В практике театров бытуют выражения «музыкальное оформление», «звуковое решение», «шумовое сопровождение» и т. д.
К музыкальному оформлению относится включение в спектакль вокальных произведений, танцев, инструментальных пьет, фрагментов симфонических произведений, хора — одним словом, музыки всех жанров и форм.
К шумовому оформлению — включение в сценическое действие специфичных театральных шумов, а также таких звуков, как пение птиц, крики животных, колокольный звон и т. п.
К шумотехническому оформлению относится использование в спектакле фонограммы с записью монологов, диалогов, а также микрофонной техники. Сюда же относятся и различные звуковые эффекты.
Общий замысел, план такого оформления мы будем называть звуковым решением спектакля.
Конкретное воплощение музыкального, шумового и звукотехнического оформления при проведении каждого спектакля договоримся называть звуковым его сопровождением.
Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумами как чем-то второстепенным, дополнительным и не просто организует сопровождение, он ищет то единственное, необходимое, органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом, звуком, которое вытекает из смысла постановки.
То же относится и к понятию «звуковые эффекты». Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств эха, пролета самолета, прохода поезда, эффекта реверберации т. д. и т. п. осуществляется не просто ради эффекта, как в кино, а для достижения художественной правды спектакля.
Под звукорежиссурой драматической постановки следует понимать творческую организацию ее музыкального и шумового оформления.
Начиная с 30-х годов в театрах стали использовать звукотехнику — микрофоны, усилители, громкоговорители. Однако становление звукотехники в театре происходило не сразу — слишком труден был не только технический, но, пожалуй, в большей степени психологический переход от столетиями установившегося звучания театрального оркестра и шумовых аппаратов к звучанию громкоговорителей.
В 1931 году при постановке во МХАТ «Мертвых душ» было решено усилить звучание оркестра с помощью микрофона. Станиславский принял это предложение более чем скептически: «Это чудовищно… Николай Васильевич Гоголь, «Мертвые души» и радио». Первая проба произвела на всех удручающее впечатление, и это не удивительно, учитывая звукотехнику тех дней.
Качественное усовершенствование звукотехники и централизованное оснащение ею театров, проведенное в последнее десятилетие, позволило организовать музыкальное и шумовое оформление
на совершенно новой технологической основе.
Некоторые театры отказались от оркестра, и сейчас драматический актер все чаще играет под музыкальную фонограмму, а не так, как было недавно, когда оркестр подстраивался под актера. Существенно упростилось шумовое оформление, появилась возможность отказаться от громоздких и не всегда совершенных аппаратов для получения сценических шумов. Отпала надобность в бригаде шумовиков, составлявшей до недавнего времени непременную часть театрального организма.
Стало возможным использовать новый прием звукового оформления — воспроизводить в сценическом действии заранее записанную речь и использовать микрофонную технику.
Все это существенно расширило творческие возможности режиссера в художественном оформлении спектакля.
Звукорежиссура — неотъемлемая составная часть общей режиссуры спектакля, и поэтому в первую очередь ею занимается сам постановщик. Однако вопросы звукорежиссуры спектакля тесным образом связаны со звукотехникой. Это определило появление в театре нового творческого работника — театрального звукорежиссера.
Если работа режиссера и музыканта над музыкальным оформлением имеет устоявшиеся традиции, то профессия театрального звукорежиссера еще только складывается, и поэтому круг творческих вопросов, которыми он должен заниматься, еще четко не определен. Но, несмотря на это, все же можно сказать об основных его задачах:
- организация музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера и композитора;
- запись шумов, речи и музыки;
- звуковое сопровождение спектакля с помощью звукотехники.
Реализация творческих замыслов режиссуры и музыкальной части требует от звукорежиссера не только знания технических особенностей звукотехники, но и определенной творческой подготовки. Другими словами, театральный звукорежиссер должен объединять в себе как творческого работника, так и техника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения.
Театральный звукорежиссер может и не быть профессиональным музыкантом, но он должен обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества того или иного композитора, дирижера, музыканта, вокалиста.
Необходимо сказать, что человек, лишенный природных музыкальных способностей, никогда не сможет стать профессиональным .звукорежиссером.
Звукорежиссер должен в совершенстве владеть всеми техническими средствами, используемыми для звукового оформления спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи.
Почему звукорежиссура это сложно?!