Основные черты монополии

Монополия — самоё яркое проявление несовершенной борьбе. Фактически говоря, в условиях монополизации рынка само существование борьбы возможно признано только с громадными оговорками. Так как борьба предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Как раз исходя из этого начинается состязание между производителями за спрос потребителя, появляется рвение наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Желает либо не желает того потребитель, он должен пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста оказывает помощь уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли москвич либо Владивостока добровольно отказаться от одолжений монопольного поставщика электричества, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные фирмы Кузбасса перевозить собственную продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, кроме этого как да и то, что подобное положение разрешает монополисту диктовать собственные условия с позиции силы.

Усиливает власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он совершенно верно знает количество рынка, может оперативно и с безотносительной точностью отслеживать трансформации количеств продаж и, уж само собой разумеется, в подробностях осведомлен о стоимостях, каковые сам же и устанавливает.

Ясно, что сочетание всех этих событий формирует для монополиста только благоприятные предпосылки и выгодную обстановку чтобы получить сверхприбыли. Разумеется, но, да и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, покажись в отрасли хотя бы еще один производитель-соперник. Монополисту срочно было нужно бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету интересов и потребностей последнего.

Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее провал национального монополизма, легко отыщет массу бытовых примеров аналогичных изменений. Черствый хлеб, к примеру, еще сравнительно не так давно всецело господствовавший в булочных, мгновенно стал уникальностью, по окончании того как монопольная совокупность снабжения сменилась борьбой массы свободных пекарен.

Как раз исходя из этого монополистическая структура рынка в том месте, где она существует, защищена целой совокупностью фактически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль свободных соперников. Главными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

1. преимущества большого производства (впредь до естественной монополии);

2. легальные преграды (монопольное владение источниками сырья, почвой, правами на научные успехи, разрешённые страной необыкновенные права);

3. нечестная борьба.

Разглядим подробнее эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли действенны только большие фирмы. Шансы на происхождение монополии существуют только в том месте, где размеры создают большие преимущества в издержках. Это положение теории многократно установлено практическим опытом.

Дело в том, что высокие доходы монополистов всегда были предметом зависти небольших компаний. В истории многих государств зафиксированы попытки небольших компаний под тем либо иным заглавием создать картель (ассоциацию, объединение, рабочую группу по стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве государств) и объединенными упрочнениями диктовать собственные условия потребителям и поставщикам.

В современной России, к примеру, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Финал этих попыток, но, всегда был неутешителен для их организаторов. Потому, что издержки у данной организации не были ниже, чем у небольших производителей, нет ничего, что мешало новым, свободным компаниям вступать в отрасль и удачно соперничать с картелем, а обиженным участникам самого объединения (такие в обязательном порядке оказались) нормально и без всяких последствий покидать его.

Другое дело — отрасли, где большие фирмы имеют более низкие издержки, чем соперники. Это формирует большой барьер перед всеми желающими пробраться в отрасль, а при благоприятных для компаний-фаворитов событиях и разрешает им всецело монополизировать рынок. Примером таковой компании может служить российское предприятие «Центр им. Хруничева» — производитель тяжелых космических ракет «Протон».

Не считая экономических барьеров монополию в большинстве случаев защищают преграды правовые (легальные), причем часто как раз они играются решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. В случае если в собственности некой компании выясняются, к примеру, неповторимые источники сырья, почвы с особенными особенностями и т.п., это машинально формирует предпосылки для монополии. Принципиально важно только, дабы создаваемый с применением названных природных ресурсов продукт и сам был неповторимым и незаменимым.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ именуется патентом) дает его обладателю монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Обладатель патента может единолично осуществлять собственный монопольное право, быть может за вознаграждение в полном либо частичном количестве предоставлять его вторым лицам (выдавать лицензию). Скажем, может реализовать лицензию на сбыт и производство запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой реализованной единицы товара.

Наоборот, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: имеется патент — имеется право, нет патента — нет и прав. Для нашей страны это событие имеет огромное значение, потому, что фактически все изобретения советской эры не защищены интернациональными патентами и вплоть сейчас употребляются чужестранцами безвозмездно.

С проявлениями нечестной борьбе государство борется самым твёрдым образом. Дело в том, что большой производитель в борьбе с более небольшими соперниками владеет массой преимуществ, практически сводящихся к применению неотёсанной силы. Такими способами возможно вынудить банк остановить выдачу кредитов соперников, железные дороги — транспортировку их грузов (именно это проделал когда-то Джон Д. Рокфеллер) и т.п. Появляется возможность вытеснить соперника и установить монополию кроме того в том месте, где честным методом она ни при каких обстоятельствах бы не сложилась.

Серьёзной разновидностью нечестной борьбе есть демпинг — умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения соперника. Большая компания — потенциальный монополист — имеет громадные денежные резервы. Исходя из этого она способна продолжительно торговать себе в убыток по заниженным стоимостям, вынуждая к тем же действиям соперника. В то время, когда последний не выдержит и разорится, монополист снова увеличит стоимость и компенсирует собственные убытки.

В Российской Федерации неприятность монополизации экономики стоит весьма остро. Основная изюминка монополизации русского рынка пребывает в том, что она сложилась как наследница национального монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было в полной мере самостоятельно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры. Наряду с этим удовлетворение потребности всей страны в том либо другом виде продукта довольно часто поручалось всего одному-двум фабрикам. Так, в конце 80-х годов более 1100 фирм были полными монополистами в производстве собственной продукции. Еще чаще виделась обстановка, в то время, когда число производителей по всей огромной стране не превышало 2-3 фабрик. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся индустрией страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации. [3.369]

Так, в случае если в государствах с рыночной экономикой монополизация в большинстве случаев проходила методом организационного объединения первоначально свободных компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании лишь одного производителя (либо весьма узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ у нас стало причиной резкому усилению монополистических тенденций. Частично это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прошлым монополистам добавились новые, в частности предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Альянса, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Но значительно большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им быстро усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение русских фабрик в частные предприятия создало замечательный стимул для получения монопольных доходов. А свобода выбора объёмов и установления цен производства дали в руки компаний средства успехи данной цели. Все три наиболее значимых последствия монополизации (занижение производства, завышение стоимостей, получение монопольных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим страной, вырвались наружу. Наряду с этим ветхий порок советских монопольных производителей — неэффективность — сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, со своей стороны, очень плохо оказало влияние на общий ход реформ в стране.

Пользуясь собственной монопольной властью, монополисты быстро ограничили предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с увеличением стоимостей русскими фирмами-монополистами явились серьёзной микроэкономической обстоятельством особенной глубины кризиса в Российской Федерации.

монополия и Конкуренция. Видеоурок по обществознанию 11 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector