Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.
Разнообразие как социологическая категория подразумевает такую совокупность социальных действий, которая не расчленяется по критериям нормы и отклонения на две противоположные группы, а рассматривается на одном континууме.
Иными словами, разнообразие предполагает, что главным при оценке человеческих поступков служит культурный релятивизм, а не абсолютные этические нормы либо идеологические требования.
Как показывает история, борьба с разнообразием нерезультативна: через какое-то время отклонения возрождаются и в еще более яркой форме.
В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. К ним относили почти в равной степени поведение гениев и злодеев, очень ленивых и сверх трудолюбивых, нищих и богачей. Причина: резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.
На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.
На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10 — 15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями.
Хотя большая часть людей немалую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами.
При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступка, например, скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных для этого местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.
Любопытные факты
СЕМЕЙНАЯ ССОРА
Полицейские Цинцинати теперь поступают так. Получив вызов, приезжают в дом, где супруги таскают друг друга за волосы, не обращая ни малейшего внимания на разбушевавшихся хозяев, первым делом направляются к холодильнику и начинают невозмутимо поглощать все самое вкусное.
Увидев, как блюстители порядка набивают рты деликатесами, скандалисты, как правило, теряют дар речи, — делится своими наблюдениями полицейский психолог Роберт Рамон. — А потом начинают хохотать. Юмор — лучшее средство погасить любую, даже самую горячую ссору (Вокруг света, 1990, №4).
ТЮРЬМА
В СССР лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) относился к ведомству МВД СССР. Соответствующими были режим и условия жизни (в стране в конце 80-х их было более 200). В большинстве своем они напоминали тюрьму с тройным забором, колючей проволокой, сигнализацией. Вокруг территории — сторожевые вышки и прожектора. На свидание с родственниками содержавшиеся там выходили коротко остриженными, в рабочей спецовке, с биркой на груди. Хотя лечение было принудительным, даже не оно, а особый режим содержания был на первом месте у администрации.
Придирки, унизительные обыски, за провинности — наказание. (Огонек, 1988, № 28.)
О РОДНОВЕРИИ И ПРИЧИНАХ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ РАХМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕЧЕНИЯХ СЛАВЯН