Палеография (2 семестр)

ПАМЯТКА

для студентов группы ВД по изучению дисциплины

Палеография (2 семестр)

1. Содержание дисциплины, её структура

В рамках данной дисциплины будут рассмотрены следующие разделы и темы:

Раздел I. Общие проблемы палеографии

Тема 1.1. Палеография как научная дисциплина.Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в историческом познании. Объект, предмет, задачи, методические принципы палеографии. Критерии палеографической значимости признаков письменных памятников. Диалектическая связь палеографических исследований с историей и языкознанием. Связь палеографии с другими вспомогательными историческими дисциплинами: дипломатикой, эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, археографией, хронологией, историей искусства, историей литературы и др.

Тема 1.2. История славяно-русской палеографии.Зарождение и этапы развития палеографии в России. Накопление палеографических наблюдений и первые опыты экспертизы документов в XVI–XVII вв. Систематизация палеографических знаний в XVIII в. Критика А. Денисовым «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина» в «Поморских ответах». Сбор и публикация рукописных источников просветителями XVIII в. Состояние русской палеографии в первой половине XIX в. Изучение А.Н. Олениным надписи XI в. на Тмутараканском камне (характеристика письма графу А.И. Мусину-Пушкину). Деятельность «румянцевского кружка». Вклад археографической экспедиции П.М. Строева по выявлению актового материала. Издательская работа Археографической комиссии и других учреждений. Первые учебные пособия по палеографии.

Обретение научного статуса русской палеографией в середине XIX в. Направления палеографических исследований второй половины XIX – начала XX вв. Публикация курсов лекций и учебников (И.П. Сахаров, И.И. Срезневский, А.И. Соболевский, В.Н. Щепкин). Разработка практических пособий по чтению скорописей («Практический курс изучения древнерусской скорописи для чтения рукописей XV–XVIII столетий» И.С. Беляев). Изучение водяных знаков бумаги (И.П. Лаптев, К.Я. Тромонин, Н.П. Лихачев). Вклад Н.П. Лихачева в развитие отечественной палеографии, дипломатики, сфрагистики, иконографии, нумизматики. Публикация рукописных памятников. Итоги изучения палеографии в дореволюционный период.

Развитие палеографии в советское время. Реорганизация архивного дела (декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918 г.). Постановление СНК СССР и ВКП(б) от 16 мая 1934 г. о преподавании гражданской истории в школах СССР. Изучение палеографии в органической связи с историко-экономическим и культурным развитием страны. Наиболее известные учебные и справочные пособия. Учебники А.Н. Сперанского, Н.С. Чаева, Л.В. Черепнина, А.В. Муравьева, М.Н. Тихомирова.

Тема 1.3. Происхождение славянской письменности. Древнейшие данные о славянской письменности. Этапы развития письма у славян (период «черт и резов», речь «без устроения», речь «с устроением»). Биография Кирилла (Константина) и Мефодия и сведения об их деятельности по созданию славянской азбуки. «Второй великоморавский» и «болгарский» периоды в развитии славянской письменности. Охридская и преславская школы книжности. Дискуссии по вопросу о времени и месте изобретения славянских азбук. Исторические условия перемещения центра славянской книжности в Киевскую Русь.

Сравнение глаголицы и кириллицы: состав, названия букв, графика, особенности использования букв для передачи звуков и цифр. Эволюция кириллического алфавита. Старославянский язык: содержание термина, признаки, характеристика сохранившихся письменных памятников. Понятия извод, древнерусский язык. Лингвистические особенности древнерусских изводов (фонетика, морфология).

Раздел II. Палеография русских письменных памятников XI–XIX вв.

Тема 2.1. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI–XII вв.).Церковный характер древнерусской книжности. Сведения о древнейших писчих материалах и их датирующих свойствах. «Харатейные» (пергаменные) рукописи как важнейшая разновидность древнерусских памятников. Палимпсесты. Орудия письма, киноварь, краски, чернила. Процесс письма и разрисовки текстов. Внешнее оформление рукописей, формат листов, техника переплета в книги. Понятие тип письма и значение его изучения. Особенности русского устава. Своеобразие графики букв древнейшего устава.

Элементы художественного украшения рукописей: орнамент (инициал, заставка, концовка, полевой цветок) и миниатюра. Старовизантийский стиль орнамента и общие черты ранних миниатюр. Роль художественного оформления текста для внешней критики источника. Палеографическая характеристика наиболее известных древнерусских памятников (Остромирово, Мстиславово, Архангельское, Юрьевское Евангелия, Изборник 1073 г, Изборник Святослава).

Тема 2.2. Палеография русских письменных памятников конца XII–XV вв.Состояние письменности русских земель в период политической раздробленности. Письменные материалы светского происхождения. Бумага как новый тип писчего материала: происхождение, технология изготовления, виды водяных знаков (вержеры, понтюзо, контрамарка) и их эволюция, особенности датирования. Характеристика филиграней иностранной бумаги XIV–XV вв. (итальянской, французской, немецкой). Наиболее известные справочные пособия по водяным знакам. Орудия письма, чернила, краски. Разновидности внешнего оформления рукописей: тетради, книги, столбцы, свитки. Книжный формат («Александрийский», «дестный», «полдестный» листы, «осьмушка»).

Сосуществование нескольких типов письма. Поздний устав (сфера использования, общие признаки, палеографически значимые начертания букв XIII–XIV вв.). Полуустав конца XIV–XV (происхождение, сфера использования, общие особенности, показательные начертания отдельных букв). Южнославянский полуустав XV в., формирование позднего (московского) полуустава в конце XV в. Скоропись конца XIV–XV вв. (причины массового распространения, особенности графики, датирующие показатели ранней скорописи). Трансформация старовизантийского орнаментального стиля в конце XII–XIII вв. Терратологический («чудовищный») орнамент. Художественные стили южнославянского происхождения («балканская плетенка» конца XIV–XV вв., нововизантийский орнамент конца XV вв.). Развитие миниатюры, влияние иконописи Андрея Рублева. Вязь (назначение, способы сокращения, декоративные элементы, сюжеты, датирующие признаки конца XIV–XV вв.). Криптография (тайнопись) и ее виды. Общая палеографическая характеристика наиболее известных памятников письменности светского и духовного происхождения XIII–XIV вв. (духовные, вкладные, жалованные грамоты, списки «Повести временных лет» и др.)

Тема 2.3. Палеография письменных памятников русского централизованного государства конца XV–XVII вв.Исторические условия и особенности развития письменности в конце XV–XVII вв. Начало появления книгопечатания. Попытки организации бумажного производства в России в XVI–XVII вв. Филиграни иностранной (итальянской, французской, немецкой, голландской, польской) бумаги. Орудия письма и разрисовки рукописей, чернила, краски (сурик). Внешний вид и формат письменных памятников. Порядок составления документов писцового делопроизводства. Переплет книг и его изучение.

Типы позднего полууства (московский, грецезированный, украинский. Круглящийся). Особенности скорописи XVI в (общие признаки, показательные начертания букв). Эволюция скорописной графики в XVII в. Рекомендации по чтению скорописи.

Развитие художественного оформления письменных памятников. Нововизантийский стиль, старопечатный орнамент, барокко. Изменения в миниатюре XVI–XVII вв. Лицевые рукописи. Каллиграфические школы вязи (псковская, новгородская, московская). Тайнопись.

Палеографическая характеристика важнейших письменных памятников конца XV–XVII вв. (Псковская ссудная грамота, Судебник 1497 г, Судебник 1550 г., «Угличевское следственное дело», «Лицевой летописный свод XVI в.», «Великие Четьи Минеи», «Апостол»).

Тема 2.4. Палеография письменных памятников российского государства конца XVII–XVIII вв. Развитие письменности в России в конце XVII–XVIII вв., влияние реформ Петра-I. Видовое и ведомственное разнообразие памятников. Реорганизация канцелярского делопроизводства и архивного дела. Опыт палеографической критики рукописей.

Развитие бумажного производства в России. Сорта бумаги, филиграни, литеры. Гербовая бумага. Орудия письма, чернила, краски. Изменения оформления деловых документов в первой четверти XVIII в. Техника переплета рукописей и книг. Изменения скорописной графики и алфавита в конце XVII–XVIII вв. Введение гражданского шрифта и его значение для развития письменности. Европейские стили орнамента письменных памятников (рококо, стиль Людовика-XVI). Деградация русской миниатюры, влияние станковой живописи. Распространение гравюры. Лубок. Поморский стиль вязи старообрядческих книг.

Палеографическая характеристика некоторых письменных источников конца XVII–XVIII вв.

Тема 2.5. Палеография письменных памятников Российской империи XIX в. Развитие письменности в первой половине XIX в. Усложнение канцелярского делопроизводства и системы хранения рукописей. Русская бумажная мануфактура. Технология производства и сорта бумаги, филиграни, изменения в оформлении гербовой бумаги, появление штемпелей. Орудия письма, чернила, краски. Наблюдения за форматом и переплетом книг.

Унификация скорописной графики, грамматики, пунктуации в XIX в. Складывание русского литературного языка. Изменения алфавита в начале XX в. Орнамент ампир, рисунки. Палеографическая характеристика некоторых памятников письменности первой половины XIX в. (следственные дела декабристов, рукописи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова).

Тема 2.6. Методика работы с памятниками письменности.Сложности работы с рукописями. Этапы палеографического исследования. Задачи и направления изучения текста. Транслитерация и транскрипция памятников. Приемы чтения рукописных текстов. Основные рекомендации к транскрипции письменных источников. Палеографическое описание рукописей. Составляющие палеографического описания русских письменных памятников XI – XVII вв. и XVIII–XIX вв. Критерии установления подлинности исторических документов. Общие принципы публикации исторических текстов. Своеобразие археографической публикации источников разных хронологических периодов. «Правила издания исторических документов в СССР». Лингвистические и факсимильные издания.

ВИДы. Палеография (1/2)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector