Ощущение музыкального звука

восприятие и Ощущение — два неразрывно связанных процесса. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют кроме того как синонимы: говорят о восприятии одного звука либо об ощущении гармонии, не смотря на то, что верным в психотерапевтическом отношении будут выражения «чувство звука», «восприятие гармонии». И чувство, и восприятие имеется чувственное отражение деятельности при ярком действии явлений и предметов на рецепторы человека. Но чувство — это психологический процесс, заключающийся в отражении отдельных явлений и свойств предметов. Восприятие же — осознание действительности и целостное отражение. С одной стороны, чувство предшествует восприятию, поскольку человек может различать, чувствовать отдельные собственныйства предмета до его восприятия в целом. Иначе, такое различение, выделение вероятно благодаря восприятию и его анализу. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев продемонстрировали, что чувство как элементарный психологический процесс представляет собой особенную высокоорганизованную деятельность, включающую абстракцию, соотне&направляться;сение, обобщение и выделение. В таком понимании ощущение рождается на базе восприятия, благодаря включению мышления. Вот из-за чего говоря о единстве и механизмах связи ощущения и восприятия, С. Л. Рубинштейн заключает: «чувство предшествует восприятию, и восприятие предшествует ощущению» [265, с. 185].

Музыкально-слуховая деятельность__________________95_

И все-таки традиционно во всех психотерапевтических руководствах сначала освещаются закономерности ощущений, после этого — восприятия. В современной психологии дифференцируют более двадцати видов ощущений. Их классифицируют по разным основаниям: по наличию либо отсутствию контакта с раздражителем (дистантные — зрительные, слуховые, обонятельные и контактные — вкусовые, болевые, кожные), по размещению рецепторов (экстероцептивные, рецепторы которых расположены на поверхности тела — зрительные, слуховые, тактильные; интероцептивные, рецепторы которых расположены во внутренних органах — ощущения голода, жажды; и проприопептивные, рецепторы которых находятся в мышцах и сухожилиях — положения и ощущения движения отдельных частей тела в пространстве и др.). Слуховые ощущения занимают особенное место в жизни человека, будучи связанными с восприятием речи. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих ощущениях слуховой анализатор1 выделяет базные качества звука: тембр, высоту, громкость, на анализе которых применительно к музыке и сосредоточим главное внимание. Тембр в большинстве случаев связывают с той стороной звукового ощущения, которая высказывает в звуковом отношении состав сложных звуков. Не смотря на то, что тембр есть элементарной характеристикой музыкального звука, его чувство связано с весьма многими факторами, такими, как атака, затухание, высота, громкость, «окружение» звука, шумы, вибрато, форманты. Однако эти вопросы больше интересуют представителей акустики, нежели психологов. Чтобы охарактеризовать в психотерапевтическом отношении тембр, нужно иметь его качественные либо количественные показатели. К сожалению, сейчас нет ни количественных, ни удовлетворительных качественных черт ощущения тембра звука, как, но, и многих вторых видов ощущений — вкусовых, обонятельных, болевых. Ощущения

1 Анализатор представляет собой целостную функциональную физиологическую совокупность, складывающуюся из 3 частей: периферического рецептора — органа эмоций, проводящих соответствующего центра и путей коры головного мозга.

96________________________Бочкарев А. Л.

описываются в большинстве случаев в терминах особенностей объектов, каковые они отражают, говорят о тембре скрипки, тембре рояля; используются кроме этого довольно часто характеристики вторых видов ощущений, к примеру, зрительных (яркий, блестящий звук), осязательных (мягкий, шероховатый, острый, сухой) и др. Как же человек чувствует тембр? На данный вопрос специалисты отвечают единодушно — методом «неслышания» частичных ; тонов, каковые имеется в любом звуке. Тембровый слух имеется слух комплексный, нерасчлененный, не разбирающий звук на его составные части. Многие исследователи совсем справедливо важное значение придают вибрато в ощущении тембра. Вибрато — это периодическая пульсация звука по высоте, интенсивности. «Вибрато, — пишет В. М. Теплов, — имеется такая периодическая пульсация высоты, тембра и интенсивности, которая воспринимается слухом не как пульсация, а как тембровая окраска звука» [296,с. 74]. Чтобы создавалось чувство тембровой окраски, нужна оптимальная частота вибрато — приблизительно шесть колебаний в секунду. В случае если частота меньше четырех-пяти колебаний в секунду, звук делается «качающимся», в случае если частота больше восьми колебаний в секунду — звук получает темперамент «тремолирования». Тембровая черта звука тесно связана с высотной . Многие исследователи в области музыкальной психологии (В. Келлер, К. Штумпф, М. Мейер, Б. М. Теплов) в ощущении высоты звука выделяют две стороны: чувство высоты (в «Чисто» тембровый слух (безвысотный), в котором не отражается звуковысотное перемещение, — слух не музыкальный, согласно точки зрения Б. М. Теплова. Развитие слуха должно идти от отвлеченного (от тембра) к воплощенному, отражающему все разнообразие и богатство тембров. Тембровый слух начинается в деятельности. Большая часть музыкантов слышат музыку темброво. «Я ни при каких обстоятельствах не придумываю отвлеченно, — отмечает П. И. Чайковский, — т. е. ни при каких обстоятельствах музыкальная идея не есть во мне в противном случае, как в соответствующей ей внешней форме. Так, я изобретаю самую музыкальную идея в одно время с инструментовкой» [296, с. 181]. «При произведении оперы звуки, представленные в мыслях, принадлежат оркестру и голосам», — подчеркивает Н. А. Римский-Корсаков [295,с. 181].

Музыкально-слуховая деятельность__________________97

собственном смысле) и чувство тембра (окраски). В случае если в шумах и в звуках речи высотные и тембровые характеристики воспринимаются суммарно, нерасчлененно, главное условие ощущения музыкальной высоты — вычленение высотного компонента из темброво-высотного комплекса. Своеобразие музы&направляться;кальной высоты, как продемонстрировал Б. М. Теплов, составляют следующие три показателя: переживание перемещения в определенном направлении, возможность и переживание интервала интонировать звук голосом. Переживание звуковысотного перемещения не есть значительным для восприятия музыки, поскольку оно характерно и для восприятия речи1: в речи мы по изюминкам звуковысотной кривой оцениваем эмоциональную сторону интонации. Два вторых показателя (воз и переживание интерваламожность интонировать звук голосом) свойственны только для ощущения музыкальной высоты как высоты движущихся и относящихся друг к другу в определенном отношении звуков. Чтобы оценить музыкальную высоту, нужно ощутить и услышать отношения звуков друг к другу. Как раз чувствительность к различению высоты звуков многие западные психологи вычисляют главной чёртом музыкальности. Так, К. Сишор думал, что при пороге 12 стоимостейтов человек может стать музыкантом, при пороге от 12 до 32 центов — обязан взять только неспециализированное музыкальное образование, при пороге более 70 центов не должен иметь никакого отношения к музыке. известный современный американский ученый Р. Колвелл кроме этого включил чувствительность к различению высоты в число главных музыкальных свойств. Да и в практике отбора в отечественные музыкальные школы многие педагоги диагностируют эту свойство, не смотря на то, что изучения Б. М. Теплова убедительно говорят о том, что эта способность не определяет пригодность к профессии, совершенствуясь под влиянием обучения и тренировки.

1 В этом случае мы имеем в виду нетональные языки, поскольку в тональных языках (к примеру, во вьетнамском) высота есть выражением содержания, значения.

Необычный ОБЪЕМНЫЙ 3DSS звук! Настоящее чувство результата присутствия!

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector