Федеральная гос собственность и управление ею.( музеи, объекты соц культуры, исторические памятники)
Установление основ федеральной политики , федеральные программы в области гос, экономич, экологического, соц-культурного и национального развития
3. Установление правовых основ единого рынка: финансовая, валютная, кредитная, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основа ценовой политики и т.д.
Федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы
Федеральные фонды регионального развития
Внешняя политика и международн отношения
Внешне-экономические отношения РФ
Гос управление
Оборона и безопасность
Функционирование федеральной судебной системы
Фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу
Исследование и использование космического пространства
Обслуживание и погашение гос-го долга
Финансовая поддержка субъектов РФ
В совместном ведении РФ и субъектов РФ в соотв со ст.72 находится:
1. Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и недрами.
Разграничение гос собственности.
Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, социальная защита население.
Установление общих принципов налогообложения .
Бюджетный федерализм реализуется главным образом при формировании бюджетных доходов и расходовании бюдж средств.
Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:
Законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджета
Обеспечение органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций
Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания уровня доходов всех звеньев бюджетной системы
Самостоятельности и равноправия каждого бюджета входящего в бюджетную систему
Организация меж бюджетных отношений в рамках бюдж системы РФ.
Сбалансированность бюджета – при реализации данного принципа предполагается соответствие расходов к полученным доходам. Бюджет чаще всего бывает несбалансированным (дефицитным или профицитным).
Эффективность и экономность использования бюджетных средств — предполагается экономное и рациональное расходование бюджетных средств в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и лимитами. Нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает меры ответственности в соответствии с бюджетным и уголовным кодексом бюджетной федерации. Как правило, бюджетные средства выделяются на безвозвратной и безвозмездной основах на финансирование целевых мероприятий. В случаи нецелевого их использования они подлежат возврату в бюджет. Расходуемое бюджетное ассигнование должны тратить экономно и рационально.
Общее (совокупное) покрытие расходов бюджета – в соответствии с этим принципом недопустимо привязывать расходы бюджета к соответствующим доходам бюджета. Собранные деньги в бюджет должны быть использованы на соответствующие цели определяемые законом о бюджете на очередной финансовый год.
Гласность –принцип гласности реализуется по средствам публикации закона о бюджете на очередной финансовый год в средствах массовой информации (СМИ).
Достоверность – реализация данного принципа предполагает максимально точное прогнозирование и планирование возможных поступлений в бюджет. Расчеты должны быть экономически обоснованными и оправданными. И не должны иметь произвольный характер. Достоверность расчетов является основой стабильности поступлений в бюджет и оттого насколько точно спрогнозированы доходы будет зависеть эффективность использования бюджетных средств в соответствии с их функциональным назначением.
Адресность и целевой характер бюджетных средств – строго целевое финансирование. Назначенное и выделенное ассигнование должны быть использованы строго по целевому назначению. Нецелевое использование бюджетных средств предполагает наложение на распорядителей кредитов бюджетных средств мер административной, материальной и уголовной ответственности.
Бюджетная система страны
В соответствии с бюджетным кодексом РФ бюджетная система страны, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, состоит из бюджетов 3 уровней:
Федеральный бюджет — к региональным бюджетам относятся бюджеты республик входящих в состав РФ, краевые и областные бюджеты, бюджет автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Бюджеты субъектов РФ – являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для использования в организациях и на предприятиях находящихся в ведении субъекта РФ.
Местные бюджеты – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.
Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления это экономическая основа реализации принципа развития демократического государства (демократического общества).
С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства и субъекта народного хозяйства.
Отличительной черта государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связанны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в сове распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (НДС и акцизы, только косвенные налоги, которые включаются в цену товара).
Акциза – косвенный налог, взимаемый на товары высокого потребительского спроса.
Налог Добавленной Стоимости (НДС) —
В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Через государственный бюджет перераспределяется около 60% ВВП (Валовой Внутренний Продукт). Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил подъема экономики и культуры регионов. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств.
Бюджетная классификация
Общая структура бюджетной классификации
В международной практике для макроэкономических расчетов учета и прогнозирования применяется система национальных счетов. В рамках этой системы в экономике страны выделяют 5 секторов:
Сектор государственного управления.
В сектор государственного управления входят органы государственной власти и местного самоуправления. Созданные ими бюджетные учреждения, а также органы управления государственными внебюджетными фондами. Целью сектора государственного самоуправления является реализация государственной политики путем производства нерыночных товаров и услуг. Для общества и перераспределения доходов с помощью трансфертов.
Бюджетный процесс в России