование.

Например, производство продукции было вполне легальным и официальным, но товары реализуются на «черном рынке», т.е. незаконно. В этом случае, если законное производство будет учтено в национальных счетах, а незаконное потребление в свою очередь учтено не будет, систему не удастся сбалансировать. Можно привести и другой пример: на полученные законным путем доходы могут быть приобретены незаконные товары или услуги. Видов возможной неувязки между производством, получением доходов и распределением расходов в рамках теневой экономики множество. Казалось бы, сверхзадача статистики — разработать такую методику, которая предусматривала бы все варианты сокрытия доходов. Ведь для экономик некоторых стран, например Колумбии, где доходы от наркобизнеса определяют «вес» ВВП, неучет оборота теневых отраслей привел бы к значительному искажению реальной картины.

Однако есть и другие соображения не столько формального, сколько морального плана. Проблема состоит в том, на каких «весах» взвешивать результаты теневой финансово-хозяйственной деятельности. Тот же критерий, что и для традиционных предприятий, здесь не годится. Ведь рост числа женщин, занимающихся проституцией, или рост производства наркотиков не являются свидетельством экономического роста страны. Скорее, наоборот. В то время как СНС рекомендует включать теневую экономику в границы производства со всеми вытекающими отсюда последствиями: критериями и оценками эффективности производства, принятыми для легального сектора экономики. Это вызывает неоднозначную реакцию у статистиков, экономистов и пользователей СНС.

Как правило, традиционные методы для определения параметров теневой финансово-хозяйственной деятельности не могут быть использованы, что определяется спецификой самого объекта исследования. Тем не менее, многие национальные статистические службы, в том числе в странах с переходной экономикой, накопили определенный опыт подобных расчетов. Специфические методы, применяемые при расчетах результатов теневой финансово-хозяйственной деятельности, неоднократно обсуждались на различных международных встречах, конференциях, семинарах и в известной мере обобщены международными организациями, специализирующимися в области статистики (Евростат, ОЭСР, Статкомитет СНГ и др.).

Например — метод товарных потоков. Если баланса между ресурсами и их использованием нет, значит, где-то были предоставлены неполные данные, которые следует скорректировать. Порой метод товарных потоков является единственной реальной возможностью получить оценку того или иного параметра. Например, если при сопоставлении данных о производстве экспортной продукции и пересечении ею границы стоимость объема экспорта больше, чем стоимость произведенной продукции, то можно сделать два предположения: либо предприятие скрыло часть своего производства, либо между предприятием-производителем и заказчиком-импортером был еще посредник, в результате оплаты услуг которого конечная цена товара возросла.

Однако метод товарных потоков не всегда эффективен, особенно в тех случаях, когда предстоит получить информацию от более мелких объектов предпринимательства, чем предприятие. Тогда на помощь приходит метод получения параметров теневой финансово-хозяйственной деятельности, разработанный специалистами Национального комитета статистики Италии, основой которого являются выборочные обследования домашних хозяйств.

Теневой капитал продемонстрировал завидную способность приспосабливаться к меняющемуся миру и «уходить» (хотя порой и не без серьезных потерь) от карательных мер, предпринимаемых против него отдельными государствами и международным сообществом в целом. Мировой опыт свидетельствует: существует некая «критическая масса», набрав которую, теневая экономика превращается из ведомственной проблемы правоохранительных структур в проблему общегосударственную.

Необходимо констатировать, что конкретные методы, применяемые для расчетов в отдельных странах, сильно зависят от национальной специфики, имеющейся информационной базы, возможностей статистических органов. Вместе с тем, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться при расчетах:

1. Все расчеты должны вестись в соответствии с определениями Системы Национальных Счетов, что необходимо для обеспечения сопоставимости полученных результатов и других показателей макроэкономической статистики;

2. Полученные результаты должны быть учтены при построении ВВП и увязаны с другими показателями Системы, не противоречить им.

Следует различать элементы скрытой (неформальной) деятельности, которая является таковой из-за несовершенства форм статистического наблюдения, и элементы, которые возникают из-за преднамеренного сокрытия или искажения экономическими единицами информации о своей деятельности. В первом случае границы скрытой части экономики будут сокращаться по мере совершенствования статистической системы – улучшения статистического регистра, совершенствования системы статистических наблюдений, внедрения современных методов обработки информации и т.п. Большинство из перечисленных мер могут оказаться эффективными, например, при обследовании малых предприятий. Во втором случае следует применять более специфические методы, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.

Не существует метода расчета параметров теневой финансово-хозяйственной деятельности, который можно было бы рекомендовать в качестве универсального, всегда обеспечивающего положительный результат. Наилучшие результаты достигаются, когда расчет ведется одновременно и независимо несколькими методами, с использованием различных базовых источников информации.

Возьмем, к примеру, расходы на конечное потребление — они сознательно занижаются, только когда производящие их домашние хозяйства стремятся скрыть доходы. Если же расходы осуществляются анонимно, то, как правило, они не занижаются. Поэтому данные, полученные в ходе бюджетных обследований домашних хозяйств, часто могут быть весьма корректны. Проблема, однако, заключается в том, что домашние хозяйства, имеющие высокие доходы и осуществляющие значительные расходы на конечное потребление, как правило, не участвуют в опросах. Выборка, таким образом, является не случайной, а сдвинутой, что часто не позволяет использовать полученные данные для распространения их на генеральную совокупность домашних хозяйств. Участие в незаконных сделках купли-продажи (покупка наркотиков, оружия, оплата услуг проституток) также не декларируется и не может быть учтено обычным способом.

Как уже отмечалось, скрытые или незаконные доходы могут быть истрачены вполне законно, особенно если расходы делаются анонимно. С другой стороны, законные доходы могут быть истрачены в незаконных сделках. Можно рассмотреть некоторые ситуации, когда законное производство служит источником скрытых доходов и т.д. Все это ведет к тому, что величины поправок на теневое производство, теневые доходы и теневое использование доходов, как правило, не должны совпадать между собой. Однако осуществление поправок должно привести к большей согласованности между собой оценок ВВП.

Выбор того или иного конкретного метода для определения параметров скрытой экономической деятельности в конкретных отраслях зависит от специфики данной отрасли, наличных источников информации, возможности проведения дополнительных обследований и многих других факторов. Поэтому невозможно рекомендовать единый универсальный подход для всех отраслей. Расчет необходимо производить, применяя тот метод, который дает наиболее адекватные результаты. В идеальном случае следовало бы производить расчеты несколькими методами одновременно и независимо друг от друга с тем, чтобы иметь возможность сопоставить полученные результаты между собой.

Понятие теневой экономики для общего развития населения

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector