Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы. целевые фонды охраны природы

Грамотная реализация идей функционирования целевых природоохранных (экологических) фондов разрешает устранить многие недочёты действовавшей прежде совокупности финансирования, например, не сильный учет местной специфики финансируемых объектов и нужных пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны внешней среды. Механизм образования фондов содействует частичному притока самофинансированию и увеличению средств природоохранных работ за счет платежей фирм за загрязнения.

В первый раз вопрос о необходимости создания экологических фондов появился в отечественной литературе на рубеже 70—80-х годов XX в. в связи с проблемой распределения и поиска средств на природоохранные мероприятия и разработкой штрафов и системы платежей за загрязнение внешней среды. Изучение зарубежного опыта продемонстрировало, что на Западе экологические фонды в национальном масштабе широкого распространения не взяли, но во Франции, ФРГ, Нидерландах в рамках отдельных территорий создаются коллективные распределительные фонды целевого назначения. Такие фонды формируются в первую очередь при регулировании поступлений сточных вод.

Они образуются за счет средств фирм-загрязнителей, средств бассейновых и государственных дотаций органов.

Опыт государств, внедряющих такие фонды, говорит о том, что условиями действенного применения их средств являются наличие конкретных природоохранных программ и ограничение числа участников фонда, что разрешает более совершенно верно определять размеры вкладов отдельных фирм и последующее распределение средств. Так, в Соединенных Штатах создан национальный компенсационный фонд, что употребляется для компенсации затрат правительства на использование неотложных мер и ограничение масштабов ущерба, нанесенного здоровью людей. В 1980 г. был принят закон о суперфонде, регламентирующий финансирование работ по обезвреживанию химических свалок и других страшных отходов: 75 % поступлений в суперфонд должны снабжать налоги корпораций. В рамках суперфонда организован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения внешней среды страшными веществами. Компенсационные фонды создаются в Соединенных Штатах и на уровне штатов для финансирования мониторинга, изучений и практических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды.

В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд природоохраны был создан в 1990 г., а позднее создание его взяло правовую базу в соответствии с Законом Республики Беларусь Об охране внешней среды (1992), что четко определил наиболее значимые источники финансирования экологических мероприятий и программ по охране внешней среды:

¦ республиканский и местные бюджеты;

¦ средства юрлиц, необязательные взносы населения, зарубежных граждан, и иных источников;

¦ республиканский, местные внебюджетные и общественные фонды природоохраны;

¦ кредиты банков.

Создание внебюджетных фондов природоохраны (республиканского, областных, Минского муниципального, районных и городских) регламентировала отдельная статья закона (ст. 19), в которой был выяснен порядок их направления и образования применения средств. Тем самым усиливалась значимость фондов как источников финансирования экологической сферы. В развитие данной статьи было создано и утверждено правительством Положение о внебюджетных фондах природоохраны в Республике Беларусь, в котором в качестве главных средств формирования фондов отмечены налоги (платежи) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в вохдух; платежи за размещение (складирование) отходов; суммы, полученные в возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране внешней среды; штрафы за нарушение природоохранного законодательства.

Кроме указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природопользование, средств от реализации конфискованных рыболовства и орудий охоты, и от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, взятых по искам от зарубежных физических и юрлиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юрлиц, вторых природопользователей в финансировании природоохранных работ и некоторых иных поступлений.

Все указанные средства, формирующие внебюджетные фонды природоохраны, зачислялись на особые квитанции исполкомов местных Советов парламентариев, а после этого распределялись следующим образом: 10 % — на особый текущий счет внебюджетных средств Минприроды (республиканский внебюджетный фонд), 30 % — в областные, 60 % — в районные и муниципальные фонды природоохраны. Средства фондов расходовались лишь на природоохранные потребности. Применение их продемонстрировано на рис.16.1 и 16.2.

В соответствии с рис.16.2, в 1996 г. практически 2/3 средств фондов было израсходовано на постройку, капремонт и реконструкцию очистных полигонов и сооружений для отходов, другая часть — на приобретение контрольно-оборудования и измерительных приборов; мероприятия по охране и воспроизводству растительного мира и животного, увеличению плодородия земель; упрочнение национальных работ; ведение и организацию мониторинга кадастров природных ресурсов; научные исследования охраны внешней среды и т.п.

Необходимо заметить, что внебюджетные фонды природоохраны всех уровней концентрировали сейчас большие финансовые ресурсы (так, в 1996 г. в фонды республики поступило порядка 880, а в 1997 г. — 1327,7 млрд. р.), исходя из этого все чаще поднимался вопрос о консолидации фондов с бюджетами соответствующих уровней в целях усиления национального контроля за расходованием средств. И в соответствии со ст. 2 Закона О бюджете Республики Беларусь на 1998 год средства республиканского внебюджетного фонда природоохраны в первый раз вошли в состав республиканского бюджета, а операции с ними стали проводиться через совокупность Главного национального казначейства Минфина Республики Беларусь. С этих пор внебюджетный фонд природоохраны начал именоваться национальным целевым бюджетным фондом природоохраны. Средства же территориальных фондов природоохраны (в соответствии со ст. 3 закона) сейчас аккумулируются в составе местных бюджетов.

Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы. целевые фонды охраны природы

Вводная видеолекция к курсу

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector