Открытый урок (поташник, левит)

Главная претензия к традиционным открытым урокам: они не дают ни тем, кто приходит на эти уроки с целью повышения квалификации, ни учителям, дающим эти уроки, понять обоснованность того, что демонстрируют. Поэтому приглашенные не имеют объективной основы для высказываний каких-либо аналитических суждений (заранее ведь неизвестны ни задумки учителя, ни возможности детей). Самое ценное для обучения гостей – анализ увиденного — становится невозможен и заменяется поверхностными суждениями вкусового характера.

Единственный способ вернуть открытому уроку его естественность (т.е. действительно обучающий характер) – это ничего с детьми не готовить заранее. Трактовки понятия «цель»:

— используется в образовательном менеджменте (см. сб. по педпрактике);

— цель как «образ желаемого результата», близкое к понятиям «намерение», «устремление», «предназначение» и т.п.

— 3 главные цели открытых уроков:

— 1) повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям-профессионалам высокого класса;

— 2) экспертиза коллегами (руководителями школы, методистами и др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем;

— 3) саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития учителя).

По анкетам (репрезентативная группа работников образования) цели открытых уроков: изучение и обобщение опыта, распространение опыта, презентация (общественное представление интересного учителя и образовательного учреждения, повышение квалификации, экспертиза новшества, творческий опыт, корректная замена внутришкольного контроля для учителя, работающего в режиме самоконтроля (на сленге «на доверии»), общественный смотр работы педагогов, удовлетворение своего тщеславия и даже…праздник детей, желающих показать себя и др.

  1. Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса

Все, кто сочтет вышеназванную информацию излишней, необязательной, признаются в том, что работают в режиме внеличностной (личностно отчужденной) парадигмы образования, что они идут не от возможностей ребенка к программе, а наоборот – от программы к ребенку, то есть считают всех детей одинаковыми, что является грубейшей ошибкой, при наличии которой не только открытых, но и обычных уроков давать нельзя. Любой психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбираются под возможности ребенка (см. В.В. Гадалова. Микросистема методов…).

Беспомощность (проф. некомпетентность едва ли не в самом важном вопросе современной педагогики) в отсутствии ответов на вопросы:

  1. учитывали ли при подготовке и проведении открытого урока различия детей по доминанте функциональной ассиметрии полушарий головного мозга?
  2. КАК РАЗЛИЧИЮТСЯ ДЕТИ ПО КАНАЛАМ восприятия: сколько среди них преимущественно аудиалов, сколько визуалов, сколько кинестетиков?
  3. Учитывали ли различия детей по темпераменту (сангвиников, меланхоликов, флегматиков, холериков)?
  1. Рассказ о проекте предстоящего урока.
  2. Пожелание учителю: представить технологию в виде алгоритма из поэтапных шагов. Возможно: а) хар-ка класса, сообщение о проекте урока: связь этих частей, взаимообусловленность;
  3. Изложение в процессе комментария проекта обусловливающих его специфику особенностей обученности, обучаемости школьников.

Связь проекта с учебными и воспитательными возможностями детей предст. собой «Обоснование проекта…» — подчерк. целостность технологии, способствует развитию системного системного мышления учителей. Сообщается о

— месте урока в теме, разделе , курсе

— ценностных основах;

— целях,

— характеристике содержания дидактического материала;

— методах, приемах;

структуре урока, времени на различные его этапы:

— обращается внимание на собственные изобретения, раскрывается их смысл, сущность, новизна;

— обоснование отобранных средств обучения;

— специфика и условия применения запасных методических вариантов;

— обоснование прогнозов возможных учебных действий, типов реагирования учащихся,

— возможные результаты, обоснование коррекции целей и т.д.

  1. Обоснование проекта.

— научные источники в основе проекта;

— ведущие дидактические концепции, программы, практики; ведущие методисты, практики, чей опыт и идеи использовались;

— результаты диагностики параметров личностей уч-ся (тестирование, наблюдения, экспертные оценки специалистов).

Рассказ о творческой лаборатории: как создавалась методика, новация.

Определить, что представляет собой проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:

А) модификация (совершенствование, развитие, модернизация, рационализация, оптимизация и т.п.);

Б) заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;

В) использование научных разработок;

Г) результат проб и ошибок;

Д) результат научно обоснованного и методически инструментованного эксперимента (с указанием вида творческой деятельности, в результате которой родилось новшество:

— модификационное творчество (продукт имеет аналог или прототип):

— комбинаторное творчество (продукт получен в результате анализа, расчленения целого на части и комбинации частей нового типа);

— новаторское творчество (принципиально новый продукт, нет аналогов и прототипов).

Интересны и внутренние механизмы творчества: что возникло интуитивно, что эмпирическим путем, что на основе здравого смысла, что в результате осмысленного и методически обеспеченного эксперимента.

  1. Ответы учителя на вопросы гостей по проекту урока.
  2. Проведение открытого урока.
  3. Анализ открытого урока самим учителем.
  4. Анализ открытого урока директором или завучем
  5. Ответы учителя на вопросы гостей
  6. Общая дискуссия
  7. Заключительное обобщение учителя.

(Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок: современная технология: Методическое пособие. М., 2005, с. 4-21)

Potachnik


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: