Отечественные

Л.С.Выготский (1896-1934) внес громадный вклад в разработку методологических баз советской психологии, создав культурно-историческую концепцию в психологии, которая взяла предстоящее развитие в общепсихологической теории деятельности, созданной Леонтьевым. Лурией, Гальпериным, Элькониным и др.

Главной идеей творчества Выготского есть положение об публично-исторической природе людской психике, людской сознания (а, следовательно, и личности) в противоположность натурализму в его разных формах. Выготский ввел понятие о ВПФ (мышление в понятиях, разумная обращение, логическая память, произвольное внимание и т.п.) как своеобразны человечески людской форме психики и создал учение о развитии ВПФ (статья «Неприятность культурного развития ребенка»).

Вопрос о генезисе ВПФ главенствовал в теории Выготского. Он сформулировал законы развития ВПФ.

1. само происхождение опосредованной структуры психологических процессов человека имеется продукт его деятельности как публичного человека. Первоначально она социальная и снаружи опосредованная, а после этого делается лично- психотерапевтической и внутренней, сохраняя наряду с этим единую структуру (интереиоризация).

2. в ходе культурного развития складываются новые высшие исторически появляющиеся способы и формы деятельности – ВПФ (это положение о социальном генезисе ВПФ – закон о развитии ВПФ).

Исторически происхождение ВПФ как новых форм поведения и человеческого мышления связано с развитием трудовой деятельности. ВПФ – продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. Только в ходе коллективной публичной судьбе выработались и развились все характерные для человека высшие формы интеллектуальной деятельности.

Фундаментальным механизмом развития ВПФ есть интериоризация.

Развитие психотерапевтической совокупности Выготского продолжил Лурия(1903-19770. Он развил дальше теоретические положения Выготского. В начале 30-х гг. Лурией было совершено экспериментальное изучение роли культурных факторов в развитии ВПФ. Изучение проводилось на материале познавательных процессов в Узбекистане. Испытуемыми были люди не образованные, неграмотные. Было найдено, что трансформации практических форм деятельности (в особенности перестройка деятельности), основанная на социальном опыте и формальном образовании, приводили к качественным изменениям в процессах мышления. Это изучение продемонстрировало настоящую возможность исторической психологии, одной из самый тяжело поддающихся экспериментальному изучению областей психотерапевтической науки.

Леонтьев при разработке неприятности деятельности кроме этого исходил из культурно-исторической концепции психики Выготского. Деятельность имеет сложную структуру. Различаются деятельность и соответствующие ей мотив, воздействие и соответ-я ему цель, операции – методы осуществления действия, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Анализ образующих деятельность единиц стал причиной выводу о единстве строения внешней и внутренней деятельности. Продемонстрирован переход от внешней деятельности к внутренней (интериоризация) и напротив (экстериоризация). Деятельность предполагает субъекта деятельности, личность. В контексте теории деятельности различаются образования «личность» и «индивид». Личность есть продуктом всех взаимоотношений человека к миру, реализуемых совокупностью всех разнообразных деятельностей. Главными параметрами личности являются широта связей человека с миром, степень их иерархизированности и неспециализированная их структура.

П.Я.Гальперин (1902-1988) отмечал не разработанность в теории деятельности процессуального, операционального содержания деятельности и сделал его предметом собственных изучений. Так способом изучения психики как ориентировочной деятельности делается формирующий опыт. Он есть развитием экспериментально-генетического способа Выготского: «…магистральный путь изучения психологических явлений – это их построение с заданными особенностями». В случае если ограничиться лишь наблюдением за тем, на что и как ориентируется субъект деятельности, нельзя установить все содержание процесса ориентировочной деятельности и, следовательно, нереально объективное изучение психики. Главным способом изучения психики как ориентировочной деятельности делается изучение ее формирования.

Дабы процессом формирования ориентировочной деятельности стал процессом ее познания, он должен быть управляемым. Для этого необходимо учитывать следующие условия:

1. составление схемы ориентировочной деятельности – комплект условий, снабжающих верное исполнение нового действия;

2. организация постепенного исполнения действия сперва на материальных предметах с постепенным переводом его во внутренний замысел через этапы социализированной речи;

3. систематическая отработка на всех этапах желаемых особенностей действия – его разумности, обобщенности, меры и сознательности овладения.

Т.о. Гальперин показывает, что планомерное формирование действия открывает путь к решению проблемы психотерапевтического механизма психологических явлений, неприятности причинного психотерапевтического их формирования и объяснения. На базе теории планомерного формирования решаются задачи школьного обучения и т.п.

Субъектно-деятельностный подход к пониманию личности (Рубинштейн С.Л., Брушевский А.В., Альбуханова-Славвская К.А. и др.)

На данный момент быстро возрастает динамизм развития во всем мире и особенно у нас. Субъектами и вместе с тем объектами для того чтобы развития в различной степени являются конкретные их группы и люди, преследующие определенные цели, движимые разными мотивами, осуществляющие те либо иные виды активности.

Человек объективно выступает (и, следовательно, изучается) в совокупности вечно многообразных противоречивых качеств. Наиболее значимое из них – быть субъектом, т.е. творцом собственной истории, вершителем собственного жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, другие виды и созерцание своеобразны людской активности – творческой, нравственной, свободы.

В самом полном и широком смысле слова субъект – это все люди в целом, воображающее собой противоречивое системное единство субъектов масштаба государств и иного: уровня, наций, этносов, публичных классов и групп, индивидов, взаимодействующих между собой.

Неприятность субъекта есть для многих публичных, гуманитарных, частично биологических и технических наук. В психологии она имеет собственную специфику, раскрываемую с позиции субъективно-деятельностного подхода. При таком подходе самый значительно в первую очередь то, что психика наиболее значимое уровень качества как раз человека как субъекта деятельности, общения и т.д. Иными словами, психологическое объективно существует лишь как субъективное,т.е. принадлежащие субъекту – индивиду, разным общностям людей, всему человечеству.

Данный процесс – живой и потому существует и изучается только у живого субъекта. Следовательно, субъект, осуществляющий психологическое как процесс, — это неизменно и во всем неразрывное живое единство природного и социального. Вопреки обширно распространенной мнению кроме того на высших этапах духовного развития личности психологическое постоянно есть природным и не делается «чисто»социальным. Значит, природное и социальное – это не два компонента психики человека, а единый субъект с его живым психологическим процессом саморегуляции всех форм активности людей.

Субъектом есть не психика человека, а человек, владеющий психикой, не те либо иные его психологические особенности, виды активности и т.д., а сам человек – деятельный, общающийся и др. Другой по отношению к данной позиции остается с покон веков и до сих пор обширно представленная точка зрения, в соответствии с которой деятельность носит безличный темперамент, т.е. по существу есть бессубъектной, либо сама делается субъектом, как бы «захватывая»отдельных индивидов и заставляя их вести себя в некотором роде.

Эта точка зрения есть антисубъектной либо несубъектной вследствие того что в виде субъекта для нее выступают не человек, не люди, а определенные их качества.

Сергей Леонидович Рубинштейн создал деятельности единства и принцип сознания. Тут рассматривается развитие как становление, т.е. происхождение все более и как следует новых уровней бытия (от естественных к материальным).

У субъекта появляется сознание и отражение. Субъект деятельностью и своим сознанием регулирует бытие (бытие дискретно для Рубинштейна). Человек – это центр перестройки бытия, и это что-то особое – мысль субъектности.

Познание субъекта проявляется в формировании и соучастии (Человек познает мир, преобразуя его в собственном сознании). Чем больше субъект познает, тем больше перед ним появляется возможностей. Познание отождествляется с деятельностью (деятельность по Рубинштейну нельзя сравнивать с познанием).

Распознав субъекта как единицу отдельного анализа, Рубинштейн говорит о переходе философского в психотерапевтическое. С его точки зрения психотерапевтическое страдает по причине того, что мир и человек оторваны друг от друга. Рубинштейн полагал, что через деятельность человек обретает гармонию с миром. Существует деятельности и единство сознания -–это связано с субъектом. Причем сознание имеется совершенный замысел деятельности.

С позиций Рубинштейна, внешние факторы воздействуют, но через совокупность мотивов, сокровищ – не на прямую, а через переработку внешних условий. Личность являестся совокупностью внутренних условий.

Благодаря этого возможно выделить 3 обстоятельства зависимости психотерапевтических процессов от личности:

(по Рубинштейну все психологические процессы принадлежат личности)

  • Эти процессы личны;
  • Они не имеют независимой линии развития без личности;
  • Процессы составляют психологическое содержание судьбы личности

Личность т.о. владеет сознанием, способна строить собственные отношения.

Структура личности по Рубинштейну — 3 единства свойственные человеку:

1. Потребностей (что желает)

2. Свойств (что может)

3. Модальностей (чем есть)

Они не статичны. Целостность данной структуры определяется деятельностью

Страдание – это ядро личности, через страдания она формируется.

Жизненный путь личности.

«Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе собственной истории к тому, чем человек стал на следующем этапе проходит через то, что он сделал»

Ответственность должна быть не только за все содеянное человеком, но и за все потерянное.

Отечественные Автоматы (АК-47, АКМ, АКСУ, АК-74, АН-74…)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector