Организация инструментального музицирования на уроке музыки.

Игра на музыкальных инструментах (инструментальное музицирование) — вид исполнительской деятельности, очень привлекательный для школьников. Многие музыканты и педагоги (Б.Асафьев, Яворский, К.Орф) подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как базы развития музыкальности и элементарного музицирования детей.

Инструментальная деятельность детей в учреждениях общеобразовательного типа осуществляется в основном в ходе игры на элементарных музыкальных инструментах. Термин элементарные музыкальные инструменты введен К. Орфом. В созданный им инструментарий входят как несложные музыкальные инструменты, а также многообразные ударные, так и инструменты, намерено созданные для детей: металлофоны, ксилофоны и др.

В педагогическую практику входит совместное выполнение музыкальных произведений на фортепиано преподавателем и обучающимися (так именуемое четырехручие). Обучение начинается с несложных шумовых, ударных инструментов, после этого подключаются клавишные и духовые инструменты. Игра на музыкальных инструментах целесообразна не только в начальной школе, но и в главной школе. Дети с увлечением принимают участие в музицировании.

Главные виды инструментального музицирования: сольное, групповое и коллективное выполнение инструментальных образцов; выполнение сопровождения к разучиваемым и исполняемым песням, введение дополнительной инструментальной партии либо нескольких партий в качестве сопровождения к песне либо музыкальной пьесе, с которой дети знакомятся в слушательской деятельности; импровизация, произведение инструментальных и вокально-инструментальных композиций.

Инструментальное музицирование содействует формированию всех подряд сторон музыкального слуха (звуковысотного, мелодического, ладового, тембрового, динамического, гармонического, полифонического и т.д.). Для нечисто интонирующих детей инструментальное музицирование есть единственной возможностью самовыражения ребенка в исполнительской деятельности.

Игра на музыкальных инструментах формирует благоприятные условия для освоения обучающимися нотной, партитурной записи. Школьники должны знать правила и названия инструментов их хранения; мочь различать на слух тембры инструментов, понимать их ясную сущность; овладеть способами и приёмами игры на каждом инструменте; осознавать ясные изюминки звуковедения, звукоизвлечения; овладеть навыками ансамблевого выполнения.

На уроках в ходе инструментального музицирования исполняются, как фольклорные произведения, так и произведения композиторов.

Выбор музыкальных инструментов для детского музицирования на уроке зависит:

— от наличия количества инструментов и определённого набора в кабинете музыки;

— от владения преподавателем приёмами и методами включения инструментального музицирования в драматургию урока;

— от уровня музыкального развития готовности детей и каждого класса к применению инструментов на уроке.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах на уроке в школе направляться затевать с применения инструментария при выполнении музыки различной жанровой принадлежности, основываясь на игровых приемах включения инструментов в исполнительскую деятельность.

Предлагаются задания, направленные на выбор тембра инструмента, что бы соответствовал настроению и характеру музыки, звучащей на уроке.

Маршевая музыка в сознании детей ассоциируется со звучанием трубы и барабана. На барабане возможно отмечать ритмическую пульсацию музыки, метр (сильную долю такта), характерные ритмические формулы. Возможно поручить обучающимся-солистам озвучивать маршевую музыку при выходе и входе из класса, при маршировке детей на месте. Преподаватель формирует игры-композиции (RPG Игрушечный парад на музыку Марша древесных солдатиков П. Чайковского).

При выполнении песенной музыки лирического характера (Грустные песенки В. Калинникова, П. Чайковского и др.) из предлагаемых на выбор инструментов обучающиеся выбирают тембр треугольника либо металлофона. Необходимо предложить ребятам вслушаться в голоса этих инструментов, услышать их мягкий, чудесный тембр, продемонстрировать, какими приемами извлекается звук, как держат эти инструменты.

Танцевальная музыка. Для озвучивания народной пляски весёлого, оживленного характера, подойдут тембры ложек, бубна, румбы. Возможно выявлять ритмическую пульсацию, выговоры, особенности фразировки, характерные ритмические картинки, границы частей музыкальной формы.

Составление оркестровых партитур. Каждую партию необходимо разучить всем классом и только, после этого выполнить их, разделившись на группы. Озвучивание ритмической партитуры, как и разучивание отдельных партий, недопустимо без звучащей музыки. Музыка обязана звучать в виде фонозаписи либо в исполнении преподаватель. Преподаватель может напевать основную партию мелодию пьесы дети – выполнять ее вокализом, без слов.

Эффективность музицирования с детьми зависит: от степени методической подготовленности преподавателя, его умения подбирать музыкальный материал, разумно выстраивать этапы работы над музыкальным произведением в каждом конкретном классе, последовательно вырабатывать навыки личного и коллективного музицирования, комплектовать инструментарий в зависимости от его применения в условиях урочной и внеурочной работы. Инструментальное музицирование не должно преобразовываться в самоцель, его нужно сочетать в учебно-воспитательном ходе с другими видами музыкальной деятельности школьников – слушанием музыки, пением, музыкально-ритмическими перемещениями, изучением элементов музыкальной грамоты.

Успешность инструментального музицирования на уроках музыки даст импульс для продолжения данной работы во внеурочное время, создания детских инструментальных ансамблей, оркестров, каковые смогут стать украшением любой школы.

ИГРА и МУЗЫКА — Главные ОПОРЫ ДЛЯ ТЕРАПИИ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector