Особенности организации теоретико-прикладного исследования

Теоретико-прикладные изучения выполняются, в большинстве случаев, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой должны быть предусмотрены направления и самые важные стадии разработки достаточно большой социальной неприятности. Организация каждого отдельного изучения есть, таким образом, частью более неспециализированного научного плана.

В этом разделе мы разглядим требования к организации изучения по твёрдой стратегии. Особенности последовательности и порядка действий операций в качественных изучениях были обрисованы

выше.

Главные элементы рабочего замысла отдельного теоретико-прикладного изучения возможно подразделить на четыре временных этапа.

1. Период разработки теоретической концепции и программы данного изучения как составной части перспективной программы (в случае если таковая имеется) либо же составление перспективной программы с детальной проработкой первой фазы ее осуществления.

В программе данного отдельного изучения, как мы уже знаем, предусматривается и отработка всех полевых инструментов, включая пробу методик и генеральный пилотаж всех процедур. На реализацию данной стадии разумно затратить до 1/3 всего времени, отведенного на изучение.

2. Полевой период, т. е. время на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер — примерно 20% отведенного времени.

3. Период анализа и обработки данных, включая промежуточные научные отчеты по результатам предварительного анализа, — около 40% времени на все изучение.

4. Время на оформление итоговых отчетов и публикаций — приблизительно 10% времени.

Ясно, что особенности авторского коллектива, конкретных условий работы, срочности ее исполнения внесут коррекции в структуру временных затрат. Отечественный опыт показывает, что в рамках глубокого теоретико-прикладного изучения предложенное распределение времени в полной мере себя оправдывает.

Итак, представим себе, что, продвигаясь в исследовании, мы подошли к пределу, за которым начинается полевая работа. Сзади — продолжительные поиски, сомнения, страстные дискуссии, которые связаны с разработкой программы. Мы сформулировали догадки, наметили неспециализированный замысел изучения, составили первые наброски методик сбора первичных данных. Сейчас предстоит окунуться в реальную жизнь и проверить, как придуманные нами инструменты научного поиска отвечают собственному назначению. Наступил этап пробы главных процедур изучения.

Предварительная проба (пилотаж) охватывает диагностику отдельных методов и годности получения первичной информации, и совокупности процедур в целом, и организации массового сбора данных (конструирование выборки, организация полевых работ и, наконец, в случае применения качественных способов — экспериментальных интервью, наблюдений и т. п.

Проба отдельной методики производится на небольшой выборке обследуемых (25—30 человек). Для этого разумно отобрать представителей крайних групп. В каждом случае это будут различные группы, что зависит от содержания изучения. При применении опросных способов в большинстве случаев стремятся к тому, дабы в пробе принимали участие люди с разным уровнем жизненного опыта и образования. Тут проверяется, как вопросник учитывает эти различия. При анализе документов принципиально важно обеспечить полный комплект черт, чтобы проверить, как единицы анализа охватывают тексты. Применяя способ наблюдения, заботятся о том, дабы в пробе были представлены самые трудные для наблюдения обстановки.

Нужно, дабы наровне с авторами изучения в проведении пробы принимали участие и другие. В большинстве случаев это — будущие интервьюеры, наблюдатели, кодировщики текстов. Время от времени к пробе завлекают сотрудников — ученых,’вывод которых на протяжении проверки инструментов исследования было бы особенно полезным. Участие в пробе нескольких человек разрешает подвергнуть дискуссии уровень качества инструментов сбора данных. Задача: узнать, как трудятся запланированные вопросы либо пункты методик, понятны ли они респондентам (а также интервьюерам либо наблюдателям, кодировщикам), дают ли они планируемую данные и т. п.

Начальник пробы начинает с устного инструктирования всех участников и комментирует письменную инструкцию. Особенное внимание обращает на те пункты информации, каковые почему-либо приводят к сомнению. В поле контролируют другие варианты. Например, половине обследуемых задают вопрос в одной форме, а второй половине — в другой.

В случае если участники пробы не имеют опыта, нужна предварительная тренировка интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков. оптимальнее это достигается наглядной демонстрацией. К примеру, начальник проводит публичное интервью с наивным респондентом. По окончании интервью даются пояснения к отдельным моментам прошедшей беседы. Такие испытания смогут быть повторены. Значительно лучше комбинировать наглядную демонстрацию интервьюирования с записью на пленку. Проходящие обучение протоколируют интервью, обсуждают тексты, сличая их с записью на аудио-плёнке.

Начинающие работу анкетеры должны проиграть обстановку респондента: они сами заполняют анкеты, отвечая на все вопросы. Этим достигается более полное включение в роль опрашиваемого, что совсем необходимо для хорошего исполнения функций анкетера. При заполнении анкеты появятся вопросы, каковые посмогут лучше осознать состояние респондента, и способ реакции анкетера на эти состояния. Обычные случаи обсуждаются всей группой, выходящей в поле.

Кодировщики текстов (при контент-анализе) и шифровальщики должны пройти обучение посредством заранее составленных руководств. Во время проверки в поле руководства уточняются. Участвующий в полевой работе кодировщик фактически выступает соавтором составителя главной процедуры: он обнаруживает неучтенные и ответственные для изучения термины в текстах, неудачное размещение шифровальных схем и т. п. недостатки.

Проба осуществляется поэтапно, так что по окончании каждой маленькой серии собранных данных создают анализ информации и обмениваются мнениями. Вместе с интервьюерами авторы изучения обсуждают ход за шагом все элементы методики, начиная со вступительных разделов и заканчивая паспортичкой. Замечания тут же анализируются, и принимается ответ пробовать новый вариант, продолжать пробу ветхого либо начать пробу двух вариантов в один момент.

Результат пробы — инструкции и окончательный текст методики по сбору данных.

В инструкции показывают назначение методики, последовательность операций, метод обращения к источникам информации, отмечают изюминке сбора сведений по некоторым пунктам и, наконец, предлагается форма итогового протокола (бланка, кодировального листа и т. д.).

В совершенном случае нужно осуществить и пробу инструкции, т. е. убедиться в том, что все ее разделы осознанны и отвечают собственному назначению. Это делается на группе интервьюеров либо кодировщиков, каковые будут принимать участие в сборе главного массива данных. Но значительно чаще такую пробу относят на стадию главного пилотажа.

Главный пилотаж — продолжение пробы, но сейчас уже не отдельной методики либо инструмента, а всей процедуры сбора первичных данных: методик, спосведения и собов протоколирования данных в кодировальные страницы, руководств по сбору данных, организации полевых работ на объектах и, наконец, качества выборки. Это разведка боем, ^основная цель которой — проверка на надежность всех звеньев полевой процедуры. Серьёзная функция пилотажа — установить прямой контакт с важными лицами на объекте исследования, обеспечить их сотрудничество в предстоящей работе. Вместе с тем проверяется пригодность всех звеньев собственной организации, в особенности уровень подготовки участников изучения, их тренированность, понимание обязанностей.

Большая нагрузка падает на диагностику действий по осуществлению запланированной оценки и выборки е. количества, что зависит от двух главных факторов: характера информации (в случае если нет сведений о нужных параметрах главной совокупности, то они извлекаются из данных главного пилотажа) и доступности единиц наблюдения. Довольно часто отобранные по перечням либо иным методом обследуемые по различным обстоятельствам оказываются недоступными: находятся в отъезде, больны, через чур заняты, вовсе не живут либо не трудятся в том месте, где мы ожидаем их отыскать, и т. д. и т. п. Эти организационные погрешности определяют, как следовало бы расширить начальный отбор, с тем дабы в итоге взять запланированный количество выборки.

Полевое обследование — массовый сбор информации на объектах. Главные требования организации на этом этапе: четкое соблюдение руководств, контроль доброкачественности данных по мере их поступления, целесообразная совокупность хранения первичной информации.

Контроль доброкачественности материала обеспечивается строгим исполнением руководств и выборочными испытаниями действий всех сотрудников: интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков. Материал, собранный одним из сотрудников, выборочно проверяется вторым, более умелым. Последний снова обращается к источнику информации (к примеру, к опрашиваемому), применяя ту же методику. Таким методом осуществляют контроль добросовестность интервьюера либо кодировщика и вместе с тем определяют неточности, которые связаны с его индивидуальными чертями.

Полученные эти направляться хранить по выясненной совокупности, посоветованной процедурой предстоящей обработы: собирать материал наблюдений, анализа документов, опросов или по отдельным объектам, либо в порядке целой нумерации.

Перед тем как приступить к обработке данных, целый массив предварительно изучается с позиций возможных отклонений выборки от расчетных параметров. При районированных и квотных выборках, в то время, когда полученные эти не соответствуют намеченным параметрам, возможно сократить объем массива и добиться рассчетных пропорций, отбрасывая по принципу случайности лишнее число протоколов наблюдений, интервью, опросных страниц и т. п. Время от времени, наоборот, следует произвести соответствующую довыборку.

Подготовка данных для обработки включает: шифровку, перенос и кодирование кода на перфокарты ручной либо машинной обработки либо на магнитную ленту — в зависимости от техники обработки.

Шифром в большинстве случаев именуют условную символическую запись первичной информации в бланке протокола (в анкете, шифровальном странице при анализе документов). Шифровку возможно создавать в различных символах: численных обозначениях (к примеру, пунктов шкалы), в буквенных аббревациях (КЗ — критические замечания, ВП — просьбы и вопросы — при кодировании текстов писем), в разных знаках (+, —, ?: согласие, несогласие, неясно). Кодом называют числовую запись тех же данных.

Разглядим кодирования ответов и пример шифровки на серию из 10 суждений об отношении к детям (с. 170, схема 11), применяя для шифровки числовые обозначения. При шифровке наоборот каждого суждения на полях анкетного страницы отмечаем числовое значение соответствующего пункта шкалы. Для суждений 1, 3 и 10 это будут 4, 1 и 5 соответственно. В случае если суждения предлагаются отдельными карточками, то в шифровальном странице (бланк протокола) в клеточке с номером этого суждения покажутся те же числа.

При вводе данных в компьютер для обработки в большинстве случаев применяют десятиричный код. Любой показатель (в нашем случае таких 10, где одно суждение принимаем за отдельный показатель) обозначают двух-трехразрядным числом в зависимости от общей численности показателей, нумеруя их по очередности появления в полевых документах (анкетах, протоколах). В случае если в отечественном изучении, где употребляется серия суждений о детях, менее 1000 показателей, используем трехразрядный код, и тогда названные суждения смогут кодироваться: 101/4, 103/1, 110/5. Это значит, что при целой нумерации показателей, вводимых в анализ, первое суждение в схеме II получает код 101, а последнее — 110. Число за косой чертой — регистрация ответа по этому показателю в пятичленной шкале, В некоторых схемах кодирования это число прямо примыкает к неспециализированному коду (1014, 1031, 1105), а в других случаях фиксируется с промежутком: 101—4, 103—1, 110—5.

В таком закодированном виде соответствующие эти будут выпечатываться в табуляграммах либо оказаться на экране дисплея. Современные методы общения человека с компьютером разрешают фиксировать на экране и в табуляграммах не только код показателя, но и его сокращенное, а при необходимости и полное наименование. К примеру, 101. Дети содействуют сближению своих родителей либо 101. Сбл. с род. и потом выпечатывается статистика распределений по шкале от 1 до 5 либо производится построение суммарного индекса по результатам ответов каждого респондента на этот тест. Индекс, будучи производным от первичных данных, возьмёт новый, личный код, допустим, 632. Проанализировав распределение данных на всю выборку, мы можем преобразовать его в упорядоченную номинальную шкалу, как продемонстрировано в табл. 17. Видно, что распределение скошено в сторону позитивных значений, где фактический максимум индекса отношения к детям = 38 (3% выборочной совокупности), а фактический минимум = 23 (кроме этого 3%) вместо теоретического максимума = 50 и минимума = 10. Медиана приходится на значение 33 (она дробит упорядоченный последовательность пополам). Расчленим всю совокупность так, дабы выделить достаточно наполненные крайние градации, причем в негативной территории разумно иметь больше градаций, поскольку она более чувствительна (отыщем в памяти, что люди уже реагируют на негативные стимулы). Срединная территория, значения индексов в которой близки к медиане, в большинстве случаев более наполненна и единообразна.

О чём не принято сказать в научном сообществе? Из-за чего наука искажает реальность? В.Сундаков

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector