Отступление: иной вид логики

К настоящему времени изучения помой-му продемонстрировали, что правое полушарие мозга не владеет внутренней моделью для собственных процессов поиска ответов и, по-видимому, не может обучаться на примерах и конкретных правилах. Но не смотря на то, что это утверждение возможно верным для некоторых процессов П-режима, оно не соответствует моему опыту и собственному опыту рисования вторых. Рисование имеет собственные правила и эвристические методы, каковые направляют рисования и процесс видения. Эти правила не синтаксические, т. е. они не похожи на упорядоченные грамматические правила языка, каковые руководят тем, как слова складываются в предложения и словосочетания. Эвристика рисования достаточно широка, дабы допускать неограниченные вариации, — это ее нужная черта, поскольку визуальная информация, приобретаемая извне, вечно переменчива и сложна. Может лишь казаться, что П-режим не имеет внутренней модели процессов ответа, потому, что эта модель так другая, что ее нереально рассмотреть, в то время, когда наблюдаешь в Л-режиме.

В качестве иллюстрации разглядим хризантему. Все ее лепестки имеют более либо менее однообразную форму. При (реалистическом) рисовании живописец знает это, но не желает знать этого, потому, что эвристическое правило рисования требует видеть любой лепесток как уникаль-

Обратимся к определениям

ный предмет и одновременно с этим видеть его в соотношении со всеми остальными лепестками, как и со стеблем, страницами, пространством около целой формы (и пространством около каждого лепестка, листочка, стебля), видеть, помимо этого, все это во связи с формой листа бумаги, светлотой либо темнотой каждой линии, четкостью либо расплывчатостью каждого штриха и без того потом.

В некоем смысле данный метод видения противоположен Л-режиму мышления, что видит мириады лепестков и задаёт вопросы: «Какова неспециализированная форма обычного лепестка?» — по окончании чего абстрагирует символическую форму, которая может после этого употребляться опять и опять без предстоящих раздумий, «олицетворяя» общее поня-

Отступление: иной вид логики

Рис. 4.1. Хризантему возможно заметить так… Рис. 4.2. …либо наблюдать на нее так

Пит Мондрилн (1872-1944). Хризантема*. Уголь. музей изобразительного исскуства Колледжа Смита

Живописец в вас

Рисование в двух режимах

Следующее маленькое упражнение окажет помощь прояснить отличие между этими двумя способами рисования:

1. На листе бумаги скопируйте кусочек «Хризантемы» Мондриана, к примеру, листок либо маленький участок лепестков. Старайтесь копировать линии совершенно верно так, как вы их видите.

2. После этого на том же листе бумаги скопируйте со второго рисунка (рис. 4.2) один листок либо, возможно, маленький участок лепестков. Делая второй рисунок, подмечайте различия в умонастроении, скорости прорисовки линий, сравнивайте трудность и сложность рисунка его исполнения.

3. Напоследок, применяя в качестве модели какой-либо настоящий цветок, нарисуйте его двумя способами.

«Я обязан затевать не с догадки, а с конкретных примеров».

Плуль Клее *Ветхая дева», 1931

тие «лепестка хризантемы». После этого Л-режим переходит к следующему понятию, задавая вопросы: «Какова неспециализированная форма стеблей хризантем?», позже определяет неспециализированную форму листьев хризантем. «Ну вот и все готово, — говорит Л-режим. — Неспециализированное наименование — Хризантема».

Рис. 4.1 и 4.2 демонстрируют конечные результаты этих двух разных стилей мышления. Второй рисунок может повторяться опять и опять, соответствуя идее внутренней модели Л-режима, которая возможно применима к любой хризантеме либо кроме того к неспециализированной категории «Цветок».

Первый рисунок, но, выполненный голландским живописцем Питом Мондрианом, иллюстрирует совсем иную стратегию, базирующуюся не на обобщенных формах, но на правильных, неповторимых, только сложных конкретных формах. Рисунок Мондриана ввиду его сложности возможно повторить, только приложив огромные упрочнения. Помимо этого, живописец начал бы все В первую очередь, если бы решил нарисовать еще одну хризантему, кроме того эту же самую, если бы ее размещение хоть чуть-чуть изменилось.

Эта готовность принять чрезвычайную сложность образа и иметь дело с конкретными примерами имеется то самое, я полагаю, чего Л-режим не может осознать в П-режиме. Яблоком раздора, возможно, есть то, что П-режим через чур уж отличается — это напоминает мне песню «Из-за чего дама не может быть больше похожей на мужчину?» из мюзикла «Моя красивая леди». Из-за чего он может подойти прямо к сути и выбрать лишь самое основное? Найти неспециализированное правило и держаться за него! Для чего утомлять себя всеми этими сложностями? Ну и что, что любой лепесток чуть-чуть отличается от других? Все равно они все более либо менее однообразны. Различия не значительны. П-режим с этим не соглашается (как и Л-режим не соглашается с тем, что подведение банковского баланса — неинтересное и ненужное занятие!) и, подобно швейцарскому живописцу Паулю Клее, отказывается выдвигать догадки о том, что видится, о том, что реально существует вовне. П-режим предпочитает иметь дело с неповторимым примером, не обращая внимания на его ошеломляющую сложность.

Это глубокое различие в стилях мышления сопровождается различием в уровне сознательного мышления, свойственного двум режимам. Обработка информации в П-режиме осуществляется в значительной степени вне сознательного (Л-режима) мышления; Л-режим не поймёт — либо, возможно, предпочитает не осознавать — что П-режим «мыслит в стороне».

Я предполагаю, что именно это может происходить на протяжении стадии Вынашивания, со временем заканчива-

Обратимся к определениям

ясь Озарением. Уже сам количество информации и одновременного пространственного восприятия находится на таком уровне сложности, что выходит за пределы свойств и не соответствует стилю линейного, последовательного, словесного режима мышления. Л-режим, быть может, кроме того не осознающий, что происходит, может заниматься более «обычной» познанием и умственной деятельностью, более подходящим для его стиля мышления, пока его партнер… мыслит в стороне.

Снова же письма и ежедневники творческих личностей довольно часто обрисовывают данный период как неудовлетворённости и время беспокойства. Быть может, Л-режим, режим мышления, через что мы сознательно говорим с собой и растолковываем себе, о чем мы думаем, то самое «слепое мышление» Джоанны Филд, в некоем смысле поймёт, что цепляется , ожидать… сам не знает чего.

Гипотетическая структура, продолжение…

В случае если возвратиться к моей предполагаемой структуре творческого процесса, то следующая стадия может появляться следующим образом:

4. Предположим, что подсознательный процесс Вынашивания длится дни, семь дней, месяцы. Быть может, Л-режим пребывает в состоянии неудовлетворенности в отношении к исследуемому вопросу. Предположим потом, что исследователь, спеша в машине по автостраде либо сидя в ванне, подобно Архимеду, наконец «видит свет». До этого момента П-режим, все еще пребывав вне сознания и продолжая исподволь манипулировать информацией в мнимом пространстве в соответствии со собственными эвристикой и уникальными правилами, искал ключ к головоломке. Внезапно части сошлись совместно, все состыковалось, конфигурация выглядит верной, формы и пространства подогнаны друг к другу и удовлетворяют всем требованиям неприятности. Все сфокусировано. Наконец-то Озарение. «Ага!», «Вот оно!», «Теперь-то я вижу!», «Эврика!», «Отыскал!»

В проблеске узнавания Озарение видится верным. Первооткрыватель охвачен восхищением, по причине того, что неудовлетворённость и тревога, каковые мучили его в стадии Вынашивания, наконец-то сняты. записи и Дневники творческих людей информируют нам, что Озарение довольно часто сопровождается глубоким эмоцией удовольствия, сравнимым с эстетической реакцией на красоту. Решения довольно часто именуют «прекрасными» либо «элегантными». Но еще ответственнее то, что Озарение чувствуется верным, видится верным, и вы каким-то образом понимаете, что оно верное. Чувство уверенности превалирует, исследователь приятно возбужден.

В1922 г. великий физик-атомщик Нильс Бор трудился над проблемой внутренней динамики атома, которая в то время представлялась неразрешимой. В 1980 г. доктор наук Гарвардского университета физик Джеральд Холтон так обрисовывал «практически неисправимое» состояние ума Бора:

«Бор уже знал, что эта неприятность затрагивала не только физику, ной эпистемологию. Человеческий язык просто не в состоянии обрисовать происходящие в атома процессы, с которыми отечественный опыт связан только косвенно. Но потому, что обсуждение и понимание требуют дешёвого языка, данный словарный недостаток делал любое ответ в то время тяжёлым.

Бор признавался, что первоначально он не прорабатывал собственные сложные ядерные модели через классическую механику; они пришли к нему интуитивно… как образы, отражающие события, происходящие в атома».

Джеральд Холтон 4 Отслеживая момент рождения», 1980

Живописец в вас

«По сообщениям Фарадея, Гальтона, Эйнштейна и некоторых вторых известных ученых, они решали научные неприятности через зрительные образы и лишь после этого переводили собственные мысли в слова.

Известный пример этого — как Эйнштейн, будучи не в силах примирить собственную особую теорию относительности с физикой Ньютона, вообразил ящик, вольно падающий в весьма глубокую шахту; сидевший в коробке человек дотянулся из ключи и кармана монеты и выпустил их из руки. Эти предметы, как это видел Эйнштейн, повисли в воздухе рядом с человеком, поскольку падали с той же скоростью, что и он — подобно тому, как это происходит в космосе, вне поля тяготения. Посредством этого визуального построения Эйнштейн сумел прочувствовать кое-какие кажущиеся противоречивыми соотношения между состоянием покоя и движением, тяготением и ускорением, каковые позднее изложил в математической и словесной форме в собственной неспециализированной теории относительности».

Мортоп Хаит «Вселенная в*, 1982

В 1907 г. Альберт Эйнштейн назвал тот творческий момент, в то время, когда он осознал, что эффект гравитации эквивалентен неравномерному перемещению, «радостнейшим мгновением моей жизни».

Цитируется в книге Ганса Пагельса «Космический кодекс», 1982

5. П-режим каким-то образом воображает решение проблемы в форме, совместимой с Л-режимом. И в то время, когда страсти утихают, Л-режим, быть может, задаёт вопросы себя: «Откуда это решение пришло, как будто бы само прыгнуло ко мне в мозг? Я кроме того и не думал о проблеме, в этот самый момент появляется ответ. Весьма необычно! Легко повезло, я полагаю. Я, должно быть, как-то случайно наткнулся на ответ, потому он явился неожиданно. Хорошо, не имеет значение. Какая отличие? Я почему-то знаю, что это решение верное, и сейчас, заметив свет, могу приниматься за работу — начать по-настоящему. Я могу проверить это все, выяснить, вправду ли оно трудится и, в случае если это так, написать подтверждение». Так, Л-режим снова берет бразды правления в последней стадии творческого процесса, Верификации.

Потому, что результирующее Озарение и стадия Вынашивания происходили вне сознания и явились совсем нежданно, как тайная, как необъяснимое событие, стоит ли удивляться, что решение проблемы довольно часто приписывают успехе, музам либо тому, что именуют «талантом от Всевышнего»? Сознательное, вербальное левое полушарие мозга довольно часто растолковывает целый данный процесс, говоря, что ответ пришел как «небесный дар» либо «ниоткуда».

Но эти раздумья об источнике Озарения в большинстве случаев скоротечны, и Л-режим приступает к осуществлению последней стадии, стараясь приложив все возможные усилия. И с новым эмоцией уверенности в успехе исследователь пишет книгу, придумывает сонату, чертит строительные проекты, контролирует математические формулы, реорганизует персонал компании либо формирует машину подробность за подробностью — другими словами, делает пошаговую Верификацию интуитивного ответа.

До тех пор пока все прекрасно, — сообщила я себе, — пяти стадиям творческого процесса удалось сопоставить изменяющиеся комбинации режимов мышления. Первый инсайт есть в основном правомозговым, но возбуждается сознательно поставленными вопросами: «А что, в случае если…?», «Весьма интересно, из-за чего…?», «Как получается…?». Насыщение — по преимуществу левомозговой процесс; Озарение и Вынашивание — в основном правомозговая манипуляция в мнимом пространстве сведениями, добытыми в Л-режиме. Наконец, Верификация осуществляется по большей части в Л-режиме.

Первый инсайт Насыщение Вынашивание Верификация

Эврика!

Обратимся к определениям

Вправду «элегантная» формула. Так, по крайней мере, мне показалось. Я сделала, как минимум, ход в верном направлении. Но я была все еще далека от цели, которую поставила перед собой: во-первых, как получить доступ к Первому инсайту, Озарению и Вынашиванию, этим смутным и ускользающим стадиям творческого процесса, и, во-вторых, как учить вторых этому процессу. Как отыскать метод извлечь живописца изнутри?

Платон так растолковывал божественную искру, воодушевляющую поэтов:

«И по данной причине Всевышний отнимает разум у этих людей и применяет их как собственных проповедников, как он делает это с пророками и предсказателями, дабы мы, слушая их, знали, что это не они произносят эти умные слова, пребывав в припадке, а что это говорит сам Всевышний, обращаясь к нам через них».

Цитируется в книге Джеймса Л. Адлмса * Пробиваясь через понятия*, 1974

Не все творцы находят переключение из воображения обратно к языку (для Верификации) несложным делом. Великий генетик XIX столетия Фрэнсис направляться писал:

«В то время, когда приходится писать идеи либо, тем более, разъясняться, для меня громадным препятствием есть то, что мне не так легко мыслить словами , как без них. Часто бывает, что, в то время, когда по окончании тяжёлой работы приходишь к совсем ясным и удовлетворительным итогам и пробуешь выразить их словами, я чувствую, что обязан перевести себя в какую-то совсем иную интеллектуальную плоскость. Я обязан переводить мысли в слова, каковые не в полной мере соответствуют им. Я трачу массу времени на поиск подходящих фраз и слов и пойму, что, в то время, когда от меня неожиданно требуется сообщить что-то, я частенько выясняюсь в растерянности — и не из-за отсутствия ясности восприятия, а от вербальной неуклюжести. Это одна из маленьких бед моей жизни».

Цитируется в книге Жака Адамара ‘Психология открытий в области математики». 1945

Металлическая логика 24 декабря 2018. Полный эфир Вести FM

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector