Основные течения голландского анабаптизма

7.1.1. Мельхиор Гофман. Непосредственно история анабаптистов в Нидерландах начинается с Мельхиора Гофмана. В прошлом лютеранского проповедника в Прибалтике и Швейцарии, приблизительно в 1527 году он пришел к новому пониманию причастия и отказался от учения Лютера о консубстанции в пользу символического его значения. Свои воззрения на этот счет он написал в книге “Содержание и исповедание причастия” [22, c.180]. В Страсбурге, сблизившись с крещенцами, бежавшими из Швейцарии и Южной Германии, он принял крещение и в Голландии развернул кипучую деятельность, в результате которой появилось множество общин.

Хилиастическое учение Гофмана было мирным продолжением линии ярко выраженной у Мюнцера. И это было главной отличительной чертой его учения от учения швейцарских братьев. Кроме того, он допускал произнесение присяги, в исключительных случаях принятие воинской повинности [22, c.182].

Анабаптисты Голландии не имели одного, для всех общепринятого учения. Последователи Гофмана часто не придерживались догматов своего учителя, и в Амстердаме, например, существовала умеренная община крещенцев во главе с Кампленом, который не придерживался взгляда хилиастов. Но были и общины с ярко выраженным хилиастическим учением и даже с учением, в котором содержались революционные элементы. В этой связи нужно выделить мюнстерскую общину. Мюнстерская община оставила глубокий след в истории Европы, служащий клеймом для всего анабаптизма, поэтому следует указать на некоторые моменты их учения.

7.1.2. Мюнстерские анабаптисты. У мюнстерцев хилиастическое учение приобретало самые причудливые оттенки, так как они считали себя “Богом избранным” народом, который должен приготовить землю для пришествия Христа, избавив ее от неправды, неравенства и зла [45, c.42]. По их мнению, Христос, придя, установит на земле Свое Царство. И потому, по сути, учения о церкви у них не было, они больше рассуждали о царстве Христа, в которое войдут справедливые и честные люди, к которым они причисляли себя.

В том, что касалось таинств крещения и евхаристии, догматов о телесной субстанции Христа, отношения к священному преданию, мессе, почитанию святых и иерархии и некоторых других моментов, то они совпадали с догматикой швейцарских братьев. Отличия были в том, что швейцарские анабаптисты считали основой своего учения Новый Завет, а мюнстерцы Ветхий Завет и поэтому акценты в своем богословии они расставляли по-иному. Отличительным было также и учение о “Тысячелетнем царстве”. В противоположность швейцарским анабаптистам, мюнстерцы придавали большое значение Божественному откровению, т. е. непосредственному общению “избранных” и их “пророков” с Богом. Как ни странно, но их теория насилия вытекала из рассуждения, которое можно свести к тому, что они должны помочь Всемогущему, Святому Богу расправиться со злом.

7.1.3. Раскол анабаптизма. После поражения анабаптистов в Мюнстере, влияние тех, кто внутри анабаптистского движения выступал на евангельских позициях против применения насилия, возросло. Среди анабаптистов началась борьба направлений. Дело шло к взаимному отчуждению. И это стало очевидным на съезде их руководителей в Бохольте. Его созвали в 1536 г. для того, чтобы преодолеть разброд и попытаться сохранить движение единым. Но этого не удалось сделать. Большинство главных фигур, таких, как Менно Симонс, Оббе и Дирк Филлипсы и представители мельхиоритского Страсбурга, не присутствовали на нем [22, c.328].

После съезда раскол анабаптистов стал совершившимся фактом. Главными направлениями, заступившими на место анабаптизма в его прежнем виде были: батенбургцы, меннониты, давидорийцы. Между ними растеклись мюнцерцы, переставшие существовать как самостоятельное течение.

Батенбургцы последователи Иоанна Батенбурга. Он претендовал на роль преемника Иоанна Лейденского, призванного восстановить на земле Царство Христа посредством силы. Согласно учению Батенбурга, “время пощады язычникам истекло”, и тем, кто не подчинился гласу Божьему, отныне уже закрыт путь к переходу в число “избранников Господних”. Поэтому надлежит приступить к безжалостному истреблению неверных, жизнь и имущество которых отданы Богом Своим избранникам. Для этого применять любые средства: убийства, поджоги, грабеж и все прочие способы насилия. Крещение прекратить, а тех, кто впредь пожелает присоединиться к “избранникам Божиим”, принимать не в качестве равноправных братьев, а как подвластных братенбургцам слуг.

Давидорийцы последователи Давида Йориса, в прошлом дельфтийского купца. По Йорису, в истории спасения примечательны три личности, носящие имя Давид. Это в первую очередь Давид, сын Иессея. Затем Иисус Христос, Сын Давидов. И, наконец, третий Давид – он сам, Давид Йорис! На нем покоится Дух Христа. Он приведет к победе народ Божий. Йорис резко выступал против догматизма. Писание нельзя принимать буквально, ибо “буква убивает, а дух животворит!” Он старался избежать преследований, даже ценой собственных убеждений. Сторонники Йориса крестили своих детей, если они таким образом могли избежать преследований.

Меннониты

Менно Симонс персонифицировал непротивленческое направление анабаптистов. Конец 30-х и 40-е годы XVI века были временем организационного укрепления, количественного роста и географического распространения меннонитства. Наибольших успехов его последователи добились в Голландии, Фландрии и Брабанте, а за пределами Нидерландов в Восточной Фрисландии и Северной Германии. Община меннонитов в этот период быстро росла, вовлекая в свои ряды членов распадающихся прежних анабаптистских общин.

О темпах роста говорит хотя бы тот факт, что ближайшим помощником Менно Симонса Лесмартом Баувенсом в течение немногих лет было крещено 10 тысяч человек. Вместе с количественным ростом в это время формировались меннонитские общины, организованно противопоставлявшие себя католической церкви и остаткам революционного анабаптизма. Оттачивались формулировки богословских доктрин и социально-политической программы, которые документально оформлялись в различных трактатах. Всю эту организаторско-проповедническую деятельность возглавил Менно Симонс. Его перу принадлежит главное богословское сочинение меннонитов: “Основы христианского учения”, написанное в 1539 году [22, c.329]

7.2.1. Богословие Менно Симонса. Менно Симонс много писал о Слове Божьем и Его силе, но, как пишет Герцог, определить, какими именно словами Менно определял богодухновенность Слова Божьего, тяжело, “поскольку нигде не представлен его взгляд на авторитет, природу и значение Библии” [43, c.272]. Известно, что Евангелие являлось для него единственным правилом веры и поведения, по отношению к нему он был явным идеалистом. И это видно во всех его работах. Он основывал свою догматику на Новом Завете, а Ветхий Завет часто использовал для иллюстрации того или иного догмата.

Учение о Боге. Еще и сегодня многие полагают, что Менно Симонс и его последователи отказались от догмы о триедином Боге. Так например, подчеркивают, что текст 1Ин.5.7 в ранних переводах, которыми пользовались меннониты, отсутствовал; а в Библии Бисткенса, которая пользовалась у них большим авторитетом, заключен в скобки. Однако эти утверждения безосновательны. У Менно Симонса есть работа “О Триедином, Вечном и Истинном Боге: Отце, Сыне и Святом Духе”, написанная в 1550 г. В ней Менно дословно цитирует упомянутый стих. Учение о Боге Менно Симонса совпадало с учением реформаторов с тем отличием, что, признавая Божий суверенитет в отношении человека он не делал большого акцента на предопределении. В отношении воплощения Христа он подчеркивал, что Христос через чудодейственное воздействие Святого Духа принял в Марии плоть. Однако не от Марии Он как “Слово”, Которое было Духом, только прошел через тело Марии и стал плотью, но не является ее творением. Ведь Слово не приняло плоть, а “стало плотью”. Очевидно, Менно не мог себе представить, как Христос мог стать обыкновенным человеком по натуре и не запятнать Себя при этом человеческим грехом. Это еще совершенно не значит, что Менно отрицал человеческую природу Христа. Разве мог бы он в таком случае указывать на необходимость словом и делом следовать Христу? Просто он не был ученым богословом, а остался простым проповедником. Относительно учения о Святом Духе Менно говорит следующее:

“Святой Дух – Личность! По сущности Своей Он не может быть отличен от Отца и Сына. Он ведет нас дорогой правды, очищает, успокаивает, наказывает и радует нас. Он сообщает нашему духу, что мы дети Божии. Отец, Сын и Святой Дух едины, как солнце, свет и тепло. Они Трое по числу и Едины по сущности. Их можно различить, но нельзя разлучить”.

Антропология и сотериология.Мнение Менно Симонса о первородном грехе и падшей греховной природе человека совпадало с мнением по этому вопросу швейцарских реформаторов. По вопросу спасения существовали разногласия между его мнением и мнением реформаторов, хотя он признавал оправдание по вере, но настаивал еще и на том, что у спасенного человека должны быть добрые дела. Его вера должна подтверждаться делами, иначе эта вера мертва. То есть, не одна вера и только она спасает, как по Лютеру, а вера и дела веры. В вопросе предопределения Менно не был сторонником двойного предопределения. Он считал предопределение всеобщим.

Эсхатология. Меннониты возвращали Царство Христа (Царство Небесное) на небо, не имея желания восстанавливать его здесь, на земле. Они верили и ждали Второго пришествия Христа, но не для установления террора для грешников на земле, а понимали этот вопрос с духовной стороны; Христос должен был прийти за церковью, Невестой Христа для того, чтобы взять ее на небо. И потому церковь должна приготавливать себя к этой встрече. О времени второго пришествия Христа знает только Бог.

Социальное поведение у меннонитов соответствовало поведению швейцарских братьев с той только разницей, что меннониты допускали самозащиту, тогда как швейцарские анабаптисты были полностью непротивленцами.

7.2.2. Учение о церкви. В целом, главным вопросом у крещенцев является учение об общине как братстве верующих. У последователей Менно, как и у швейцарских анабаптистов, конгрегационно-пресвитерианский тип общины. Служению общине подчинялось все: время, деньги, труд, здоровье. Преданность общине была для них равнозначна преданному служению Богу. Церковь Менно Симонс ставил превыше всего. Он говорил во время своей болезни, приковавшей его к смертному одру: “Ничто на земле не было так ценно для меня, как церковь” [43, с.285]. В течение 25 лет он путешествовал по Голландии и северной Германии, основывая и утверждая общины верующих, в которых они могли бы иметь общение друг с другом и совершать свою миссию в мире. Менно много писал общине, особенно можно отметить работу “Простой и понятный ответ на письмо Гелиуса Фабера”. Суть общины по учению Менно Симонса: “Община Христа это собрание богобоязненных и общество святых”. Однако это не указывает на непогрешимость и совершенство верующих.

Менно пробовал установить разницу между истинной общиной и лжецерковью. Следующие пункты указывают на его понимание истинной церкви.

  1. Где верно и чисто проповедуется Слово Божие.
  2. Где правильное евангельское толкование и проведение крещения и хлебопреломления.
  3. Где послушное исполнение Священного Писания или христианская благочестивая жизнь.
  4. Где сердечная, искренняя любовь к ближнему: “Где искренняя, братская любовь… с плодами любви, там община Христа”.
  5. Где открыто признают себя сторонниками Иисуса Христа.
  6. Где преследование и гонение за веру. Истинная община на земле это “экклесия крусис”, община у креста.

Но в среде анабаптистов были и другие мнения о церкви. В 1539 году Оббе Филипс, один из руководителей крещенцев, покинул братство. Он надеялся, что крещенцы будут довольствоваться богослужением в “простоте духовной”. А тут вдруг образовалась церковь, распределялись задания, разрабатывались правила и уставы общины. Он никак не связывал спасение с организованной общиной. Оббе выбрал путь спиритуалистически окрашенного индивидуализма, община для него имела второстепенное значение. Но, к счастью для крещенцев, он не нашел много последователей в их среде [2, c.43].

Крещенцы не занимаются отвлеченным философствованием о незримой церкви, их интересует восстановление новозаветной общины. В этой общине нет места закоренелым грешникам, пьяницам, скрягам, ростовщикам. Иначе она не была бы братством богобоязненных. Но свою праведность они ищут исключительно в распятом Христе.

Дисциплина. Для того, чтобы исключить отрицательное влияние нежелательных элементов на библейский характер общины, применялось отлучение. Закоренелых грешников, спорщиков и лжепророков исключали из общины. Первая книга “Об отлучении” вышла в 1541 г. В 1550 г. Менно выпустил “Ясное наставление и письменное указание об экскоммуникации”. Условия отлучения у меннонитов схожие с условиями швейцарских братьев по этому вопросу. За исключением того, что меннониты считали, что нужно сторониться исключенного супруга супругу, который остался верен. И этим разрывались семьи. Когда Менно Симонс попытался прекратить такую практику, Ленарт Баувес и Дирк Филипс пригрозили Менно отлучением. И Менно был вынужден поддержать их в этом вопросе.

В 1557 г. в Страсбурге состоялся съезд крещенцев, в котором приняли участие более 50-ти пресвитеров и проповедников из Моравии, Швабии, Эльзаса, Швейцарии, Вюртемберга и Брайсгау. Они единодушно отклонили практику отлучения в Нидерландах и граничащих с ними северогерманских землях. В приветливом письме они информировали об этом Менно; одновременно в письме высказывалось пожелание, чтобы братья в Нидерландах при отлучении не нарушали отношений между супругами, поскольку это принесет больше вреда, чем пользы. Год спустя выходит в свет ответ Менно: “Основательные поучения… об экскоммуникации”. Судя по его содержанию, Менно строго придерживается отлучения и сторонения.

***

Менно Симонс не был ни инициатором, ни основателем анабаптистского движения; оно уже существовало, когда он в 1536 году примкнул к нему. Однако, в значительной степени благодаря ему, в Нидерландах и северной Германии это движение не исчезло бесследно. Во многом благодаря заблуждениям мюнстерцев и фанатов, правительство не могло терпеть анабаптистов и преследовало их. Народ также старался держаться от них подальше. И в это нелегкое время Менно Симонс нес служение пресвитера. В том, что крещенство в Голландии не было искоренено, большую роль сыграло личное мужество Менно и его умелое руководство этим движением. Он полностью посвятил себя общине, назначал пресвитеров, распределял обязанности, основывал новые общины, проводил крещения и причастия, а также еще многое другое по организации общин.

Догматика Менно Симонса не была оригинальной, все свои убеждения он старался основывать на Слове Божьем. Он просил у Бога дать ему “мудрости, моральной силы, искренности и мужества, … не искажая проповедовать Его великое, достойное поклонению Имя, Его Святое Слово”. Он не блистал талантами и не был выдающимся богословом, его мысли и его сочинения затрагивают скорее сердце, чем ум. Сильной стороной его была та трогательная верность, с которой он служил братству. В миру ему все представлялось в серых тонах по отношению же к Евангелию он был явным идеалистом. Ведь Евангелие противопоставляет человека Иисусу Христу, Который освободил его от безнадежности и бессмысленности жизни без Бога [2, с.86]. Доктор С.Генри Смитт, профессор истории в Буфтоне, говорит:

“Задача Менно Симонса была во многих отношениях трудней, чем основать государственную церковь (подобно Лютеру, Цвингли и др. реформаторам). Его взгляд выше объединения церкви и государства и выше расчета на поддержку сильной руки светских сил. Менно, напротив, призывал силе любви и простоте евангельской истины, и этого достаточно, чтобы утвердить постоянство истинной церкви. Менно и его единомышленники на столетия опередили основные великие религии своих дней и гражданская свобода, которая сегодня в Америке и на большой территории просвещенной Европы, представляет теперь религиозную терпимость, отделение церкви от государства и стремится по крайней мере к универсальному миру. И поскольку мир растет посредством этих основных великих истин, место Менно Симонса, как пионера, будет становиться все более и более точным” [Greet Reformators. London 1971. p.362].

Выводы

1. Реформация принесла большие изменения в религиозное мышление Западной церкви. И вместе с тем, она повлияла на сознание в культурном, социальном и политическом плане всего западного общества и всего мира. Реформаторы, какими бы одаренными они ни были, не смогли бы силой своих способностей и интеллекта сделать ничего подобного. Ведь они сделали не так уж много – вновь открыли Слово Божие для народов Европы и указали в нем на любящего Бога и единственный путь к Нему через веру в Иисуса Христа, – все остальное сделало само Слово Божие.

“Вновь открыв Слово”, лидеры Реформации увидели несостоятельность существующей на то время церкви, и считали своим призванием от Господа открывать людям истинный смысл этого Слова. Поэтому перед ними остро встал вопрос о преобразовании старой церкви в новую, евангельскую, в которой каждый мог бы найти Бога через веру, в которой Его Слово стояло бы в центре решения всех вопросов веры и жизни. Начался активный поиск альтернативной церкви. Это было время активного развития учения о церкви в истории богословия.

2. Взгляды реформаторов на природу церкви различались по некоторым доктринам, что, в конечном счете, послужило тому, что возникло несколько направлений протестантской Реформации. Начало развития реформаторских церквей происходило в борьбе противоречивых экклезиологических и богословских взглядов.

3. О Реформации церкви нельзя судить по результатам, которые были достигнуты при первых двух поколениях, т.к. в этом период процесс реформирования был полон противоречий и перегибов, связанных с неакадемичностью подходов в решении спорных богословских вопросов. В этот период еще не определилась полностью богословская экклезиологическая мысль, еще не существовало стабильности церковной концепции внутри главных направлений реформаторской мысли.

4. Лидеры Реформации, Лютер и Цвингли не контролировали развитие церкви в ранний период реформ. Собственно, они даже не видели в этом необходимости до тех пор, однако, пока инициативу в этом процессе не проявили радикалы. И это обстоятельство, по-видимому, явилось причиной нарушения естественного хода развития церковных реформ. В связи с этим выводом существует заслуживающее внимания противопоставление:

Лютер (государственная церковь) – Мюнцер (радикалы);

Цвингли (городская церковь) – швейцарские анабаптисты.

Лидеры магистрской Реформации противопоставляли свое учение учению своих радикальных оппонентов. И этим вносился искусственный элемент в их учение. В таких противоречиях, по сути, началось развитие церквей протестантской Реформации.

Интересно, что, как таковые, противоречия исчезают уже во втором поколении реформаторов, но сама идея борьбы различных направлений в экклезиологии остается и развивается вместе с развитием церковных догм. Уже во втором поколении реформаторы не занимались увещеванием друг друга или поиском компромиссов. В последующих поколениях чаще всего разногласия приводили к непринятию одним другого, как того, кто составляет тело Христово вместе с истинной церковью Христа.

6. Относительно крещения по вере – главного пункта разногласий между магистрскими реформаторами и анабаптистами, – я нахожу, что при всех своих аргументациях, действия “великих реформаторов” были непоследовательны. Как Лютер, так и Цвингли вначале проявляли некоторую нерешительность в этом вопросе, но потом, не представляя себе продолжения реформ без поддержки магистрата, что само по себе может рассматриваться как отступление от евангельской позиции (Мф.22.21), они полностью отказываются от библейского крещения по вере в сознательном возрасте (Мф.28.19), так как личная вера, которой они отводили важное место в прощении грехов, а следовательно и в спасении, и крещение детей всегда будут в противоречии.

7. В таинствах магистрские реформаторы видели, помимо выполнения заповедей Господних, их важное значение как средств, с помощью которых можно достичь единства всей церкви. Крещенцы подчеркивали в таинствах первостепенную важность личного общения каждого, посредством веры, с Иисусом Христом, а потом, вследствие этого, указывали на духовное единство верующих друг с другом.

8. В отношении учения о природе церкви следует сказать, что магистрские реформаторы разделяли Вселенскую церковь (Евр.12.22-23) и поместную (Деян.2.46). По мере приобретения опыта, замечается общее стремление, у Кальвина и Цвингли показать связь между видимой церковью и невидимой. Лютер, напротив, вначале не делал акцент на отделении одного понятия от другого, а впоследствии учил о “двух царствах”.

Крайние анабаптисты много не рассуждали о природе церкви, они указывали на одну истинную общину, члены которой при пришествии Христа составят гражданство Его царства на земле. Меннониты и швейцарские братья возвращают царство Христа на небо, не ставя целью восстанавливать его на земле. Они не философствовали о природе церкви, их больше заботило то, как содержать церковь Христа в чистоте до времени Его Второго пришествия, чтобы Он мог взять Свою невесту, церковь, на небо (Мф.25.10).

9. В отношении миссии церкви все реформаторы были едины в том, что главная ее цель – проповедь Слова Божьего (только анабаптисты-спиритуалисты понимали это Слово, как продолжающееся откровение, что является неприемлемым для церквей евангельско-баптистского братства, поскольку об этом не указано в Писании), поклонение Богу и прославление Его на земле. Магистрские реформаторы видели задачу церкви еще и в решении социальных проблем общества. Анабаптисты делали акцент на средства воспитания, с помощью которых церковь содействует духовной чистоте и духовному росту своих членов.

На мой взгляд, в церквах евангельско-баптистского братства важно, отдавая приоритет основному служению церкви, принимать участие и в решении социальных вопросов, указывая тем самым на Христа как на “Доброго самарянина”.

10.Для магистрских реформаторов служителем церкви являлся призванный Богом человек, но только в том случае, если его призвание подтверждалось церковью во главе со служителем. В большей мере это положение справедливо для меннонитов. Для анабаптистов-спиритуалистов вполне достаточно было только внутреннего призыва. Такой принцип призвания противоречит Евангелию, так как не соответствует устройству церкви, указанному в 1Кор.12.28-29. Магистрские проповедники получали жалование, как государственные чиновники, и Лютер даже допускал назначение проповедников городскими властями. У анабаптистов проповедники не получали жалования и служителем Слова мог стать практически каждый член церкви.

11. Границы церкви определялись для магистрских реформаторов “географически”, то есть житель определенной местности принадлежал к находящейся там церкви. Разумеется, такой принцип не может рассматриваться как евангельский, потому что Писание не знает иного принципа в определении границ церкви, как только принципа созидания “дома духовного” (1Пет.2.5). Но, вместе с тем, границы церкви определяла еще и церковная дисциплина – отлученный от причастия не входил в число членов церкви. У Лютера возможность отлучения оставалась только в теории. Анабаптисты указывали, что в церковь входят только спасенные, то есть крещенные по вере, истинно верующие, живущие в чистоте и святости. Для поддержания чистоты церкви они строго применяли отлучение.

12. Богослужение в церквах протестантской Реформации отличалось от католического своей простотой. Главное место в нем отводили чтению и толкованию Слова Божьего (у крайних радикалов Писание играло второстепенную роль после личного откровения). Богослужение служило для возвещения Евангелия, для научения и исправления в Нем, для поклонения Богу в молитвах. В государственных церквах читались заученные молитвы, например, “Отче наш”, при участии всех одновременно. Крещенцы практиковали общение с Богом через личную молитву, подобно тому как Лютер учил в работе: “Как я молюсь” [52].

13. Говоря об отношении церкви и государства, следует отметить, что “великие реформаторы” опирались на поддержку властей в проведении церковных реформ. Но представления о степени зависимости от магистрата у них были разные. Если Лютер ставил церковь практически в полную зависимость от властей, то Кальвин был против вмешательства магистрата во внутренние дела церкви и только был согласен получать поддержку от сильной его руки. Анабаптисты же выступали за полное отделение церкви от государства (правда, для крайних радикалов община отождествлялась с государством, руководителем которого должен являться Сам Христос). Анабаптисты не принимали воинской повинности и не шли на государственные должности.

Приложение 1

ТЕЗИСЫ,

представленные Цвингли в 1523 г.

  1. Ошибаются и богохульствуют те, кто не придает значения Евангелию, если оно не подтверждено церковью.
  2. Содержанием и сущностью Евангелия является то, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий, давший нам возможность знать Небесного Отца и посредством Своей безгрешности избавивший нас от смерти и примиривший нас с Богом.
  3. Отсюда, Иисус Христос – единственный путеводитель к спасению для всех, кто когда-либо был и будет.
  4. Кто ищет или указывает другой путь, намеренно ошибается, тот убийца душ и тать.
  5. Следовательно, все, кто рассматривает другое учение как равное или превосходящее Евангелие, заблуждаются и не ведают, чем является Евангелие.
  6. Ибо Иисус Христос есть Путеводитель и Наставник, обещанный Богом для всего человечества, чердз Кого было исполнено обетование.
  7. Он есть вечное спасение и Глава всех верующих, которые суть Его члены (ибо Его человеческое тело умерло) и без своего Главы мертвы и бессильны.
  8. Отсюда следует во-первых, что все, кто обитает под Главой (т.е. Христом) являются членами и детьми Божьими, затем, церковь и община свята и составляет невесту Христову (eklessia catholica).
  9. Таким образом, как члены тела не могут действовать без контроля головы, так никто в теле Христа ничего не может делать без своей Главы – Христа.
  10. У человека, чьи члены пытаются делать что-либо без его головы, повреждают себя; также, когда члены Христа предпринимают что-то без их Главы, Христа, они поступают глупо, ранят и жгут себя, нарушая закон. Наша праведность и наши дела настолько имеют значение, насколько они принадлежат Христу, а насколько они наши, настолько они не хороши и недобры.
  11. Если кто-нибудь хочет слышать истину, он может научиться ясно и просто воле Божьей и Его Духом быть приведенным к Нему и стать новым, измененным человеком через Него.
  12. Так что все христиане должны быть прилежны в том, чтобы только Евангелие Христа было проповедуемо повсюду.
  13. Ибо на веру возлагается наше спасение и в неверии наше осуждение; ибо вся истинна есть в Нем.
  14. Христос – Единый и Вечный Первосвященник; поэтому те, кто выдает себя за таковых, посягают на честь и славу Христа.
  15. Христос, принесший Себя в жертву, служит вечной искупительной жертвой за грех для всех верующих; из этого следует, что месса – это не жертва, а воспоминание о жертве и утверждение спасения, которое Христос даровал нам.
  16. Христос – единственный Посредник между людьми и Богом.
  17. Бог даст нам во Имя Его (Христа), из этого следует, что мы после Его жизни и воскресения не нуждаемся в посреднике, кроме Него.
  18. Утверждение, что благодать зависит от причащения – это выдумка.
  19. Все предания неприемлемы.
  20. Упражнения в покаянии есть предписание преданий и ничуть не могут помочь в спасении.
  21. Никакой христианин не обязан делать того, что не повелено Богом.
  22. Он может употреблять любую пищу в любое время.
  23. Ничто так не противно Богу, как лицемерие; из этого следует, что всякое стремление показать себя перед людьми есть преступление, поэтому должны быть уничтожены монашеские рясы, клобуки, значки, тонуза.
  24. Все люди суть братья Христовы между собой. Поэтому они никого на земле не должны поставлять себе отцом. Вследствие этого уничтожаются секты, ордена, общества.
  25. Все, что Бог позволил и не запретил, – хорошо; из этого следует, что брак позволителен всем людям и те духовные, которые, чувствуя, что Бог им не дал дара чистоты, все-таки не женятся, – грешат.
  26. Отдельный человек не может наложить на другого отлучение а только церковь, т.е. совокупность всех лиц, между которыми живет заслуживающий наказание, вместе с их епископом, т.е. священником.
  27. Отлучению может быть подвержен тот, кто служит причиной нанесения ущерба обществу.
  28. Не должно применять никакого принуждения к тем, кто не признается в своем заблуждении, разве что они угрожают нарушить мир в огромных размерах.
  29. Духовная власть не имеет никакого основания в учении Христа.
  30. Тогда как юрисдикция и авторитет светской власти подтверждаются учением и действиями Христа.
  31. Все права и покровительства, на которые претендуют духовные авторитеты, должны принадлежать светскому правительству, которое их и обеспечивает.
  32. Последнему все христиане обязаны повиноваться.
  33. Если правительство не требует ничего противного Богу.
  34. Все законы правительства должны соответствовать Божественной воле, так чтобы защищать угнетаемых, даже если те и не жалуются.
  35. Только правительство имеет право приводить в исполнение смертный приговор без призвания на себя гнева Бога, но только над теми, кто нарушает общественный порядок.
  36. Если же светская власть поступает против законов Христа, то с помощью Божьей ее следует сместить.
  37. Я не знаю большей неприятности, чем когда священникам не позволяют брать себе законных жен, тогда как многие из них имеют сожительницу, если они платят пеню.
  38. Бог один прощает грехи, и только ради Иисуса Христа, Сына Своего.
  39. Поэтому те, кто присваивает эту власть человеку, посягают на честь Божью и совершают святотатство.
  40. Из этого следует, что священник, исповедующий грешника, не может отпускать ему грехи, а может только дать совет.
  41. Эпитимии, наложенные людьми, не смывают греха, а лишь служат для устрашения других. Кто придает покаянным делам то, что принадлежит только Христу, тот бесчестит Бога.
  42. Тот, кто разрешает от грехов за деньги, делает себя виновным в грехе Симона и Валаама, и есть настоящий посланник дьявола.
  43. Священное Писание не говорит ничего о чистилище после смерти.
  44. Только одному Богу известна участь умерших.
  45. Чем меньше Бог позволил нам знать в этом отношении, тем меньше нам следует пытаться проникать в это.
  46. Я не отвергаю человеческую молитву Богу для того, чтобы проявилась благодать к воздержанию, но устанавливать ее сроки и время это не человеческое, а демоническое.
  47. Священному Писанию чужд тот характер, который приняло духовенство в последнее время.
  48. Священное Писание признает лишь тех священников, которые возвещают Слово Божие. Стремление духовенства оправдать свою любовь к роскоши, пристрастие к богатству, почестям и званиям являются причиной распрей в церкви.
  49. Духовные власти должны скорее смириться и воздвигнуть крест Христов, иначе их погибель близка: секира лежит у корня дерева.
  50. Если кто желает обсудить со мной вопросы относительно десятины, крещения детей или конфирмации, я готов отвечать.
  51. Приложение 2

СЕМЬ СТАТЕЙ,

принятые как исповедание веры швейцарских анабаптистов в 1527 г.

  1. Крещение должно быть преподаваемо людям, которые раскаялись в своих грехах и поверили в Христа, кто провозглашает новый путь жизни, кто “идет в воскресение”, кто в самом деле желает быть крещенным
  2. Перед хлебопреломлением (Вечерей Господней) участвующие должны “испытывать себя”; братья или сестры, сбившиеся с христианского пути любви, святости и послушания, должны предпринимать специальные усилия для того, чтобы избавиться от некоторых форм греха. Тех, кто находится во грехе, дважды предупреждать; затем, если грешник не оставляет грех, он должен получить публичное внушение перед общиной; если он продолжает упорствовать в своем грехе исключать.
  3. Участвовать в Вечере Господней может тот, кто приобщен к телу Христа через крещение. Верующие должны оберегать себя от грешных путей мира, так как они соединены в “хлебе” (теле) Христа.
  4. Ученики Христа должны осторожно уклоняться от грехов, Христом отверженного мира. Они не могут иметь духовного общения с теми, кто отверг послушание вере. Существуют два класса людей: те, кто принадлежит дьяволу и живет во грехе, и те, кто избавлены Христом от злого пути жизни. Мы должны порвать со всяким грехом, и тогда Он будет нашим Богом и мы будем Его сыновьями и дочерьми.
  5. Каждая община истинных христиан нуждается в пастыре. Пастырь должен избираться в соответствии с тем правилом, которое оставил ап. Павел в Новом Завете. Пастырь читает Слово Божие, увещает, учит, предупреждает, предостерегает, дисциплинирует или исключает из общины, он председательствует в общине и преломляет хлеб. Если он имеет финансовые трудности, община должна поддерживать его. В случае, если его поведут путем мученичества, другой пастырь должен будет посвящен в “то же самое время”.
  6. (Статья, которая определяла взаимоотношения церкви и государства называется “Меч”). Меч – это служитель Божий “вне совершенного Христа” (церкви). Метод воздействия церкви на правонарушителей – только исключение. Ученики Христа должны быть совершенно непротивящимися насилию. Они не могут использовать меч, расправляясь со злом или защищая добро. Непротивящиеся христиане не могут занимать муниципальные и государственные должности. Они должны поступать, как Христос. Когда Его хотели сделать царем, Он отказался.
  7. По Слову Христа, христиане не могут клясться никакой клятвой. Ученики Христа – ограниченные создания, и они не могут сделать волос белым или черным.
  1. Приложение

ВЗГЛЯДЫ РЕФОРМАТОРОВ НА ПРИРОДУ ЦЕРКВИ

Протестантская Реформация: Разновидности протестантизма (7 из 9) | 1450-1750 | Всемирная история

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector