Основные черты постмодернизма.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Англ. POSTMODERNISM, фр. POSTMODERNISME, нем. POSTMODERNISMUS. «Постмодернизм» появился на базе понятия «постмодерн». Постмодерн – культурная эра. В предельно широком контексте под постмодерном понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных философских тенденций и настроений».

Понятие «постмодернизм» применяют применительно к сфере философии, искусства и литературы для чёрта определенных тенденций в культуре в целом. Оно помогает для обозначения: 1) нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мышления; 3) нового художественного стиля, основного для разных видов современного мастерства; 4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.); 5) художественно- эстетической совокупности, сложившейся во второй половине ХХ века; 6) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике).

Сам термин «постмодернизм» появился в конце 30-х годов у У. Джойса, после этого в 1971 его «отыскал в памяти» американский исследователь Ихаб Хасан. Эстетика постмодернизма основательно создана зарубежными учеными Ж.-Ф. Лиотаром, Делезом, Ю. Крисевой, Р. Тарнасом, Ж. Бодрийяром и многими вторыми. Ими же сформулированы термины постмодернизма и основные понятия, выяснены ведущие его черты.

Мир в эстетике постмодернизма воспринимается как текст, организованный по правилам конселекции. Появляется чувство фрагментарного текстового хаоса. Произведение — только часть нескончаемого художественного текста всемирный культуры, не итог творческих упрочнений автора, а процесс постоянного диалога разных языков культуры, взаимообмена их на всех уровнях. «Хаос цитат высказывает космический хаос, где царит распад вещей» (И. П. Ильин).

Постмодернисты не пробуют противопоставить хаосу собственный слово, победить его панэстетизмом, напротив, они вступают с хаосом в диалог.

Посмодернистский текст демонстрирует множество вторых тексов, цитат образов, слов, создавая так, интертекстуальное пространство, поглощающее автора, его личную инициативу.

Главные черты постмодернизма.

Интертекстуальность — основная черта постмодернизма.

Как понятие и термин эстетики постмодернистская интертекстуальность была введена в научный обиход и обоснована французской исследовательницей Ю. Кристевой, во второй половине 60-ых годов XX века детально создана Р. Бартом, Ж. Жаннетом.

Возможно заявить, что в случае если текст у постмодернистов равен миру, то интертекст – людской культуре. С интертекстуальностью теоретики связывают «смерть» личного текста, растворенного в цитатах, и без того именуемую «смерть автора». Имеется в виду «смерть автора наивного», классического, на смену которому в тексте появляется постмодернистский тип автора: «глашатай Мирового Хаоса», порванный чужими текстами и цитатами. Интертекстуальность создается по принципу игры. Через интертекстуальность происходит игровое освоение Хаоса. Цитаты подобно актерам на сцене, кривляются, переглядываются, играются, придавая интертекстуальному пространству театрально-карнавальный темперамент.

Второй серьёзной чертой постмодернизма есть игра. Создатель играется с текстом и в тексте, и тексты играются с ним, вовлекая в эту игру читателей и всю землю. Через игру текст как бы рождается на отечественных глазах, спонтанно. «В ходе чтения все трое – создатель, читатель и текст преобразовываются в единое, нескончаемое поле для игры письма» (И. П. Ильин). С интертекстуальной игрой связана ирония, что содействует утверждению мира принципиального неупорядоченного, порванного.

Ирония в постмодернизме не насмешка, а «прием одновременного восприятия двух разноречивых явлений и как одновременного отнесения их к двум семантическим последовательностям» (А. Генис).

Диалогизм – третья черта постмодернизма. Это одна из форм полифонии. В диалогизме происходит демонстративное «преодоление времени во времени» одновременностью расположения и соединения в тексте разнообразных образов, цитат, знаков из отдаленных друг от друга художественных произведений.

Согласно точки зрения теоретиков (направляться. Горичева, Ю. Кристева, И Скоропанова, И Жеребкина), постмодернизм – культура по преимуществу «женская» в собственном отказе от твёрдых оппозиций, в спонтанности, в предпочтении «наслаждения и» принципа удовольствия в игре, что в определенной мере адекватного состоянию культуры и мира.

Эстетические художественные истоки русского посмодернизма просматриваются четко: публикация воздействия и романов Набокова его эстетики на развитие русской литературы последней трети ХХ века; знакомство с прозой Борхеса и У. Эко, Констанеды и Мисимы и других писателей Запада и Востока; существования русского художественного андеграунда и появление в печати так называемых пратекстов «одиноких постмодернистов» 60-70-х годов – поэмы Вен. Ерофеева «Москва-Петушки», романа А. Битова «Пушкинский Дом», Ю. Алешковского «Кенгуру», «Школы для дураков» и «Палесандрии» Саши Соколова и другие.

утверждению и Формированию русского постмодернизма деятельно содействовали такие направления, как поп-арт, соц-арт и «столичный романтический концептуализм».

Рассказы о живописи и живописцах — Постмодерн: особенности и формирование


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: