Грамотная реализация идей функционирования целевых природоохранных (экологических) фондов разрешает устранить многие недочёты действовавшей прежде совокупности финансирования, например, не сильный учет местной специфики финансируемых объектов и нужных пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны внешней среды. Механизм образования фондов содействует частичному притока самофинансированию и увеличению средств природоохранных работ за счет платежей фирм за загрязнения.
В первый раз вопрос о необходимости создания экологических фондов появился в отечественной литературе на рубеже 70—80-х годов XX в. в связи с проблемой распределения и поиска средств на природоохранные мероприятия и разработкой штрафов и системы платежей за загрязнение внешней среды. Изучение зарубежного опыта продемонстрировало, что на Западе экологические фонды в национальном масштабе широкого распространения не взяли, но во Франции, ФРГ, Нидерландах в рамках отдельных территорий создаются коллективные распределительные фонды целевого назначения. Такие фонды формируются в первую очередь при регулировании поступлений сточных вод.
Они образуются за счет средств фирм-загрязнителей, средств бассейновых и государственных дотаций органов.
Опыт государств, внедряющих такие фонды, говорит о том, что условиями действенного применения их средств являются наличие конкретных природоохранных программ и ограничение числа участников фонда, что разрешает более совершенно верно определять размеры вкладов отдельных фирм и последующее распределение средств. Так, в Соединенных Штатах создан национальный компенсационный фонд, что употребляется для компенсации затрат правительства на использование неотложных мер и ограничение масштабов ущерба, нанесенного здоровью людей. В 1980 г. был принят закон о суперфонде, регламентирующий финансирование работ по обезвреживанию химических свалок и других страшных отходов: 75 % поступлений в суперфонд должны снабжать налоги корпораций. В рамках суперфонда организован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения внешней среды страшными веществами. Компенсационные фонды создаются в Соединенных Штатах и на уровне штатов для финансирования мониторинга, изучений и практических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды.
В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд природоохраны был создан в 1990 г., а позднее создание его взяло правовую базу в соответствии с Законом Республики Беларусь Об охране внешней среды (1992), что четко определил наиболее значимые источники финансирования экологических мероприятий и программ по охране внешней среды:
¦ республиканский и местные бюджеты;
¦ средства юрлиц, необязательные взносы населения, зарубежных граждан, и иных источников;
¦ республиканский, местные внебюджетные и общественные фонды природоохраны;
¦ кредиты банков.
Создание внебюджетных фондов природоохраны (республиканского, областных, Минского муниципального, районных и городских) регламентировала отдельная статья закона (ст. 19), в которой был выяснен порядок их направления и образования применения средств. Тем самым усиливалась значимость фондов как источников финансирования экологической сферы. В развитие данной статьи было создано и утверждено правительством Положение о внебюджетных фондах природоохраны в Республике Беларусь, в котором в качестве главных средств формирования фондов отмечены налоги (платежи) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в вохдух; платежи за размещение (складирование) отходов; суммы, полученные в возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране внешней среды; штрафы за нарушение природоохранного законодательства.
Кроме указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природопользование, средств от реализации конфискованных рыболовства и орудий охоты, и от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, взятых по искам от зарубежных физических и юрлиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юрлиц, вторых природопользователей в финансировании природоохранных работ и некоторых иных поступлений.
Все указанные средства, формирующие внебюджетные фонды природоохраны, зачислялись на особые квитанции исполкомов местных Советов парламентариев, а после этого распределялись следующим образом: 10 % — на особый текущий счет внебюджетных средств Минприроды (республиканский внебюджетный фонд), 30 % — в областные, 60 % — в районные и муниципальные фонды природоохраны. Средства фондов расходовались лишь на природоохранные потребности. Применение их продемонстрировано на рис.16.1 и 16.2.
В соответствии с рис.16.2, в 1996 г. практически 2/3 средств фондов было израсходовано на постройку, капремонт и реконструкцию очистных полигонов и сооружений для отходов, другая часть — на приобретение контрольно-оборудования и измерительных приборов; мероприятия по охране и воспроизводству растительного мира и животного, увеличению плодородия земель; упрочнение национальных работ; ведение и организацию мониторинга кадастров природных ресурсов; научные исследования охраны внешней среды и т.п.
Необходимо заметить, что внебюджетные фонды природоохраны всех уровней концентрировали сейчас большие финансовые ресурсы (так, в 1996 г. в фонды республики поступило порядка 880, а в 1997 г. — 1327,7 млрд. р.), исходя из этого все чаще поднимался вопрос о консолидации фондов с бюджетами соответствующих уровней в целях усиления национального контроля за расходованием средств. И в соответствии со ст. 2 Закона О бюджете Республики Беларусь на 1998 год средства республиканского внебюджетного фонда природоохраны в первый раз вошли в состав республиканского бюджета, а операции с ними стали проводиться через совокупность Главного национального казначейства Минфина Республики Беларусь. С этих пор внебюджетный фонд природоохраны начал именоваться национальным целевым бюджетным фондом природоохраны. Средства же территориальных фондов природоохраны (в соответствии со ст. 3 закона) сейчас аккумулируются в составе местных бюджетов.
Вводная видеолекция к курсу