Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая появилась в 6 в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной древнего материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются его учитель и Демокрит Левкипп (V в. до н. э.).

Демокрит

Базой психотерапевтических воззрений этих философов был древний атомистический материализм. В соответствии с данной теории, все существующее складывается из двух начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота).

Атомы — небольшие субстанции, неделимые и недоступные эмоциям, различающиеся по форме, подвижности и величине. Все вещи образуются из составляющих их атомов.

Так именуемые чувственные качества — цвет, вкус и т. п.— Демокрит не приписывал атомам. Эти качества появляются в людской восприятии и являются продуктом соединения атомов.

Эпикур.

Эпикур, следовавший Демокриту и принимавший его совокупность за ее естественность, думал, что и чувственные качества кроме этого существуют объективно. Он приписывал атомам вес, потому что нужно, сказал он, дабы тела двигались в силу тяжести. Эпикур внес в ядерное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их перемещение происходит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур растолковывает происхождение мира как следствие столкновения атомов.

Стоики

Новые моменты в древний атомистический материализм внесли стоики. Они создали учение о стадиях эволюции мира. На начальной стадии существуют лишь узкие частицы — атомы огня. Вселенная воображает целой разум. Позже начинается перемещение к отяжелению.

Образование мира стоики разглядывали как превращение начального огня в парообразную массу, из которой после этого образуются сперва неживая природа, после этого растения, животные и, наконец, человек. Через некое время начинается обратный процесс, в то время, когда все возвращается к началу, опять преобразовывается в огненный пар. Всемирный цикл завершается. Позже направляться новое образование мира, и в нем все будет происходить по тем же законам, пока все опять не будет стёрто с лица земли. Жизнь мира складывается из мировых циклов, каковые вечно повторяются. Так, над миром властвуют два начала: закономерность, с которой следуют уничтожение и возникновение, и рок либо будущее как их проявление в единичной людской судьбе.

Учение о душе в древнем материализме

Демокрит

Демокрит осознавал душу как обстоятельство перемещения тела. Душа материальна и складывается из самых небольших круглых, ровных, неординарно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и пламя, складывается из этих атомов: она — это атомы огня по активности и своей форме. В то время, когда небольшие частицы попадают в тяжелые, они потому, что по собственной природе ни при каких обстоятельствах не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в перемещение, становясь душой этих тяжелых тел. Так, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе перемещения в материальном смысле как пространственное перемещение. В то время, когда сложные тела распадаются, тогда мелкие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. В то время, когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, каковые находятся в солидном числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть отечественной души. Так, душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Демокрит думал, что душа в собственности всем, кроме того мертвому телу, но лишь у него мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу.

Заболевание — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов значительно уменьшается. В органах эмоций небольшие атомы ближе всего к внешнему Миру, исходя из этого они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию.

Органом добропорядочных страстей есть сердце, вожделений и чувственных желаний— печень. Так, Демокрит дает естественное познание души.

Душа выступает продуктом организации тела, а не есть изначальным принципом. Она не существует вне тела. Ограниченностью взоров Демокрита есть количественный принцип, не разрешающий отличить психологические процессы от материальных. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит вычисляет ее телом, не смотря на то, что и особенным телом. Древнему материализму характерна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит показатель всякого материалистического учения о душе, но сама есть телом. Наряду с этим доводом в пользу материальности души помогает следующее рассуждение: в случае если душа движет телом, значит, она сама телесна, потому, что механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Эпикур

По Эпикуру, душу имеют лишь те существа, каковые смогут чувствовать.

Стоики

Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум у человека либо инстинкт у животных), от нее «происходит семь вторых частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи частей души составляют эмоции: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — эта пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз; слух — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до носа; вкус—это пневма, распространяющаяся от управляющей части до языка; осязание — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до поверхности вещей, которых возможно коснуться эмоциями. Из остальных частей одна именуется воспроизводящей; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Вторая часть — это то, что Зенон именовал голосом; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, других органов и языка речи. Управляющая часть помещается, как будто бы в мироздании в отечественной шарообразной голове». В учении стоиков о душе проявляется рационализм, характерный их мировоззрению в целом: разум есть ведущей высшей частью» души.

Учение о познании

Два вида познания

чувство (либо восприятие)

мышление

источником и Началом познания являются восприятия и ощущения. Они дают знания о вещах: чувство не имеет возможности появиться от несуществующего. Это верные знания, ощущения нас не обманывают.

Эпикур, —обращаться к эмоциям внешним и внутренним. Неточности появляются от вмешательства разума. Эпикур защищает теорию истечений, растолковывает, как происходит видение, слышание, чувство запаха и др. Он показывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

Демокрит именует чувственное познание чёрным родом познания. Восприятие рассматривалось как естественный физический процесс. От вещей отделяются — истекают — узкие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету. Они сущность формы либо виды вещей. Они летают в пространстве, попадают в органы эмоций, к примеру в глаз. Наряду с этим из глаза направляется встречный поток атомов души, каковые улавливают образы. Громадный образ ужимается до размеров, разрешающих войти в глаз. В то время, когда поток образов изнутри сливается с потоком, идущим извне,. воздушное пространство, находящийся между предметом и глазом, приобретает отпечаток, что отражается во мокрой части-глаза. Так, образ появляется без участия субъекта и; только улавливается им. «Видим же мы благодаря вхождения в нас идолов (образов)». Образы смогут восприниматься любыми частями тела, лишь в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы эмоций.

Стоики внесли последовательность новых моментов в учение об ощущении. «Стоики говорили: в то время, когда человек рождается, его управляющая часть души подобна странице папируса, готовому воспринять надписи. Именно на душе человек записывает каждую собственную идея, и его первая запись производится эмоциями». Постигающие представления, т. е. представления, «каковые у них считаются критерием всякого предмета», являются продуктом особенного процесса — каталепсии, предполагающего участие разума.

Продолжением ощущения есть мышление.

Демокритназывает его ярким родом познания, подлинным, законным познанием. Оно более узкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению, скрытый от него.

По Эпикуру, в отличие от ощущения мышление дает знание неспециализированного в виде понятий либо неспециализированных представлений, разрешает охватить большее количество частных явлений — в этом его преимущество если сравнивать с ощущением, которое дает единичное представление.

Для Демокрита, и Эпикура, и стоиков характерно такое познание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, не смотря на то, что они, непременно, различаются. Мышление — сходно с ощущением по своим механизмам: в базе того и другого лежит истечение образов от предметов.. «…мышление и Ощущение появляются благодаря того,. что приходят извне образы. Потому что никому не приходит ни одно чувство либо идея без попадающего в него образа».

Стоики различали внешнее и внутреннее мышление.

Внутренний разум — это свойство смотреть за соотношением вещей в ситуации и умение верно намечать соответствующее поведение. Образуется на базе восприятия.

Внешнее мышление, либо внешняя обращение—это речевое мышление, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение. В связи с выделением речевого — мышления стоики начали анализ слова как явления: языка.

Неприятность эмоций

Эмоции рассматривались в совокупности атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики.

Демокрит различал неудовольствие и удовольствие как показатели нужного и вредного. «Наслаждение… имеется состояние, соответствующее природе живого организма, а страдание— состояние, чуждое данной природе. страдание и Удовольствие являются критериями ответов, относительно того, к чему направляться стремиться и чего избегать». Целью судьбы Демокрит вычислял «хорошее спокойное размещение духа (эвтюмия), которое не тождественно с наслаждением, но такое состояние, при котором душа живет безмятежно и нормально, не раздражаемая никаким: страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо второй страстью». Это состояние достигается, в случае если сделать собственные наслаждения не зависимыми от преходящих вещей, по большому счету «от умеренности в гармонической жизни и наслаждении».

По Эпикуру, эмоции имеется некая помеха, и для удовлетворенного состояния нужно избегать душевных тревог. Одновременно с этим Эпикур утверждал, что целью судьбы есть наслаждение. Между этими высказываниями нет несоответствия. Под наслаждением Эпикур осознавал «не наслаждения распутников и не наслаждения, заключающиеся в чувственном удовольствии … но … свободу от душевных тревог и телесных страданий». Главными эмоциями, нарушающими самообладание духа, являются страх и страх смерти перед всевышними, от которых, якобы, зависит будущее человека.

Стоики смешивали чувствования и стремления в понятии аффекта и внесли солидной вклад в учение об аффектах.

Аффекты — это чрезмерные противоразумные и противоестественные перемещения души, которые связаны с неправильными представлениями о вещах. К отдельным аффектам они кроме этого использовали определение «неразумное», к примеру, желание — неразумное возбуждение, удовольствие — неразумное возбуждение, скорбь — неразумное душевное сжатие и др.

Стоики различали три стадии нарастания аффективного состояния:

1. Под влиянием внешних действий наступают физиологические трансформации в организме: аффекты, как и любое второе проявление души, телесны, без телесных трансформаций нет аффектов;

2. Непроизвольно наступает вывод о том, что случилось и как необходимо реагировать. Это психологический, но непроизвольный компонент;

3. Обязан вмещаться разум. Вероятны два случая:

а) разум не дает влечению сделаться аффектом, составляя суждение о ценности происходящего с позиций блага либо зла;

б) в случае если же разум не сильный либо отягчен простыми предрассудками, он увлекается к неправильному суждению, и тогда появляется аффект.

Так, не смотря на то, что аффект противоразумен, потому что находится в несоответствии с верными суждениями разума, собственный основание он имеет в разуме, в частности в неправильном суждении. Исходя из этого стоики и именуют страсть суждением. Быть либо не быть аффекту кроме этого зависит от разума. Исходя из этого, где нет разума, в том месте нет аффектов: у детей, животных, слабоумных, не смотря на то, что у них имеется естественные влечения. Эти влечения нельзя считать аффектами, потому, что нет их оценки и осознания. Следовательно, дает ли человек распорядиться собою разуму либо аффектам, зависит от него самого, а не определяется извне.

Аффект – неточность разума. Нужно не допускать данной неточности, и моральная задача, проповедуемая стоиками, сводилась не к смягчению аффектов, а к абсолютному их искоренению.

Полностью отрицательное отношение к аффектам с моральной точки зрения сочетается у стоиков с положением о наличии хороших страстей. Их три:

  • Радость: противоположна удовольствию и представляет собой разумное возбуждение
  • Осторожность: противоположна страху и представляет собой разумное уклонение (так, мудрец не пуглив, на осмотрителен)
  • Воля: противоположна жажде и представляет собой разумное возбуждение

Коротко о психологии мифологического и древнего периодов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector