Остров буян как тот свет

Макс Фасмер приводит значение слова «буян» как «открытое со всех сторон, возвышенное место», и это в полной мере похоже на образ острова, но второе значение слова, как «базарная площадь, амбар», вряд ли может нас устроить по контексту и смыслу. Ссылаясь на Русский Филологический вестник (в 78 томах, т.5, 144, Варшава, 1879–1918 гг.) и этимологический словарь А.Преображенского (т.1, 51, М., 1910–1918 гг) — от буй «дикий, надменный», т.е. «что-то возвышенное» (Фасмер, т.1, с. 257)

Отечественный сотрудник Константин Бегтин предполагает, что «наименование острова Буян вернее было бы связать со словом «буй» либо «кожный покров», другими словами кладбище, мир мертвых.

Буй — «погост, пустырь при церкви» (либо другом культовом сооружении?), быть может, связано он и с старо-шведским bo и старо-исландским bu — «жилище», буй — украинское — «домовина» (Фасмер, т.1, с. 234).

Т.е. кладбище тут вторично, а первичен мир мёртвых, то, что кельты именовали «Аннун» — Тот свет, Мир Другой. Соответствия в славянской мифологии обобщены нами ранее (см. Русское языческое мировоззрение, с.149–151).

Мысль эта находит подтверждение в символике гроба, гробницы, могилы:

“…стоит бел горюч камень, на том камне лежат три камня, на тех камнях стоят три гроба, в тех гробах три тоски, на каждой доски три тоски…”(Майков, №15).

“… приду в чисто поле, в чистом поле имеется камень-алатырь. На том каменю лежит мертвяц. Приду я к мертвяцу, поинтересуюсь у мертвяца…” (Русские заговоры Карелии, №194, с. 76, Кемский район)

“На море на окиане, на острове Буяне стоит столб; на том столбе стоит дубовая гробница, в ней лежит красная женщина, тоска-чаровница…” (Майков, №32).

Как мы отмечали ранее: “Аннун в смысловом переводе свидетельствует «Не-мир» либо «Другой мир». И не смотря на то, что сказать о географии Нижнего и Верхнего мира бессмысленно, любой видит при Переходе то, что может заметить лишь он. Аннун представлялся древним как страна, расположенная под землёй, в бугре (сид) либо за морем. Это представление сближает Аннун с навьим миром славян, куда нужно плыть через море, или спускаться через дыру. О достижении Аида у греков были примерно такие же представления. Но у кельтов Аннун — это идеальная страна, страна волшебников, полная волшебства, сакральный, неявный мир, правит которым король-охотник типа отечественного Волха, у кельтов его кликали Гвин ап Нудом либо Финном, пророком и поэтом, и Манауиданом (Мананнаном), схожим со славянским Велесом в его нижней ипостаси. Точно об данной стране известно только то, что каждый, кто сумел возвратиться из Аннуна, несёт на себе его печать всю оставшуюся судьбу. Словом, бегство не проходит безнаказанным. Но и всё, что быстро, рождается как раз в Аннуне — так гласит отрывок из «Триад Бардов»: «рождение в Аннуне, рост в Абреде и полнота в поднебесье Гвинвид, ничто и никто не существует вне этих Трёх, не считая самого Всевышнего» (Гаврилов 1).

Кстати, исходя из этого во многом тщетны споры, в каком же море находится Буян — на запад, на восток либо на юг от Руси, места бытования заговоров.

Остров Рюген, так продолжительно остававшийся во владении язычников, согласно точки зрения многих исследователей может, как мы видим, с громадным успехом претендовать на роль мифического острова Буяна.

«Ай ещё шли где туры подле светло синий море,

Да и поплыли туры за светло синий море,

Еще выплыли туры да на Буян остров

Да идут по Буяну да славну острову…»[8]

«А ещё зрит-наблюдает Илья во сторону во западную —

А на западе стоит да поле чистое,

Поле чистое да все Куликово.

В том месте славный Буян-остров он шатаетсе…»[9]

Наличие Куликова поля (ударение в этом случае на втором слоге) не должно смущать: былинная география имеет собственные законы. Отмечу, тут, что былинный находится Буян-остров «в западной стороне» за «синим морем».

У него, очевидно, в этом Свете возможно пара отражений (кстати, так и Амбер Роджера Желязны порождает их отнюдь не одно), и попасть на Буян возможно вовсе не переплывая в буквальном смысле море, не переходя поле. Путь с Буяна по большому счету возможно преодолен по известному Калинову Мосту.

“Стану я раб, такой-то, благословясь, отправлюсь, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, в подводосточную сторону, к морю к Окиану, в море-Окиане лежит Алатырь камень, на том камне Алатыре стоит дом. Попрошу я, раб такой-то, здоровья, об такой-то болезни, об наличном мясе, от грызоты, от болеты, от ломоты. Бежит река огненная, чрез огненную реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар опытен человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко, мажет у рабе, такой-то, семьдесят жил, семьдесят костей, семьдесят суставов; збавляет с раба, такого-то, семьдесят заболеваний. Не боли и не ломи, и не в один раз, и не откидывай, ни на финише, ни на ветке ни при каких обстоятельствах” (Сахаров 2, с. 107).

Фактически, и любое место есть симметрией Того Первого, что причина Мироздания и основа Творения.

Где находится остров Буян?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector