Ответы на задачи, тесты и упражнения

Глава 1

1.Упрек А. Сена направлен явно не по адресу: позитивная экономическая наука вовсе не ставит себе целью исследование того, как влияют на экономическую жизнь нормативные суждения, она занимается изучением фактов и только фактов. Анализом нормативных суждений занята нормативная экономическая наука, именно она исследует вопрос о том, как влияют нормативные суждения на экономическое поведение людей. Другое дело, что в реальной экономической жизни развести «позитивное» и «нормативное» весьма непросто, и в этом британский экономист, безусловно, прав.

2.В.

3.А.

4.А.

5.В.

Глава 2

1.А.

2.А.

3.Б.

4.А.

5.В.

Глава 3

1.В.

2.В.

3.В.

4.А.

5.А.

Глава 4

1.В представленном фрагменте П. Кроссер игнорирует тот факт, что прямое сопоставление концепций философа и концепций экономиста является методологически неграмотным; экономисты, которых он перечисляет, вообще не выдвигали никаких ни гносеологических, ни онтологических идей и не создавали собственных философских систем. Все философские взгляды П. Кроссер им просто приписывает «от себя», без всякого на то обоснования и доказательства, игнорируя сложный характер взаимосвязи, существующий между философией как всеобщей методологией всех наук и собственно экономической методологией. В своих оценках философов П. Кроссер также демонстрирует вульгарный социологизм и прямую необъективность.

2.Аргументация Ю.М. Осипова в его критике современной теоретической экономики является совершенно необоснованной: то, что он ставит экономической науке в упрек, есть скорее ее преимущество перед чисто гуманитарным знанием, чем недостаток.

Да, экономическое знание разделено и специализировано по многим направлениям, – но такова особенность всякой фундаментальной науки на рубеже XXI в. Экономическое знание «поверхностно»? Но почему же тогда оно эффективно в своем применении? Может быть, наоборот, «поверхностен» как раз экономический догматизм в его различных вариантах? И вообще, «поверхностность», «неповерхностность» – это не те понятия, которыми должна пользоваться экономическая теория. Экономическое знание «технологизировано» и слишком «математично»? Но это отражает его стремление к точности и эффективности.

Естественно, в каждом из этих аргументов (кроме, пожалуй, второго) есть некоторый здравый смысл и упрек. Но все они вместе никак не составляют аргументации того уровня, которой можно пользоваться в серьезном научном споре при обсуждении методологических проблем современного экономического знания.

3.Упреки Шмоллера в адрес методологии Маркса являются совершенно безосновательными. Метод Маркса скорее следует характеризовать как вербальный, качественный, а не как количественный, квазиматематический. Кроме того, теория Маркса широко использовала доступные экономисту того периода эмпирические факты и в большинстве своем достаточно адекватно интерпретировала их. Слабым звеном в методологии Маркса оказалась его прогностика, основанная на экстраполяции и моделировании будущего. Именно здесь Марксом и методологически, и содержательно были допущены основные просчеты.

4.В.

5.В.

Глава 5

1.Фрагмент практически полностью построен на идеологемах и софизмах. В первом абзаце вводится абсолютно необоснованная эмпирически конструкция «противоречия между производительными силами и производственными отношениями», а также непонятным образом постулируется «их обострение». Во втором абзаце осуществляется подмена понятия: кризис (или депрессия) как обычная фаза хозяйственного цикла, следующая за фазой подъема, выдается за кризис в смысле распада, разрушения, и еще совершенно бездоказательно утверждается, что кризисы 70—80-х гг. были самыми глубокими. В третьем абзаце вполне объяснимая структурная перестройка западной экономики, происходившая в этот же период времени, выдается за структурный кризис, что, естественно, не одно и то же; также бездоказательно постулируются «катастрофические масштабы безработицы». В последнем абзаце иронически принижаются роль и значение мер государственного регулирования экономики, а также различных форм международной кооперации.

2.А.

3.В.

4.Б.

5.Б.

Глава 6

1.В.

2.Б.

3.А.

4.А.

5.В.

Глава 7

1.В.

2.Б.

3.А.

4.В.

5.Б.

Глава 8

1.1) основные смысловые единицы текста:

а) понятия: концепция, гносеология, путь, барьер, восприятие, волюнтаризм, фикция, реальность, мир, учение, познание, примитивизм, сигнификация, десигнификация, обскурантизм, субъективизм, рефлексия, иррационализм;

б) выражая, соглашается, продолжает, сломал, связал, присоединяется, свидетельствует, отражает, извратили, проповедует;

в) эпитеты: гносеологический, субъективный, фиктивный, нефиктивный, скользкий, метафизический, иллюзорный, реальный, антирационалистический (арационалистический), эпистемологический, обскурантистский, объективный, логический, нелогический, экономический;

г) имена: Тюнен, Шеллинг, Менгер, Шопенгауэр, Визер, Ницше, Бём-Баверк, Кант, Конт, Д.Б. Кларк, Джевонс, Дж. Ст. Милль, Шумпетер, Бергсон, Кейнс, Гуссерль, Шпанн, Хайдеггер;

2) частотность: концепция – 5, гносеологический (эпистемологический) – 4, метафизический – 3, свидетельствует – 2;

3) – 4) большинство понятий и характеристик в тексте имеют резко негативный характер: волюнтаризм, субъективизм, примитивизм, обскурантистский, извратили, проповедует и т. п. Следовательно, данный фрагмент посвящен в основном отрицательной характеристике различных философов и экономистов – характеристике, переходящей в ругательную; большинство эпитетов носит эмоциальный и пристрастный характер. Следовательно, адекватно воспринимать эти характеристики (которые дает автор текста вышеназванным мыслителям) следует с большой долей осторожности и сомнения.

2.В.

3.Б.

4.В.

5.Б.

Глава 9

1.Б.

2.В.

3.Б.

4.А.

5.Б.

Глава 10

1.Б.

2.В.

3.А.

4.В.

5.Б.

Глава 11

1.Б.

2.В.

3.В.

4.А.

5.А.

Глава 12

1.Данный прогноз основан почти исключительно на идеологических (мировоззренческих) принципах и основаниях. Это проявляется и в использовании самой терминологии «коммунизм», «коммунистическое общество», «капитализм», и в установлении конкретных сроков достижения уровня развития, трактуемого чисто идеологически; и в использовании идеи «догнать и перегнать США»; и в весьма наивной попытке связать между собой достижение фазы коммунизма и производство продукции на душу населения. Теоретический и эмпирический уровни составления прогноза здесь фактически не задействованы, и потому данный прогноз следует расценивать как чисто утопическую (или идеологическую) конструкцию.

2.А.

3.В.

4.А.

5.Б.

Словарь терминов и понятии

А

Абстрагирование– мысленное отвлечение от второстепенных свойств и качеств предмета с целью выделения его существенных свойств; результатом процесса абстрагирования является абстракция.

Абстракция– результат абстрагирования, выделение среди свойств и качеств предмета наиболее существе ценных и наиважнейших в данном аспекте рассмотрения. См. также Экономическая абстракция.

Агностицизм– философское и методологическое учение, отрицающее возможность познания чего-либо; в экономической науке встречается крайне редко, в основном в умеренной форме скептицизма.

Агрегирование– объединение, суммирование однородных показателей с целью получения обобщенных величин.

Аксиология– философское учение о ценностях; в рамках философии экономики следует выделять экономическую аксиологию – философское учение о ценностях экономической науки.

Аксиома (тж. Постулат)– исходное положение какой-либо научной теории, принимаемое без доказательства и из которого выводятся все остальные предложения данной теории согласно принятым в ней правилам вывода; на базе аксиом строится аксиоматический метод в экономической науке.

Аксиоматический метод– способ дедуктивного построения теории, при котором сначала выделяется ряд принимаемых без доказательства положений (аксиом), затем фиксируются определенные правила вывода, и на их основе из аксиом выводятся все последующие утверждения (теоремы) данной теории.

Аксиоматический метод в экономической науке– способ дедуктивного построения экономической теории с использованием аксиом, на базе которых выводятся все последующие теоремы данной теории; существуют в двух основных формах: математической и нематематической.

Алгоритм– точное предписание о выполнении в определенном порядке какой-либо системы операций.

Алогизм (Алогичное)– отрицание логического мышления как способа достижения или доказательства чего-либо.

Анализ– 1) метод, противоположный синтезу; целью анализа является разложение, разъединение целого на части; 2) (в математике) разработка приемов вычислений и их применение к решению различных вопросов о величинах, в узком смысле – дифференциальное и интегральное исчисление; 3) научное исследование или изучение чего-либо.

Анализ документов– систематическое исследование различных источников (книг, рукописей, видео– и аудиозаписей, электронных файлов и т. п.) с целью получения наиболее полной и точной информации.

Аналитический метод– метод, основанный на использовании анализа в каком-то из трех его значений.

Аналог– идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый процесс или предмет.

Аналогия– метод, использующий аналог; вывод о наличии какого-либо признака у исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках; рассматриваемая изолированно от других методов познания, аналогия не имеет большой доказательной силы, так как сходство может оказаться случайным, а при выборе признаков существенные признаки могут быть заменены на несущественные. См. также Экономическая аналогия.

Анкетирование– метод социологического опроса, где респондент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя.

Антагонизм– непримиримое противоречие.

Антиномия– появление в ходе рассуждений двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных высказываний; антиномия – тип парадокса. См. также Экономическая антиномия.

Антисциентизм– учение, отрицающее позитивную роль науки в развитии человеческого общества; противостоит сциентизму.

Антропология– совокупность различных наук (биологических, социальных, психологических и т. п.), изучающих человека; одной из них является экономическая антропология.

Апология– сочинение, написанное в защиту чего-либо или кого-либо, а также сам процесс защиты; апология в некоторых случаях содержит в себе элементы субъективности и тенденциозности.

Апория– трудноразрешимая проблема, решение которой приводит к противоречиям; тип парадокса.

Априорный– существующий до опыта, изначальный, врожденный; термин впервые ввел немецкий философ XVIII в. И. Кант.

Аргумент– 1) в логике – суждение, приводимое для обоснования чего-либо, посылка доказательства; 2) в математике – независимая переменная, от значения которой зависит значение данной функции.

Артефакты– любые искусственные предметы и процессы, связанные с человеческой деятельностью.

Атрибут– неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать.

Б

Бессознательное– действия, поступки, желания, мотивы, не осознаваемые человеком.

Бизнес– любая хозяйственная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли.

Благо– предмет или явление, имеющие определенную ценность для человека и удовлетворяющие его материальную или духовную потребность.

Благосостояние– см. Богатство.

Богатство– общая сумма экономических благ в совокупности; включает в себя как материальные, так и духовные (интеллектуальные) блага; иногда для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что к богатству относятся такие блага, как здоровье, образование, экологическая безопасность и т. п., употребляется другой термин (в общих чертах синонимичный богатству) – благосостояние.

Борьба за существование– термин эволюционного учения Ч. Дарвина; обозначает процесс взаимодействия организмов между собой, а также с внешней средой, в результате которого выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи; теория борьбы за существование используется в экономических концепциях Т. Мальтуса и К. Маркса, а также в модифицированном виде – в современной эволюционной экономике (Й. Шумпетер, Р. Нельсон, С. Уинтер и др.).

«Бритва Оккама»– методологический принцип простоты («Не умножай сущностей сверх необходимого»; «Не ищи сложное объяснение там, где возможно простое»).

Бытие– философское понятие, обозначающее все существующее.

Бюрократизм– всякое нарушение качества управления, любое понижение эффективности управления; бюрократия – социальная группа, осуществляющая подобное управление.

В

Веберианство– философия и социология немецкого ученого М. Вебера.

Верификация (принцип верифицируемости)– метод проверки истинности, при котором любое утверждение о мире должно быть в конечном счете соотнесено с чувственными данными; идея верификации как метода проверки на истину принадлежит логическому позитивизму (Р. Карнап, Б. Рассел, Г. Рейхенбах).

Вероятность– количественная мера возможности; мера осуществимости, исполнимости чего-либо; теория вероятностей – наука о массовых случайных событиях, способных многократно повторяться при воспроизведении соответствующих условий.

Вечная истина– неопровержимая истина, абсолютно верная для любого отрезка истории.

Вещь– 1) в философии – часть материального мира, обладающая относительно самостоятельным бытием; 2) в юриспруденции – объект вещного права, обладающий определенным правовым статусом.

Видимость– см. Кажимость.

Власть– право одних людей направлять волю и действия других людей; «производство намеренных результатов» (Б. Рассел); «способность субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями» (В.Г. Ледяев); основные типы власти – политическая, экономическая, семейная, религиозная и т. п.; экономическая власть – распоряжение людьми в сфере производства ограниченных ресурсов.

Возможность– способность вещи при определенных условиях переходить в другое состояние; возможности противостоит невозможность; основные типы возможностей – формальная (чисто логическая возможность), абстрактная (малоосуществимая) и реальная.

Воля– способность устремляться к какой-либо цели или выполнять какое-то действие.

Вопрос– высказывание, фиксирующее неизвестные элементы какой-либо задачи или ситуации.

Всеобщая методология– методология всех без исключения наук.

Выбор общественный– выявление и согласование групповых предпочтений (интересов) в распределении коллективных (общественных) благ.

Высказывание– в формальной логике предложение с приписанными ему значениями истинности или ложности.

Г

Габитус– в постструктуралистской философии П. Бурдье – субъект, который воспринимает социальную реальность как объективную или внешнюю по отношению к собственным действиям, а впоследствии по мере своей практики в социальном пространстве включает ее как субъективный момент в поле собственного «капитала» – экономического, политического, бюрократического и т. п.

Гедонизм– этическое учение, ставящее в основу человеческой деятельности принцип удовольствия, наслаждения: добро – все то, что приносит удовольствие, зло – все, что причиняет страдание; в истории экономической мысли гедонизм тесно связан с утилитаризмом (И. Бентам).

Генезис– происхождение, возникновение чего-либо.

Генетический метод– способ исследования явлений и процессов, основанный на анализе их развития; разновидностями генетического метода являются исторический метод и эволюционный метод.

Герменевтика– искусство и теория истолкования (интерпретации) текста с целью выявления его объективного смысла и субъективных намерений автора; в философии – направление, основанное на «онтологии языка» и необходимости исследования возможности его «понимания» (Г. – Х. Гадамер и др.). См. также Экономическая герменевтика.

Гипотеза– предположение, которое нельзя считать до конца достоверным; научная гипотеза предсказывает существование каких-либо фактов или явлений, со временем она отбрасывается или превращается в теорию.

Гипотеза в экономической науке– см. Экономическая гипотеза.

Гипотетико-дедуктивный метод– система методологических приемов, предполагающая дедуцирование из гипотез эмпирически проверяемых следствий.

Глобальное моделирование– «системный анализ долгосрочных процессов мирового развития на основе использования математических средств и компьютерных расчетов» (В.И. Данилов-Данильян, А.А. Рывкин).

Гносеология– теория познания; философское учение, исследующее границы познания, отношение знания к реальности, критерии истинности знания и т. п.; тесно связана с методологией научного познания. См. также Эпистемология.

Гомоморфность– неполное, приблизительное сходство или отображение (например, отображение местности на карте).

Горизонт прогнозирования– максимально возможная временная граница прогноза, после которой прогноз становится неопределенным и теряет всякий смысл.

Государство– политический институт, основанный на публичной власти правящей элиты или класса; вместе с тем в большинстве случаев представляет собой инструмент достижения консенсуса для своих граждан; государство соединяет в себе функцию общественного договора и аппарата насилия.

Гуманизм– концепция, выражающая уважение к человеку как личности, к его правам и свободам; гуманизм противостоит антигуманизму и различным человеконенавистническим теориям (расизму, фашизму и т. п.).

Д

Дедуктивизм– методология, утверждающая приоритет дедукции перед всеми остальными методами научного познания.

Дедуктивный метод– метод, основанный на применении дедукции; также один из способов построения научных теорий, главная цель которого – систематизация и рациональная обработка имеющихся эмпирических данных с целью выведения из них теоретических следствий (как правило, в форме гипотез).

Дедуктивный метод в экономическом познании– метод исследования экономической действительности, основанный на применении экономической дедукции; включает в себя выведение доказательных следствий (как эмпирических, так и теоретических) из уже обоснованных экономических аксиом, правил и принципов.

Дедукция– рассуждение от общего как частному; выведение из общего принципа частных следствий.

Действительность– то, что реально существует; см. также Экономическая действительность.

Деловая игра– упрощенное воспроизводство в игровой форме какой-либо реальной хозяйственной ситуации; также представляет собой один из способов экономического моделирования.

Демография– наука о народонаселении, его структуре и закономерностях развития.

Деньги– товар, выполняющий три основные функции: а) средство обращения; б) мера стоимости; в) средство сбережения; отличительная черта денег как товара – их абсолютная ликвидность.

Детерминизм– философское учение о причинности или, еще шире, о всеобщей взаимной обусловленности всех явлений.

Дефиниция– краткое логическое определение, указывающее на самые основные черты объекта.

Деятельность– 1) в философии – «целенаправленная осмысленная активность, в ходе которой происходит развитие как человека, так и человеческого общества» (А.И. Самсин); 2) в психологии – совокупность функций индивидов, характеризующих их взаимодействие с окружающим индивидов социальным и природным миром.

Диалектика– 1) учение о всеобщем развитии; основой диалектического подхода является признание противоречия как движущей основы развития; 2) в античной и средневековой философии – учение о правильном рассуждении, примерно то же самое, что и логика.

Дизъюнкция– логическая операция, образующая сложное высказывание из объединения двух утверждений с помощью логического союза «или».

Дискретность– прерывность, разделенность чего-либо.

Дискурс– рассуждение, размышление (обычно о чем-то глубоком, первопричинном).

Добро– этическая категория или ценность, выражающая идею нравственного, полезного всем, достойного подражания.

Догматизм– философская концепция или способ мышления, основывающая свои рассуждения на догмах – неизменных понятиях или принципах, безразличных к изменяющимся обстоятельствам; догматизм – характерная черта всех религий, а также многих идеологических учений (например, коммунизма).

Доказательство– рассуждение, главная задача которого – обосновать истинность или ложность какого-либо утверждения (тезиса).

Дуализм– философское учение о двух началах (субстанциях) мира; как правило, речь идет о материальной и духовной субстанциях.

Дух– (в широком смысле) сознание, менталитет чего-либо или кого-либо.

Духовное производство– производство духовных (интеллектуальных, информационных) благ; духовное благо – неосязаемое, идеальное (интеллектуальное) благо (к примеру, знание, информация и т. п.).

Е

Естественный отбор– термин эволюционного учения Ч. Дарвина, обозначающий процесс стихийной селекции, осуществляемой в природе; результатом такой селекции является выживание наиболее приспособленных к изменяющейся естественной среде биологических организмов; в переносном смысле термин «естественный отбор» применим и к общественным процессам, в том числе и к экономическим.

Естествознание– совокупность естественных наук, наук о природе.

Ж

Жизненный мир– в социальной феноменологии А. Шюца – сфера непосредственного, рефлексивного, интуитивно переживаемого жизненного опыта, который формируется и закрепляется на уровне здравого смысла.

Жизнь– способ существования белковых и аминокислотных тел, характеризующихся самоорганизацией, обменом веществ, ростом, развитием и размножением; в широком смысле жизнь – это физиологическое существование человека и других живых существ.

Заблуждение– ошибочное, поверхностное представление о чем-либо.

Закон– 1) в философии – внутренняя, устойчивая, существенная и повторяющаяся связь предметов и явлений; 2) в юриспруденции – легально действующая юридическая норма.

Здравый смысл– взгляд, точка зрения обыденного, рядового человека, используемая им в повседневной, практической жизни.

Земля– (в широком смысле) естественные, природные ресурсы (почвы, леса, моря, реки, рыбные богатства и т. п.).

Зло– этическая категория или ценность, выражающая идею безнравственного, вредного, достойного осуждения.

Знак– чувственно воспринимаемый предмет, событие, действие, выступающее указателем чего-либо или кого-либо.

Знание– идеальное выражение в знаковой форме объективных связей, свойств и отношений материального и природного мира; одним из разновидностей знания является экономическое знание.

Значение– смысл, функция, которую несет в себе данный предмет или слово.

И

Идеал– представление о чем-то абсолютно совершенном, нравственном, справедливом.

Идеализация– мыслительный акт, посредством которого мыслящий субъект продуцирует идею абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в опыте; идеализированные объекты – это, как правило, предельный случай реальных объектов; примерами идеализированных объектов в экономической науке будут: совершенная конкуренция, «экономический человек» и т. п.

Идеализм– 1) философское направление, полагающее началом всего сущего сознание, разум – в субъективной или объективной форме; 2) вера (как правило, не подтвержденная фактами, опытом) в идеалы; мечтательность.

Идеология– совокупность идей, определенная система утверждений относительно социальных (в первую очередь политических и экономических) фактов и явлений; идеология выражает групповые (общественные) интересы и придает смысл действующим на социальной сцене индивидам и группам.

Идея– какой-либо образ в мышлении (мысль), фрагмент идеального содержания сознания, а также концепция, понятие, теория.

Измерение– эмпирическая процедура, «с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале» (В.А. Ядов).

Имитационная игра– игра, в которой воспроизводится какая-либо реальная, практическая, жизненная ситуация с задачей лучшего овладения последней посредством имитации и подражания.

Импликация– логическая операция, выражаемая связкой «если то …».

Индекс– относительный показатель, который измеряет динамику экономических процессов сравнительно с уровнем, принятым как базисный уровень.

Индексный метод– применение приемов статистических вычислений, основанных на использовании в теории и практике различного рода исследований разнообразных индексов.

Индексология– учение об экономических и статистических индексах.

Индетерминизм– философская концепция, отрицающая или саму причинность, или ее объективный характер.

Индивидуализм– этическое учение, признающее абсолютный характер прав и свобод личности в обществе и автономию личности от каких-либо общественных обязательств.

Индуктивизм– методология, утверждающая приоритет индукции перед всеми остальными методами научного познания.

Индуктивный метод в экономической науке– метод, основанный на применении экономической индукции; состоит в выведении общих принципов экономического знания из частных принципов или фактов; особенно широко применяется в сочетании с вероятностным анализом.

Индукция– рассуждение от частного к общему; выведение общих принципов из частных.

Индустриальное общество– общество, следующее после доиндустриального (традиционного) и предшествующее постиндустриальному обществу; характеризуется появлением и развитием промышленности (индустрии), массовым производством товаров, формально-рациональными отношениями между людьми; соответствует капитализму и социализму в их промышленной фазе.

Инкрементный– плавный, перетекающий, тесно соединяющий фазу прошлого и настоящего.

Инстинкт– поведение животных и людей, построенное на последовательности условных и безусловных рефлексов; передается по наследству или вырабатывается в ходе индивидуальной деятельности.

Институт– определенный тип организации социальной деятельности, связанный с выполнением каких-либо функций.

Институционализм– экономическое или социологическое учение, рассматривающее социальную жизнь как результат взаимодействия институтов (экономических, социальных, политических и т. п.); основателем институционального направления в экономической науке считается американский экономист Т. Веблен.

Инструментальная функция– функция, при которой данная система играет роль инструмента, орудия достижения каких-либо целей.

Интеллектуалы– 1) то же самое, что интеллигенция; 2) интеллектуальный класс; лица, занятые интеллектуальным трудом и использующие в качестве основного средства производства интеллектуальную собственность.

Интеллигенция– социальная группа или социальный слой, занятый интеллектуальным (умственным) трудом, а также активно занимающийся духовным, творческим преобразованием окружающей их социальной среды и проповедующий высокие нравственные идеалы или принципы.

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ и внимательность #127891; БУДЬ В КУРСЕ TV

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector