Особенности подготовки женщин в единоборствах

Основные проблемы подготовки женщин в единоборствах имеют психологический характер. Это касается как первых шагов начинающих спортсменок, так и всего дальнейшего их взаимодействия с тренером и спортивной командой.

В тот момент, когда женщина впервые входит в зал для занятий единоборствами, она начинает испытывать открытое и скрытое психологическое давление как со стороны общества в целом, так и со стороны спортивного коллектива в частности.

Причины данного явления многообразны: это и традиционное негативное отношение в обществе к занятиям женщинами жесткими контактными видами спорта, и непривычный вид деятельности, и неуверенность в собственном соответствии предписывающим экспектациям членов нового коллектива, и боязнь получить травму лица, и т. д.

Время, когда девушки, желающие заниматься единоборствами, будут выстраиваться в очередь, а тренеры смогут устраивать им многоэтапный отборочный конкурс, еще не наступило. Во многих клубах, развивающих единоборства, спортивный коллектив исключительно мужской. Учет этого обстоятельства требует от тренера, желающего развивать женское направление в единоборствах, особого подхода к каждой начинающей спортсменке.

Чтобы осуществить эффективное взаимодействие с потенциальной спортсменкой, тренеру необходимо уже при первом контакте установить доверительное отношение, проявить искренний интерес к ее личности, попытаться выявить скрытую мотивацию ее решения заниматься единоборствами.

Важным условием успешности первого контакта должно стать создание обстановки психологического комфорта, гарантий уважения личности и интересов начинающей спортсменки. Ее знакомство с членами спортивного коллектива не должно быть «пущено на самотек», оно должно быть организовано, проведено в наиболее подходящий момент и в соответствующей атмосфере, сопровождаться поддержкой тренера.

Важным моментом, определяющим характер дальнейшего взаимодействия тренера со спортсменкой, является оптимальная постановка проблемы реализации ее соревновательного потенциала. Преждевременно поставленная тренером «сверхзадача» может вызвать у нее состояние постоянного психического напряжения, ощущение психологического дискомфорта, что может привести к ее уходу из спортивного коллектива.

Чтобы предупредить возникновение подобных проблем, в первую очередь необходимо определить потенциальные возможности спортсменки на долгосрочную перспективу. Для практических целей, мы с известной долей условности разделяем женщин, занимающихся единоборствами, на два основных типа: «боевой» и «художественный». Каждый из этих двух типов представляет определенный комплекс физических качеств и психологических особенностей и требует соответствующего подхода со стороны тренера и спортивного психолога.

«Боевой тип».К этому типу мы относим спортсменок волевых, с хорошо развитыми физическими качествами и высоким уровнем спортивных притязаний, с удовольствием занимающихся контактными видами спорта. Им требуется минимальная психологическая поддержка со стороны тренера на начальном этапе вхождения в коллектив.

Обладая хорошо развитыми физическими качествами, они легче переносят физические нагрузки, а благодаря хорошей психической устойчивости, отличаются меньшей тревожностью по сравнению со спортсменками, отнесенными нами к «художественному» типу. Они также легче переносят нагрузки психологического характера, связанные с ситуациями жесткого взаимодействия с партнерами по тренировочному процессу.

Высокий уровень спортивных притязаний объединяет их с ведущими спортсменами группы, которые охотно принимают таких спортсменок в свой относительно узкий круг. Распространенная практика ставить перспективных спортсменок во время тренировки в пары с юношами, со спортсменками «боевого» типа реализуется без труда. При этом важной задачей тренера является подбор постоянного круга спарринг-партнеров таким образом, чтобы предупредить случаи возможного травматизма.

Стремление спортсменок «боевого» типа работать на тренировке с полной отдачей и вести тренировочный бой с каждым спарринг-партнером со всей серьезностью, может спровоцировать их партнеров к нанесению чрезмерно жестких ударов. Наличие такой потенциальной опасности требует от тренера тщательного отбора спарринг-партнеров для спортсменки, и исключения из их числа чрезмерно тяжелых боксеров, а также тех, кто не способен в достаточной степени контролировать силу своих ударов.

Следующий этап тренировочного процесса связан с подготовкой спортсменок к соревнованиям. На данном этапе следует уделять особое внимание психологическому климату на тренировке. В частности, считаем неконструктивным вызов негативных эмоций по отношению к потенциальным соперницам, поскольку он снижает общий энергетический потенциал как спортивного коллектива в целом, так и конкретной спортсменки в частности. Оптимальное соотношение серьезного подхода к предстоящим соревнованиям и использование юмора, будет способствовать лучшему протеканию тренировочного процесса, поможет избежать ненужных энергетических затрат членами спортивной группы.

Участие спортсменки в соревнованиях требует от тренера постоянного внимания к ее психологическому состоянию. Следует предупредить возможность появления чрезмерного возбуждения накануне боя, и, учитывая склонность женщин в большей мере, чем мужчины поддаваться внушению (в соответствии с распространенным убеждением психологов), следует предупредить возможные последствия психологической атаки со стороны соперницы и ее окружения, как до боя, так и на его протяжении.

Подобные атаки всегда имеют место, но, являясь иногда спонтанными, непродуманными, и даже неосознанными, они также могут быть тщательно спланированными, хорошо организованными, и проводиться с использованием эффективных средств из арсенала спортивной психологии, таких как:

• экипировка с соответствующей символикой, носящая угрожающий характер и выражающая твердую уверенность в собственном превосходстве;

• специальные стрижки и татуировки, сделанные противником;

• спортивное прозвище спортсмена, которое, как и его имидж, тщательно продумывается тренером, психологом и спортсменом и закрепляется с использованием средств массовой информации;

• название спортивной команды часто выбирается с учетом его психологического воздействия на потенциальных противников («буйволы», «тигры», «медведи» и другие животные, характеризующиеся силой, скоростью и повышенной агрессивностью, часто выбираются для подобной цели в качестве названия-символа);

• действия команды «сопровождения» и «фанатов» спортсмена, призванные поддержать своего спортсмена и оказать негативное воздействия на противника, могут быть тщательно спланированы, и проводится под руководством специалиста-психолога;

• противник может применять оскорбительные высказывания, с целью нарушить психологический баланс спортсмена, как накануне боя, так и на его протяжении;

• психологическая атака, осуществляемая тренером или психологом команды лично на спортсмена, которая, в силу ограниченности возможностей (бдительность тренера потенциальной жертвы атаки), часто имеет форму одной тщательно продуманной фразы, произнесенной должным образом и в самый подходящий момент.

Этическая оценка применения в спорте средств психологического воздействия на противника нами не рассматривается, но поскольку эти средства стали важной составляющей частью психологического обеспечения соревнований любого ранга, необходимо быть готовыми к своевременному предупреждению и отражению подобных атак.

Выбор спортсменом, психологом и тренером форм психологического воздействия на противника должен быть вариативным, гибким, и учитывать конкретную ситуацию.

Несмотря на частое и успешное использование так называемых «грязных» средств психологического воздействия на противника, на наш взгляд, следует выбирать более достойные с этической точки зрения психологические приемы. Учитывая, что, по утверждениям восточных мудрецов, каждое действие создает или разрушает характер, выбор достойных средств будет вызывать как уважение в обществе к данному спортсмену, так и укрепит взаимопонимание спортсмена и тренера, повысит их чувство взаимоуважения.

Вышеперечисленные соображения относятся и к подготовке мужчин, однако воздействие психологических приемов на женщин часто оказывается более сильным.

«Художественный тип» . К данному типу мы относим спортсменок, имеющих склонность к занятиям художественной гимнастикой, хореографией и другими родственными видами двигательной деятельности. До прихода в зал занятий единоборствами, они могут иметь опыт занятий рисованием, музыкой или какими-либо другими видами искусства.

Разумеется, данный опыт может быть и у спортсменок «боевого» типа, но наше деление условно и отражает крайнюю степень выраженности данных тенденций.

«Художественному типу» в большей степени свойственно желание заниматься единоборством как разновидностью хореографии, и задачи, которые спортсменки намереваются решить в результате занятий, часто не имеют соревновательной направленности. Они могут быть связаны с поддержанием хорошей физической формы, повышением уровня личной безопасности, созданием нового круга общения и т. д.

Тем не менее, такие спортсменки не должны представляться тренеру «безнадежными» с точки зрения их дальнейшего спортивного роста и достижения спортивного результата. На наш взгляд, их шансы на достижение высокого спортивного результата в первую очередь зависят от характера выбранного ими вида единоборства.

Английский бокс, на наш взгляд, наименее подходит для «художественного типа» спортсменок, так как присущими им особенностями является повышенная чувствительность к боли и пониженная способность «держать удар». Близкая дистанция нанесения ударов руками и нацеленность в бою на максимальное нанесение ударов в голову создают высокую степень психического напряжения, которую они часто не могут выдержать.

Если у представительницы «художественного типа» имеется склонность к данному виду единоборства, можно рекомендовать ей заняться имитационными видами английского бокса, которые могут иметь самостоятельный характер или входить в состав различных видов фитнеса.

Кик-бокс отличается от английского бокса большей дистанцией между противниками в бою, но объем ударов руками в бою слишком велик, чтобы рекомендовать представительницам «художественного типа» заниматься этим видом единоборства.

Французский бокс сават представляется нам наиболее подходящим видом единоборства для данного типа спортсменок. Хотя наличие обуви на первых порах часто отпугивает новичков, тем не менее, именно это обстоятельство является положительным фактором в данном случае.

Удары ногами в обуви позволяют держать противника на максимальном удалении, увеличивают зону обзора и степень пребывания в более удаленной и, вследствие этого, комфортной зоне, не дают ему возможность наносить удары руками в лицо, что для данного типа спортсменок часто является решающим обстоятельством на начальном этапе занятий единоборством.

Наличие хорошей хореографической подготовки у представительницы «художественного типа» может способствовать как быстрому освоению технических действий, так и более раннему включению ее в соревновательную деятельность. Данное обстоятельство должно учитываться тренером при оценке перспективности конкретной спортсменки.

Дальнейшее взаимодействие тренера со спортсменкой, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, должно быть разбито на два этапа.

На первом этапе важным является выявление скрытой мотивации занятий именно данным единоборством, а также причины выбора данного клуба и данного тренера. Далее тренер должен найти доводы, способные убедить спортсменку в правильности ее выбора и возможности решения ее проблем (поставленных ею задач) именно в данном месте и в данных обстоятельствах (ложные обещания должны быть исключены).

Следующим этапом должна быть постановка задач в целом на ближайшую перспективу и на каждую конкретную тренировку в частности. Необходимо познакомить спортсменку с наиболее подходящим окружением из членов спортивного коллектива, способным оказывать ей постоянную техническую и психологическую помощь.

Знакомить новенькую с группой ведущих спортсменов на данном этапе является преждевременным, но необходимо прикрепить к ней какого-либо хорошо технически подготовленного спортсмена, и вменить ему в обязанность уже с самого начала обучения уделять ей часть своего тренировочного времени и проводить условные бои, с возможностью для нее наносить удары в полную силу.

Многие спортсменки «художественного типа», на начальном этапе обучения единоборству, не могут по этическим соображениям нанести удар в лицо. Для преодоления данного психологического барьера тренеру необходимо проводить специальную работу, представляя данную особенность единоборств как некий игровой момент.

Следующим препятствием на пути обучения ударам представительниц «художественного типа» является их стремление выбирать на тренировке неагрессивных и медленных партнеров, и проводить отработку ударов исключительно в игровой, имитационной манере. Данное обстоятельство препятствует созданию соревновательной атмосферы и лишает возможности научиться наносить в бою реальные удары.

Это обстоятельство должно преодолеваться применением следующего методического приема: в начале тренировки всей группе напоминается важность отработки защитных действий, рекомендуется для этой цели широко использовать работу в защите с партнером из младшей группы или более низкой возрастной категории, наносящим обусловленные удары.

Особенно для этой цели рекомендуется использовать девушек, так как они обладают менее сильным и резким ударом, и являются с учетом данного обстоятельства идеальным партнером для подобной работы. После некоторого периода адаптации к данному упражнению, оно в дальнейшем выполняется партнерами с взаимным интересом.

Следующий этап работы тренера со спортсменками «художественного типа» предполагает привлечение их к соревнованиям. Если в начале занятий единоборством речь о возможном участии в соревнованиях спортсменки не шла, ввиду ее не расположенности к контактному единоборству и наличия целого ряда психологических барьеров и предубеждений, то по прошествии времени самооценка спортсменки и ситуация в целом могли измениться.

Технические приемы уже не кажутся ей сложными, проблемы надежной защиты от ударов кажутся решенными, спортивный коллектив стал дружественным и воспринимается как «свой», тренер и весь коллектив «подначивает» спортсменку и старается ее убедить, что свойственная любому человеку тяга к соревнованию может быть успешно реализована именно в данном единоборстве.

Желание самой спортсменки повысить свой социальный статус в данном коллективе является самым веским и окончательным доводом для принятия решения об участии в соревновании. С момента принятия данного решения ее статус в группе меняется, теперь ведущие спортсмены готовы принять ее в свои ряды и оказать поддержку, вставая с ней в пары на тренировке и делясь своим опытом.

Участие в соревновании с особой силой выявляет такие черты, присущие спортсменкам «художественного типа», как тревожность, неспособность полноценно восстанавливать силы под влиянием психологической нагрузки, бессонница и т. д.

Чтобы противостоять данным явлениям тренеру следует взять спортсменку под свою постоянную опеку, не оставлять ее без присмотра наедине со своими мыслями и привлечь остальных членов группы к совместной психологической поддержке. В случае недостаточного личного психологического контакта со спортсменкой, тренеру следует выбрать из членов группы кого-либо достаточно для нее значимого и доверить ему персональную опеку над ней на период соревнования.

Настраивать спортсменку на высокий результат следует постепенно, по мере повышения ее технико-тактического мастерства и увеличения психологической устойчивости. Необходимо постоянно подчеркивать занимательный и игровой характер занятий единоборствами, чтобы дать ей возможность в психологически комфортных условиях достичь высокого уровня мастерства. В первом бою она обязательно должна иметь техническое превосходство.

Данное условие является необходимым для успешной спортивной карьеры спортсменки «художественного типа», в отличие от спортсменок «боевого типа», которые иногда начинают участвовать в боях без должной технико-тактической подготовки, но, тем не менее, одерживают победы за счет силы воли, спортивной злости и способности держать удар.

Спортсменки «художественного типа» охотно выступают в соревнованиях по «Ассо» (с ограничением силы ударов), но менее склонны к участию в соревнованиях с полным контактом, а соревнования самого высокого ранга по боксу сават еще недавно проводились только в такой форме.

Постановка задачи обязательно выиграть соревнования, а тем более «любой ценой», может повлиять негативно и привести к «перегоранию» спортсменки художественного типа. В практике приходилось даже лексику подбирать с учетом влияния, которое она может оказать на спортсменку данного типа. Слова несущие «агрессивный заряд» оказывали негативное воздействие на спортсменку, вызывали чувство тревоги и сковывали ее действия.

В одном из боев в Оствальде (Франция) первый раунд выявил превосходство нашей спортсменки Анны Ф. в передвижении, это обстоятельство было решено использовать в последующих раундах, ей была поставлена задача: передвигаться по рингу, непрерывно меняя направление движения и атаковать быстро и легко.

Учитывая, что спортсменка пришла в бокс сават из хореографического коллектива, где она была солисткой, указания во время хода боя были сведены к одному слову, которое было подхвачено группой поддержки и непрерывно выкрикивалось: «танцуй!». Такое решение оказалось оптимальным, помогло спортсменке преодолеть излишнее напряжение, она стала двигаться еще более свободно и быстро, чем в первом раунде, точнее атаковать и одержала убедительную победу.

Техника передвижения в тайском боксе — особенности работы на ногах в муай тай с Владиславом Коротких

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector