Отношение к инородцам и иноверцам

Все инородцы – наши братья, хотя и не такие близкие, как единоплеменники и единоверцы. Ведь всех Господь Бог сотворил из одной персти (земли), вдунул одну душу, всех венчал одинаковым достоинством, — «малым чем умалив от ангелов» (Пс. 8: 6), и всем людям «желает спастись и в разум истины прийти». Поэтому по заповеди Божией мы обязаны всех людей любить и всем делать добро (Гал. 5 : 14), даже врагам и ненавидящим нас (Мф. 5: 44). О любви деятельной ко всем ближним: — к иноверцам и иноверцам Господь сказал в притче о милосердном самарянине (Лук. 10: 30-37), увещая нас быть сынами Отца Небесного, который повелевает солнцу сиять над добрыми и злыми, праведными и неправедными (Мф. 5: 45-48).

К сожалению, у нас к инородцам и иноверцам далеко не всегда наблюдается доброжелательное отношение, особенно среди простонародья, наоборот чаще замечается высокомерие, причем называют инородцев «тварями», «погаными», стремятся их унизить, оскорбить, причинить им вред. Поступающие так христиане нарушают заповедь Божию о любви ко всем людям и на свою голову собирают гнев Божий.

Некогда, во времена св. апостола Павла, христиане из язычников превозносились подобно некоторым из нас, над евреями, не уверовавшими во Христа; и вот св. апостол, увещая их, написал о том, что они – христиане не более, как «дикая маслина», которая по милосердию Божию, по отсечении негодных ветвей (неверующих) привита к корню дерева «Церкви», и если Господь их, природные ветви, то есть, евреев не пощадил, а отсек, то ты-то, дикая маслина, не гордись, а бойся, пощадит ли тебя Господь правосудный! От Израиля Он отвратил Свое Лицо на время, пока язычники не войдут в Его Царство, а затем и Израиль весь спасется (Рим. 11: 17-36).

Итак прежде, чем нам превозноситься над язычниками из инородцев, вспомним, что среди них Господь находил такую великую веру, какой не нашел и среди верных Своих сыновей (Мф. 8: 10); и что многие из язычников уверуют во Христа и наследуют Царство Небесное, тогда как, наоборот, «сыны царства» (то есть христиане), если будут жить нечестиво, «извержены будут во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8: 12).

Второе основание нашего доброжелательного отношения к иноверцам и проявления к ним деятельной любви заключается в той истине, что только мы, православные христиане, принадлежим к истинной спасительной Церкви, ибо «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 4,5), одно тело Церковное, — а все другие веры и церкви не истинны и не спасительны. Следовательно, иноверцы могут погибнуть не телом только, но и душой, если мы им не поможем, не выведем на путь истины.

А если всякий благородный человек, видя погибающего в огне, или в воде, забывает себя, не расспрашивает, кто гибнет и почему, но тотчас бросается спасать гибнущего, то не тем ли более и мы должны стремиться спасти иноверцев, гибнущих на веки вечные духом и телом! Воистину так. Отсюда ясно, что не священнослужители только, но и все православные миряне обязаны оказывать помощь в деле спасения иноверцев, для обращения их в Церковь православную, а поэтому: 1) должны сами знать хорошо свою веру православную, читать чаще слово Божие и душеспасительные книги, чтобы быть нам в состоянии и другому объяснить и рассказать про правду и красоту нашей веры (1 Петр. 3: 15). 2) Всячески стараться о том, чтобы не словом только действовать на другого заблуждающегося, но более духом, то есть, вести самому жизнь добрую; добро само по себе светит и просвещает и обращает на путь истины «сидящия во тьме» и они, видя наши добрые дела, познают и прославляют Отца нашего Небесного (Мф. 5: 16). 3) Оказывать помощь пастырям и благовестникам (миссионерам), которые обращают на путь спасения заблуждающихся: помощь же эта заключается во всяком содействии с нашей стороны пастырям, в денежных и других жертвах на миссионерское общество. 4) Обращаясь со всеми иноверцами (язычниками, раскольниками и еретиками) любовно и кротко «дабы тем привлечь их к покаянию» (Карф. Собор 77 прав.), православные христиане тем не менее не должны ходить в их молитвенное собрание (Апостол, прав. 45, Лаод. прав. 33), ни на их кладбища для молитвы (Лаод. прав. 9), ни принимать от них пожертвований и даров (Апост. прав. 46, Лаод. прав. 37), ибо все это унижает достоинство, или честь православных христиан. 5) Обязаны ежедневно молиться об обращении и спасении заблудших (см. краткое молитвенное правило) и в частности, о том, чтобы Господь послал для спасения иноверцев «делателей», то есть, благовестников (Мф. 9: 38), мужей сильных в слове и деле.

Беседа о.Виктора Кузнецова \


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: