От поп-арта к концептуализму

«Современному молодому художнику

не нужно больше говорить:

«я- живописец», или «поэт»,

или «танцор». Он просто «художник»

Аллен Капроу

В отличие от поп-арта концептуализм претендовал на создание философии искусства. Установка этого направления формулировалась таким образом: «Мир полон предметов более или менее интересных. И я не желаю добавлять к ним новые. Я просто указываю на существующие вещи». Роль художника, таким образом, часто сводится к минимуму. Произведением концептуального искусства мог, например, стать какой-либо предмет, представленный в необычном окружении или в необычном сочетании с другими предметами. Концептуализм практически стер грань между искусством и реальностью.

В концептуализме замысел произведения важнее его физического выражения, цель искусства — в передаче идеи, отражении концепции. Концептуалисты утверждали, что единственно достойной задачей художника является создание идей, концепций. Ведь форма может быть выполнена любым ремесленником, но лишь художнику дано придумать её.

Концептуальные произведения могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видеоматериалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.

Во многом становление концептуализма обязано минимализму, с его тягой к очищению формы, пространства. Художники концептуалисты стараются сконцентрироваться на ограниченных наборах инструментов, что бы наиболее точно выразить свои идеи:

Ричард Серра использует только металл (огромные листы ржавеющего металла порой занимают гигантские площади).

Роман Опалка решает в какой-то момент просто писать натуральные числа и пишет только их до своей смерти в течении 46 лет, создавая этим некий памятник бесконечности.

Даниэл Бюррен использует в качестве изобразительного элемента только линии.

В своих крайних проявлениях концептуальное искусство полностью отказывается от физического объекта (например, Ив Кляйн выставил в галерее ничего. Толпа людей стояла в очереди, что бы увидеть пустой зал), либо произведением искусства могло стать что угодно, стоит ли то или иное явление назвать таковым (Флюксус).

К наиболее характерным формам концептуального искусства относятся: перформанс, хэппенинг, инсталляция, объектное искусство.

Инсталляция (от англ. installation — установка) — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет — в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.

Инсталляции создавали дадаист Марсель Дюшан, сюрреалисты, а также многие авангардисты: Роберт Раушенберг, Джим Дайн, Гюнтер Юккер, Йозеф Бойс, Яннис Кунеллис, Илья Кабаков.

Хэппенинг (от английского happening – случающееся, происходящее) форма в модернистском искусстве 1960–1970 гг., приверженцы которого считают важнейшим видом творчества «художественные события» или «процессы», чаще всего рассчитанные не только на участие самого художника и его помощников, но и зрителей. Хэппенинги, аналогично сочетающие элементы театра, музыки, живописи, могут быть своеобразными микроспектаклями со сложным, трактованным обычно в стилистике поп-арта реквизитом или абстрагированными пространственно-ритмическими «живыми композициями». Обнаруживая близость к «театру абсурда», хеппенинг нередко становится органичной составной частью современного неоавангардистского театрального искусства. В 1970-х гг. хеппенинг эволюционировал к перформансу, выдвигающему вместо зрительского соучастия идею «сольного выступления» художника.

Перфоманс, или перформанс (от англ. performance – выступление, исполнение, представление) – одна из форм современного искусства, а именно – одна из разновидностей акционизма, берущего начало в концептуализме 60-х годов XX в. Перформанс – это короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой в художественной галерее, музее или каком-либо другом помещении и даже на открытом воздухе («пейзажный перформанс»). Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе, заранее задуманной исполнителями («перфомансистами»). Это отличает перфоманс от другой разновидности акционизма – хеппенинга (от англ. hаppening – случающееся, происходящее), где планируется (провоцируется) лишь начало акции, а продолжение и конец ее непредсказуемы, и где обычно предполагается большое количество вовлеченных в действие участников-зрителей.

Конечно, попытка отграничить перфоманс от хеппенинга и инсталляции несколько условна, поскольку между ними есть много общего. Например, перфоманс и хеппенинг определенно объединяет их акционность (действенность и динамичность), характерная для так называемых «паратеатральных жанров». Что касается перфоманса и инсталляции, то их, прежде всего, объединяет концептуальность – в перфомансе, как и в инсталляции, обычные вещи и обыденные предметы, благодаря необычным сочетаниям и нетрадиционному использованию, приобретают новый, порой совершенно неожиданный смысл.

Ко всему выше сказанному стоит добавить, что перфоманс, как хеппенинг и инсталляция, зародившись в недрах модернизма и авангардизма 60–70-х годов прошлого века, сегодня считается одной из ярких форм выражения постмодернистскойэстетики.

В своём развитии самыми впечатляющими проявлениями были: живопись цветовых полей (когда пространство картины как бы делится на отдельные цвета. В итоге создаются абстрактные полотна. Иногда картины становятся треугольными или приобретают иную форму, какую пожелает художник), монохромная живопись (предельно близкое к минимализму течение, в котором художник отказывался от цвета), световая живопись (где использовались неоновые трубки или какие-либо другие световые объекты), минимализм, оп-арт, ленд-арт, леттеризм, саунд-арт, боди-арт, интернет-арт и т.д.

На сегодняшний день уже довольно сложно классифицировать концептуальное искусство. Художников, чьи работы сложно было отнести к какому-либо стилю, называют концептуалистами.

Лекция \


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: