Основные категории диалектики

Язык философии носит категориальный темперамент, это значит, что в его основе лежит совокупность терминов и понятий особенного свойства. Важнейшие из них именуются категориями.

Категория (от греч. kategoria – высказывание, обвинение, показатель) – понятие для обозначения отвлеченных от действительности и зафиксированных в языке самые общих и значительных черт исследуемого фрагмента действительности в любой совокупности знания.

Философская категория – понятие предельной общности, в котором отражаются универсальные характеристики действительности.

Необходимость для того чтобы предельно неспециализированного языка разъясняется тем, что философская рефлексия имеет дело со сложными, развивающимися системными объектами, исходя из этого в категориально-понятийном аппарате философии должны отражаться особенности мира и важнейшие грани как целого.

Категории философии формировались неспешно, по мере развития людской практики, абстрактно-логического мышления, самой философии. Современная философия оперирует громадным числом понятий и категорий. Среди них уже знакомые нам: материальное, совершенное, бытие, пространство, время, перемещение, развитие. Особенное место в совокупности философских понятий занимают категории диалектики. Они являются внутренне связанные пары, исходя из этого и именуются парными категориями. Из-за чего категории диалектики образуют пары? По причине того, что они отражают противоположные стороны целостных явлений, объектов, процессов.

Условно категории диалектики возможно поделить на две группы. Категории первой группы отражают закономерности в развитии объективной действительности, механизмы детерминации в ней. Это такие категории, как:

– следствие и причина;

– случайность и необходимость;

– действительность и возможность.

Категории второй группы отражают закономерности в развитии познавательной деятельности, т.е. гносеологические механизмы. К ним относятся:

– единичное, особое и неспециализированное;

– форма и содержание;

– явление и сущность.

Разглядим их подробнее.

следствие и Причина – философские категории, отражающие одну из форм общей связи и сотрудничества явлений. Под обстоятельством понимается явление, воздействие которого вызывает, определяет, изменяет, создаёт либо влечет за собой второе явление; последнее именуется следствием. К примеру, вращение Почвы около собственной оси есть обстоятельством ночи и смены дня; наличие в зерне полноценного зародыша есть обстоятельством появления ростка.

Проблему изучения многообразных связей между процессами и явлениями в мире в первый раз сформулировал Аристотель. Он выделил и обрисовал категории следствия и причины. В Новое время, благодаря удачам физики и механики, были установлены и изучены твёрдые причинно-следственные связи механического характера, при которых в случае если мы знаем обстоятельство, то с необходимостью можем угадать следствие. Эта концепция стала называться лапласовского детерминизма (от лат. determinо – определяю) по имени французского ученого П. Лапласа. Преимущества и недочёты лапласовского детерминизма раскрыл Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы». С одной стороны, концепция П. Лапласа отвергала религиозное познание причинности и утверждала научные правила изучения связи между явлениями. С другой – она имела ограниченный темперамент, поскольку распространялась лишь на один тип связей – механический.

Развитие науки продемонстрировало, что темперамент связи зависит от условий ее осуществления, от степени сложности совокупности. Так, Ч. Дарвин проследил генетические связи в конкретных условиях эволюции живых организмов. Позднее в физике элементарных частиц, квантовой механике был обнаружен новый, более универсальный тип связей на уровне микромира, где нереально конкретно угадать связи между следствием и причиной. Кое-какие ученые высказали предположение об отсутствии причинной обусловленности в мире. Подобная точка зрения стала называться индетерминизма. В современной науке интерес к изучению причинно-следственных связей не только восстановлен, но и взял дополнительный импульс в связи с развитием концепций и новых направлений в естествознании. К примеру, в синергетике актуализирована неприятность анализа случайных факторов в развитии системных объектов.

Разные нюансы, типы связей, характер зависимости и степень детерминированности явлений конкретизируют категории случайность и необходимость.

Необходимость – философская категория, отражающая закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой совокупностью и внутренней основой условий их происхождения, развития и существования. Необходимость возможно внешней и внутренней, динамической и статистической. К примеру, природной необходимостью есть смена времен года, определенное протекание химических реакций, обмен веществ; для материального производства необходимостью есть труд.

Случайность – философская категория, отражающая таковой тип связи, что обусловлен несущественными, внешними, неустойчивыми, единичными для данного явления обстоятельствами. Случайность возможно внешней и внутренней, субъективной и объективной. Природу случайности возможно продемонстрировать на примере прорастания зерна. В благоприятных условиях – это нужный, закономерный процесс, но в случае если зерно при наличии благоприятных условий не проросло – это случайность.

Познание нужных и случайных причинных связей довольно часто осложняется недооценкой действительности и диалектики возможности. К примеру, любой природный объект возможно богаче, чем выглядит, его возможности шире действительности. Реализация же этих возможностей в значительной мере зависит от деятельности человека, которая выступает случайным причиной по отношению к нужным и объективным природным связям. Категории возможности и действительности характеризуют две главные ступени в развитии и становлении совокупности.

Возможность – философская категория для отражения объективной тенденции становления предмета, которая выражается в наличии условий для его происхождения. Различают абстрактную (формальную) и настоящую (конкретную) возможности. Численная мера возможности выражается понятием возможности.

Реальность – философская категория для отражения объективно существующего предмета, явления либо процесса как результата реализации некоей возможности, в широком смысле – совокупности всех реализованных возможностей.

Не все возможности совокупности перерастают в реальность. К примеру, природа возможно богаче, чем выглядит, ее возможности шире действительности. Процесс развития протекает так, что возможность делается действительностью, а сама реальность порождает новые возможности. В каждом конкретном случае происходит борьба разных возможностей.

Единичное – философская категория, отражающая относительную дискретность, обособленность объектов друг от друга в пространстве и во времени с свойственными им своеобразными изюминками, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Особое – философская категория, отражающая настоящий предмет как целое в единстве его противоположных моментов – единичного и неспециализированного.

Общее – философская категория, отражающая определенное свойство либо отношение, характерное для данного класса предметов, явлений.

К примеру, единичным есть человек как индивид, неспециализированным – биологические и социальные показатели в нем, особым – содержание и конкретное соотношение этих показателей у каждого человека. Венера и Марс — единичные объекты. Общее в них то, что они есть планетами Нашей системы. Особенность Марса в том, что его свойства близки земным (вода, землетрясения, вулканы), а особенность Венеры – единственный в нашей системе пример парникового результата.

Ответственная методологическая и познавательная роль этих категорий была обнаружена уже древними философами, в то время, когда появилась неприятность перехода от единичных предметов к знанию о них. взаимосвязь и Логический аспект единичного, особого и неспециализированного были установлены Гегелем. Он продемонстрировал, что единичное – это предмет во всей совокупности его чувственных особенностей. Особое – это уже знание о предмете, которое фиксирует в нем показатели, разрешающие отнести данный единичный предмет к определенному классу объектов. Общее – это знание о предмете, которое фиксирует проявление в нем общих, закономерных, универсальных связей. Общее ни при каких обстоятельствах не исчерпывает единичного, в единичном постоянно остаются кое-какие нефиксируемые свойства.

Субъект теоретической и практической деятельности неизбежно обнаруживает различие определенной совокупности показателей, тенденций и свойств объектов и способов их выражения, что закрепляется в следующих категориях: содержание, форма, явление и сущность.

Содержание – философская категория, отражающая единство всех составных элементов объекта, его особенностей, внутренних процессов, связей, тенденций и противоречий.

Форма – философская категория, отражающая выражения содержания и способ существования. Форма возможно внешней и внутренней. Понятие внутренней формы близко по содержанию к понятию структуры.

К примеру, вода являются совокупностью элементов и кислорода и свойств водорода (содержание), каковые связаны в полной мере в некотором роде в молекулу воды (форма). Содержанием живого организма являются процессы обмена веществ, наличие органов, тканей, клеток. Порядок же функционирования жизненных процессов в организме, структура тканей и органов является формой живого организма.

Любой предмет, процесс и явление – это формы и единство содержания. Следовательно, содержание неизменно оформлено, а форма неизменно содержательна. В ходе развития содержание довольно часто опережает форму. Иначе и форма владеет активностью. Время от времени новое содержание может облекаться в уже проверенные временем формы. К примеру, идеологическая работа как форма публичной судьбе на разных исторических этапах несет в себе разное содержание. Вероятен и отрыв формы от содержания – формализм в работе, мастерстве, бюрократизм в публичной судьбе.

Сущность – философская категория, отражающая внутреннюю, довольно скрытую от яркого наблюдения и устойчивую сторону предмета, которая определяет его развитие. Эта категория фиксирует единство всех многообразных и противоречивых форм бытия предмета, его роль и место в конечном итоге.

Явление – философская категория, отражающая внешнюю, менее устойчивую сторону предмета, то либо иное выражение предмета, проявление его сущности. Благодаря явлению сущность дешева отечественному яркому восприятию как посредством органов эмоций, так и косвенно, посредством устройств.

Внутренняя сторона предмета определяет собой внешнюю, а внешняя – высказывает внутреннюю. Внешняя сторона воспринимается конкретно, а к пониманию внутренней люди приходят при помощи абстрактного мышления. Особенной формой выражения сущности есть кажимость, видимость. К примеру, в течение многих столетий люди были уверены, что солнце движется по отношению к неподвижной почва (геоцентризм). В будущем на базе накопленных астрономией наблюдений, был сделан вывод о том, что перемещение Солнца около Почвы есть только кажущимся, а настоящее перемещение состоит во вращении Почвы около собственной оси и около Солнца.

явление и Сущность неотделимы друг от друга и смогут переходить приятель в приятеля. Следовательно, сущность есть, а явление значительно. Сущность беднее многогранных и разнообразных явлений, но она – их неспециализированная база.

Так, категории диалектики, во-первых, воспроизводят отношения и свойства бытия в максимально неспециализированном виде; во-вторых, отражают развития и основные этапы становления предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности человека.

06. ДИАЛЕКТИКА. Категории диалектики

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector