Отношение разных религиозных течений к заступничеству

Хариджиты и му’тазилиты не признают того, что заступникам будет позволено ходатайствовать за тех, кто совершал тяжкие грехи. По их мнению, вошедшие в Ад уже не выйдут оттуда. Аль-Къуртуби писал: «Еретики — хариджиты и му’тазилиты — отвергают заступничество, опираясь на свои ошибочные принципы. Руководствуясь логическими суждениями, они признают одни положения правильными, а другие — ошибочными»[200].

Эта идея, противоречащая многочисленным достоверным преданиям, возникла еще при жизни сподвижников. Муслим передал со слов Йазида аль-Факира: «Я был страстно увлечен воззрениями хариджитов. Однажды в составе многочисленной группы паломников я отправился в хадж. Мы решили объявить войну людям. Проходя через Медину, мы встретили Джабира бин ‘АбдуЛЛАhа, который, сидя у столба, рассказывал людям о Посланнике АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует. Когда он упомянул о людях, которые выйдут из Геенны, я спросил его: “Сподвижник Посланника АЛЛАhа, о чем вы говорите? Ведь АЛЛАh же сказал:

«Ты опозоришь того, кого ввергнешь в Огонь» (Али ‘Имран, 192);

«Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда» (Ас-Саджда, 20). О чем же вы говорите?” Он спросил: “Ты читаешь Къур`ан?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “Ты слышал о месте Мухаммада, да благословит его АЛЛАh и приветствует?” Он имел в виду место, куда АЛЛАh возведет его. Я ответил: “Да”. Он сказал: “Это — достославное место Мухаммада, да благословит его АЛЛАh и приветствует, через которого АЛЛАh выведет оттуда тех, кого пожелает”. Потом он описал, как будет установлен Мост и как люди пройдут по нему. Описывая один из эпизодов, он сказал: “Боюсь, я уже не помню этого”. Он сообщил, что будут люди, которые попадут в Ад, а потом покинут его. Они выйдут оттуда как стебли кунжута, а потом войдут в одну из райских рек. Искупавшись в ней, они выйдут из нее точно листы. Мы одумались и сказали: “Горе вам! Неужели вы думаете, что этот пожилой человек наговаривал на Посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует?” Клянусь АЛЛАhом, все мы отказались от прежних идей, за исключением одного человека»[201].

Хариджиты и му’тазилиты заняли крайнюю позицию в данном вопросе, полагая, что люди, совершавшие тяжкие грехи, не выйдут из Ада и что заступничество не принесет им пользы. Противоположную крайнюю позицию в этом вопросе заняли мурджииты, полагавшие, что тяжкие грехи не приведут людей[202] в Ад. По их мнению, все, кто совершал тяжкие грехи, попадут в Рай без всякого наказания. Обе перечисленные крайности противоречат как сунне, дошедшей до нас от Посланника, да благословит его АЛЛАh и приветствует, через многочисленных передатчиков, так и единому мнению ранних мусульман и великих ученых. По воле АЛЛАhа приверженцы сунны и единой общины придерживаются правильной позиции в данном вопросе, веря в то, что судьба тех, кто совершал тяжкие грехи, зависит от воли АЛЛАhа. Если Ему будет угодно, Он окажет им милость и простит их. Если нет, то Он накажет их за грехи, но потом смилостивится над ними и введет их в Рай:

«Воистину, АЛЛАh не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Ан-Ниса, 48);

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости АЛЛАhа. Воистину, АЛЛАh прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный”» (Аз-Зумар, 53).

АЛЛАh не простит тех, кто приобщал сотоварищей к Нему, но простит все остальные грехи, кому пожелает. Если же человек покаялся в совершенных делах, то он словно никогда не совершал их. Отрицая заступничество, хариджиты ссылаются на аяты, в которых содержится отрицание заступничества, в которое верят те, кто приобщает сотоварищей к АЛЛАhу. Они считают, что заступничество перед Ним подобно ходатайству в этом мире, где можно заступиться перед кем-либо без позволения того, к кому обращаются с такой просьбой, даже если он не доволен тем, за кого ходатайствуют. Всего этого не будет перед Всеблагим и Всевышним АЛЛАhом, и в текстах опровергается подобное заступничество:

«Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться» (Аль-Бакъара, 48);

«Заступничество ходатаев не поможет им» (Аль-Муддассир, 48);

«Не будет у несправедливых ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются» (ГЪАФИР, 18).

В священных текстах разъясняется, что заступаться перед АЛЛАhом будут только с Его позволения:

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (Аль-Бакъара, 255);

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (Аль-Анбийа, 28);

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока АЛЛАh не позволит [заступиться] за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» (Ан-Наджм, 26);

«Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним» (Аль-Анбийа, 28);

«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (Саба, 23).

Эти тексты опровергают заступничество ангелов, пророков и праведников, которое признают те, кто приобщает сотоварищей к АЛЛАhу. Вместе с тем они подтверждают истинность заступничества тех, кем АЛЛАh доволен, за тех, кем Он доволен, и только с Его позволения. АЛЛАh никогда не будет доволен неверующими, которые равняют с Ним других. Что же касается тех, кто грешил, но не приобщал сотоварищей к Нему, то за них будут заступаться, но не за тех, кто приобщал сотоварищей к АЛЛАhу.

??? ??????? ?? ????? ???? ????? ?????????? ?????? ??????? ?????? ??????? ?????: ?????? : ??? ??????? ???????? ???? ???????? ???????? ????????????? ?????? ????????????? ??????? : ] ?????? ???????? ??? ????? ?????????? ???? ????????????? ???? ????? ?????????? ?????? ??????? ?????? ? ????? ???????? ???? ???????? ????? ?????????? ? ???????? ???????? ???????????? ?????? ???????????? ???? ????? : ?? ?????? ?????? ??????? ???????? ???? ?????? ???????? [

Аль-Бухари передал в «Сахихе», что Абу Хурейра спросил: «Посланник АЛЛАhа, кто те счастливейшие из людей, которые будут удостоены твоего заступничества в день воскресения?» Он сказал: «Абу Хурейра, видя твое рвение к изучению хадисов, я предполагал, что именно ты первым спросишь меня об этом. Счастливейшие из людей, которые будут удостоены моего заступничества в день воскресения, — это те, кто искренне, от всей души, говорил, что нет божества, кроме АЛЛАhа»[203].

Последний, кто войдет в Рай

Религиозные группы и секты. Урок 6. Ибадиты [baytalhikma.ru]

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector